Музей искусств XX-XXI вв.КоллекцияХудожники Органического Движения в Сфере Земли.ККолейчук Вячеслав Фомич → Овалоид Вячеслава Колейчука

Овалоид Вячеслава Колейчука

Овалоид - акустический инструмент из группы идиофонов - создавался В.Колейчуком в период с 1994 по 1996 год. За это время было сделано несколько модификаций инструмента, на которых были отработанны основные принципы акустического, конструктивного и формообразующего характера.

В окончательном виде инструмент представляет собой композицию из двух пластин твёрдого дюраль алюминия толщиной 2 мм, высотой 600 мм и по горизонтали 1000 мм. Пластины соединяются твёрдым алюминиевым стержнем длинной 300 мм и диаметром 12 мм винтами с резьбой №10. Передняя пластина имеет форму овала, что явилось причиной появления названия инструмента - овалоид (то есть подобный овалу). Вторая пластина имеет нижнюю овальную и верхнюю прямоугольную части.

Две пластины стоят параллельно на расстоянии 270 мм друг за другом перпендикулярно плоскости резонатора (деки), выполненного из 10 мм фанеры. В верхней части обеих пластин сделаны вертикальные распилы, которые делят пластины на множество вертикальных полос металла различной ширины и высоты. Часть вертикальных полос имеют наверху косой срез для удобства извлечения ударных звуков, а часть специальную вогнутую кромку для удобства игры смычком. Таким образом, в инструменте пластины металла одновременно являются и звукосозидающими (в верхней части) и звукоусиливающими (в нижней части).

На овалоиде возможны три вида звукоизвлечения - ударные, смычком и различного вида тёрочками из кожи, резины, стекла и металла. Две металлические пластины, стоящие параллельно и касающиеся резонатора (деки), в двух точках при игре на них создают эффект пространственного звука (реверберации) с длительной амплитудой затухания. Эффект реверберации возникает по причине минимального контакта инструмента с резонаторным ящиком всего в двух точках, что в свою очередь создаёт предпосылки для сложных свободных вибраций металлических пластин в различных направлениях.

В некоторых случаях при игре на овалоиде происходят неожиданные резонансные явления в элементах инструмента создающие сложные звуковые комбинации. Спектр звуковой палитры определяется как свойствами материала инструмента (в данном случае металла) и способами звукоизвлечения, так и свойствами материалов звукоизвлекающих приспособлений, сделанных из стекла, металла, кожи, резины, дерева и тому подобное. Тембровые и высотные характеристики звучания инструмента имеют широкий диапазон: от звука литавр до звука колокольчиков; от звуков, подобных голосовым, скрипичным до квазисинтезаторных (компьютерных), поэтому иногда овалоид называется металлозвукосинтезатором.

Овалоид имеет большое количество звуковых тембровых оттенков и специфических тонкостей, предъявляя тем самым композиторам и исполнителям высокие требования по части слухового опыта, воображения и техники исполнения. Исполнение на инструменте возможно одним или несколькими музыкантами.

Партии для звучащих объектов Колейчука были написаны для музыкальных произведений разными композиторами (Александром Бакши – к спектаклю «Превращение» Франца Кафки в театре «Сатирикон», 1996; Станиславом Крейчи – «Исповедь», 1998; «Рождение вертикали», 1999; «Овалоиада», 1999; Хорхе Кампосом – «Кон-Тики», 1996; Татьяной Михеевой – «Музыка для звучащих объектов», 2004; Николаем Хрустом – «Сотворение мира», 2013 и др.).

Демонстрации инструментов  проходили в России и за рубежом на различных фестивалях, выставках и конференциях.

 

 

 

Репортаж об открытии выставки Вячеслава Колейчука"Легко". tv "Культура" от 6.10.2016

Лекция «Русское кинетическое искусство второй половины ХХ века. Образы городской среды».

.





© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо