Музей искусств XX-XXI вв.КоллекцияХудожники Органического Движения в Сфере Земли.ККолейчук Вячеслав Фомич → Инсталляция "Колоколей"

Вячеслав КолейчукИнсталляция «КОЛОКОЛЕЙ» , 1981–2014

посвящение русским конструктивистам

Особую звуковую атмосферу Москвы издревле создавал звон колоколов.  Первые сведения о московских колоколах – в то время привозных – относятся к 1338 году, а уже к в 1346 году Летописи говорят об отливке колоколов в Москве.

Колокольные звоны были связаны не только с богослужением: они сопровождали коронации российских государей, торжества в честь воинских побед или государственных событий, предупреждали об опасности, пожарах, созывали граждан на собрание – вече.

В XVII веке, когда московское колокололитейное производство достигло совершенства, открылись широкие возможности для создания художественных звонов.

На рубеже XIX – XX вв. в Москве начинают выделяться звонари, собирающие на одной колокольне колокола определенного строя и виртуозно исполняющие на них целые музыкальные композиции.

После Октябрьской революции церковный колокольный звон из Москвы почти уходит. На рубеже 1920 – 30-х годов многие московские колокола отдаются на переплавку, а в 1930 году колокольные звоны в Москве и вовсе запрещаются.

В новых условиях стали развиваться концертные формы колокольного музицирования. Чрезвычайно интересовался колоколами Александр Скрябин, колокольным звоном пронизаны многие произведения Сергея  Рахманинова. В 1921 году Карл Иогансон (входивший в круг русских конструктивистов) на второй выставке Общества молодых художников выставил «самонапряженные конструкции». Одним из примеров самонапряженных конструкций стали конструктивные колокола Вячеслава Колейчука – игнорирующие гравитацию, поддерживающие сами себя структуры крестообразной формы. Звучащие 3D кресты из полых металлических стержней, соединенных в пространстве тросами из нержавеющей стали или лески.

В 1950-е годы, на пересечении самых разных художественных направлений, в определённую и цельную тенденцию оформился кинетизм (от греческого Kineticos – «приводящий в движение») – течение в современном искусстве, в основе которого лежит идея движения формы, связанное во многом с  поисками художников раннего советского авангарда: Владимира Татлина, Александра Родченко, Карла Иогансона, Густава Клуциса, Георгия Крутикова, Наума Габо, и других.

К этому направлению отчасти относится и творчество Вячеслава Колейчука – художника и архитектора,  теоретика искусства и  мастера экспериментального дизайна.

Ещё в 1960-е годы, будучи студентом Московского архитектурного института, Вячеслав Колейчук открывает для себя русский конструктивизм и сделал первые реконструкции работ Александра Родченко и Карла Иогансона.

В начале 1960-х гг. Вячеслав Колейчук разрабатывает свои модели самонапряженных стержнево-вантовых конструкций, а с 1981 включает в свои композиции и звук, создавая звучащие объекты: самонапряженные колокола, акустический инструмент овалоид, пластинофон, спиралефон и другие. Оказалось, что можно создавать звенящие самонапряженные конструкции практически любой конфигурации, настраиваемые на любой звукоряд и к тому же звучащие как от удара (собственно звон), так и от касания струн-стяжек (нежный отзвук, «тень звона»).

Партии для звучащих объектов Колейчука были написаны для музыкальных произведений разными композиторами (Александром Бакши – к спектаклю «Превращение» Франца Кафки в театре «Сатирикон», 1996; Станиславом Крейчи – «Исповедь», 1998; «Рождение вертикали», 1999; «Овалоиада», 1999; Хорхе Кампосом – «Кон-Тики», 1996; Татьяной Михеевой – «Музыка для звучащих объектов», 2004; Николаем Хрустом – «Сотворение мира», 2013 и др.). Демонстрации инструментов  проходили в России и за рубежом на различных фестивалях, выставках и конференциях.

Звуковые акустические объекты, самонапряженные конструкции:

  1. КОНСТРУКТИВНЫЕ КОЛОКОЛА. 1981-2013

Звуковой акустический объект

Самонапряженная конструкция

Дюралюминий, стальной трос, стопорные элементы

  1. СПИРАЛЕФОН. 2016

Звуковой акустический объект

Самонапряженная конструкция

Дюралюминий, стальной трос

  1. КОНСТРУКТИВНЫЕ КОЛОКОЛА. 1981-2016

Звуковой акустический объект

Самонапряженная конструкция

Дюралюминий, стальной трос, стопорные элементы

  1. КОНСТРУКТИВНЫЕ КОЛОКОЛА. 1981-1995

Звуковой акустический объект

Самонапряженная конструкция

Дюралюминий, стальной трос, стопорные элементы

  1. КОНСТРУКТИВНЫЕ КОЛОКОЛА. 1981-2012

Звуковой акустический объект

Самонапряженная конструкция

Дюралюминий, стальной трос, стопорные элементы

 




© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо