Музей искусств XX-XXI вв.КоллекцияХудожники Органического Движения в Сфере Земли.ККолейчук Вячеслав Фомич → Инсталляция "Колоколей"

Вячеслав КолейчукИнсталляция «КОЛОКОЛЕЙ» , 1981–2014

посвящение русским конструктивистам

Особую звуковую атмосферу Москвы издревле создавал звон колоколов.  Первые сведения о московских колоколах – в то время привозных – относятся к 1338 году, а уже к в 1346 году Летописи говорят об отливке колоколов в Москве.

Колокольные звоны были связаны не только с богослужением: они сопровождали коронации российских государей, торжества в честь воинских побед или государственных событий, предупреждали об опасности, пожарах, созывали граждан на собрание – вече.

В XVII веке, когда московское колокололитейное производство достигло совершенства, открылись широкие возможности для создания художественных звонов.

На рубеже XIX – XX вв. в Москве начинают выделяться звонари, собирающие на одной колокольне колокола определенного строя и виртуозно исполняющие на них целые музыкальные композиции.

После Октябрьской революции церковный колокольный звон из Москвы почти уходит. На рубеже 1920 – 30-х годов многие московские колокола отдаются на переплавку, а в 1930 году колокольные звоны в Москве и вовсе запрещаются.

В новых условиях стали развиваться концертные формы колокольного музицирования. Чрезвычайно интересовался колоколами Александр Скрябин, колокольным звоном пронизаны многие произведения Сергея  Рахманинова. В 1921 году Карл Иогансон (входивший в круг русских конструктивистов) на второй выставке Общества молодых художников выставил «самонапряженные конструкции». Одним из примеров самонапряженных конструкций стали конструктивные колокола Вячеслава Колейчука – игнорирующие гравитацию, поддерживающие сами себя структуры крестообразной формы. Звучащие 3D кресты из полых металлических стержней, соединенных в пространстве тросами из нержавеющей стали или лески.

В 1950-е годы, на пересечении самых разных художественных направлений, в определённую и цельную тенденцию оформился кинетизм (от греческого Kineticos – «приводящий в движение») – течение в современном искусстве, в основе которого лежит идея движения формы, связанное во многом с  поисками художников раннего советского авангарда: Владимира Татлина, Александра Родченко, Карла Иогансона, Густава Клуциса, Георгия Крутикова, Наума Габо, и других.

К этому направлению отчасти относится и творчество Вячеслава Колейчука – художника и архитектора,  теоретика искусства и  мастера экспериментального дизайна.

Ещё в 1960-е годы, будучи студентом Московского архитектурного института, Вячеслав Колейчук открывает для себя русский конструктивизм и сделал первые реконструкции работ Александра Родченко и Карла Иогансона.

В начале 1960-х гг. Вячеслав Колейчук разрабатывает свои модели самонапряженных стержнево-вантовых конструкций, а с 1981 включает в свои композиции и звук, создавая звучащие объекты: самонапряженные колокола, акустический инструмент овалоид, пластинофон, спиралефон и другие. Оказалось, что можно создавать звенящие самонапряженные конструкции практически любой конфигурации, настраиваемые на любой звукоряд и к тому же звучащие как от удара (собственно звон), так и от касания струн-стяжек (нежный отзвук, «тень звона»).

Партии для звучащих объектов Колейчука были написаны для музыкальных произведений разными композиторами (Александром Бакши – к спектаклю «Превращение» Франца Кафки в театре «Сатирикон», 1996; Станиславом Крейчи – «Исповедь», 1998; «Рождение вертикали», 1999; «Овалоиада», 1999; Хорхе Кампосом – «Кон-Тики», 1996; Татьяной Михеевой – «Музыка для звучащих объектов», 2004; Николаем Хрустом – «Сотворение мира», 2013 и др.). Демонстрации инструментов  проходили в России и за рубежом на различных фестивалях, выставках и конференциях.

Звуковые акустические объекты, самонапряженные конструкции:

  1. КОНСТРУКТИВНЫЕ КОЛОКОЛА. 1981-2013

Звуковой акустический объект

Самонапряженная конструкция

Дюралюминий, стальной трос, стопорные элементы

  1. СПИРАЛЕФОН. 2016

Звуковой акустический объект

Самонапряженная конструкция

Дюралюминий, стальной трос

  1. КОНСТРУКТИВНЫЕ КОЛОКОЛА. 1981-2016

Звуковой акустический объект

Самонапряженная конструкция

Дюралюминий, стальной трос, стопорные элементы

  1. КОНСТРУКТИВНЫЕ КОЛОКОЛА. 1981-1995

Звуковой акустический объект

Самонапряженная конструкция

Дюралюминий, стальной трос, стопорные элементы

  1. КОНСТРУКТИВНЫЕ КОЛОКОЛА. 1981-2012

Звуковой акустический объект

Самонапряженная конструкция

Дюралюминий, стальной трос, стопорные элементы

 

Репортаж об открытии выставки Вячеслава Колейчука"Легко". tv "Культура" от 6.10.2016

Лекция «Русское кинетическое искусство второй половины ХХ века. Образы городской среды».

.





© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо