Музей ТрадицииКоллекцияХудожники, наивно увидевшие окружающую их жизнь.С → Соколов Сергей

??1

О себе рассказывает художник...

Родился в Городце, городе древнем, с крепостным рвом и валом, насыпан­ным жителями-воинами в 12 веке, городе когда-то купеческом, центре старооб­рядчества. Дух старины и сегодня сохранился местами в резных наличниках, фигурной кладке купеческих особняков, в фигурных дымниках, в арках широ­ких ворот (чтобы повозка въезжала во двор!). Помню, как закатали в асфальт остатки мостовой. Новое, яркое, зачастую безвкусное и пошлое, наступает на город, вытесняет дорогую старину.

Мои родители — из крестьян, каждое лето отправляли меня в деревню к бабушке в Осоково. Эта деревенская жизнь с запахами старого дома и двора с коровой и курами, с поворотами светлой речки, с лесом, напоенным хвойным воздухом, мне нравилась. Бабушка ткала на «кроснах» — старинном ткацком стане — красивые половики, а до нее на этом стане ее мать, моя прабабушка, ткала новины, из которых шили одежду. Прадед ходил бурлаком по Волге. Семейное предание гласит: позировал с другими художнику Илье Репину для его известной картины «Бурлаки на Волге».

Дядя Миша, мамин брат, — плотник, столяр и на все руки мастер, мебель себе сделал из дуба и украшал резными розами. Отец — токарь-универсал, но умел и плотничать, все что угодно делал руками — нужда заставляла.

Все мы родом из детства. Оттуда и воспоминания. Жили на улице Студеная, на квартире, в полуподвале старинного дома. Соседи: дядя Петя и тетя Аня (так их все звали) — интеллигентные, добрые. Дядя Петя — Петр Михайлович Яловицин, бывший учитель, высокого роста с бритым благородным лицом, имел свой кабинет со множеством книг и вел личный дневник. Тетя Аня — самая аккурат­ная портниха в Городце, обшивала, чинила, вязала. Сыновья тети Ани и дяди Пети погибли на войне, и я был им за внука.

Вот еще — мальчишке не разрешают вырезать фигурки из дерева, застав­ляют чистить картошку, а он навырезал из нее целый котел фигурок. Видя эту его страсть, посылают мальчишку в ученики к мастеру. Когда вырос, узнал, как выбирали себе в подмастерье мальчишек знаменитые мастера-артельщики, те, что украшали избы глухой городецкой резьбой. Приглашали посмотреть за своей работой, из стайки мальчишек через некоторое время оставался один (остальные убегали — есть более интересные занятия), а один, как заворожен­ный, оставался, смотрел и уже учился. Есть желание (может талант?), а это — главное, значит, будет мастером.

У меня такой возможности учиться не было, но желание и, видимо, способ­ности были. В школе урок рисования — главный. Городецкие дома с резными наличниками, краеведческий музей с его коллекцией резьбы, чудесные пря­ничные доски, горки Токарева-Козарина, донца-прялки, работы городецких резчиков на праздниках города, знакомство и беседы с земляками — известными художниками. А уже после армии, насмотревшись в альбоме на скульптуры из дерева Сергея Тимофеевича Коненкова, с азартом взялся выдалбливать из березовой плахи фигуру старика с бородой и посохом. Инструменты — зато­ченная отвертка да отцовские долото и топор. Процесс творчества заразителен, однажды насладившись им, уже не бросишь.

Не забуду, как носил свои деревяшки на «художественный совет» в малень­кий домик на Кокушкиной горе, к художникам Евгению Анатольевичу Растор­гуеву и Тамаре Петровне Гусевой.

Встречи с художниками высокой культуры много дали мне для жизни и ра­боты. Они развивали мой вкус и вдохновляли к работе.

Городецкое искусство — светлое, наивное и все про счастье. Едут в бричках кавалеры, пьют чай купчихи под ходиками, гуляют парочки под рябиной — все счастливы! Жить в Городце и заниматься творчеством — в этом и есть мое счастье, а если мои работы дарят радость другим, это — счастье вдвойне.

 

С. Соколов

 

Ф.А. Селезнев доктор исторических наук о Сергее Соколове


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо