Музей ТрадицииКоллекцияХудожники, наивно увидевшие окружающую их жизнь.Е → Еленок Татьяна

Татьяна Дмитриевна Еленок

(род. 1930)

Родилась и выросла на хуторе Марьянский в Краснодарском крае, отец был председате­лем колхоза. После смерти родителей попала в детский дом, окончила семилетку. С 1943 по 1948 году училась в спецшколе связи, потом ра­ботала техником на телеграфе в Москве. В 1972 году впервые приняла участие в вы­ставке «Универсиада-72» в Москве. С тех пор активный участник многих экспозиций на разные темы, награждена медалями и дип­ломами творческих организаций. Любимая тема творчества в начале ее художес­твенного пути - электрификация и все, что с ней связано. Первая электрическая лампочка появилась в их колхозе, когда девочке было восемь лет. С тех пор электричество стало для нее символом прогресса и успехов Советской власти. Еленок копирует картину «Ленин у карты с планом ГОЭЛРО», а затем создает ряд композиций фантастического мира, где основа всего волшебная электрическая сила. Электро­лампа — жар-птица, гидроэлектростанция — чудо-юдо, рыба-кит, пропускающая сквозь могучие челюсти водяные потоки. Лампа-вертолет, лампа-звездолет, а также атомная энергетика, космические полеты, посадка советского летательного аппарата на Луне и стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Апол­лон», строительство БАМа (Байкало-Амурской магистрали) - все это являлось в произведе­ниях Еленок, переходило из картины в картину. По своей работе связиста она была близка к некоторым техническим видам деятельности и даже вносила предложения по нововведениям и усовершенствованиям. По мере того, как пафос Советской идеологии угасал, в картинах Еленок большее место занимали сказочные и декоративные мотивы.

В целом ее стиль можно охарактеризовать как преломление плакатно-оформительских приемов и традиционных украинских и юж­норусских мотивов декоративных росписей, вышивок. Последнее особенно заметно в ее графике, где она в основном изображает птиц, цветы, растения. Картины Еленок красочны, но цвет для нее - это раскраска предметов и плоскостей, в результате в работах больше пестроты, чем цветового единства. Художнице, несомненно, присуще чувство юмора и изобре­тательность в умении комбинировать мотивы, почерпнутые из самых разных источников. Ее всегда отличала любознательность, желание, как можно больше увидеть, во всем принять участие. Ее картины демонстрировались на десятках выставок, часто вместе с произведе­ниями профессиональных художников.

К. Богемская

Наивные художники России. СПб. 2009

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо