Светостереография Вячеслава Колейчука

Основой для создания нового направления в художественном творчестве  послужила изобретенная В. Колейчуком графическая технология, получившая в дальнейшем несколько определений - штриховая стереография, светостереография, бликостереотектоника, «живая графика». Ближайшим аналогом для нее может служить голография, в которой для восстановления объемного изображения используются отражающие или пропускающие свет голографические фотопленки и фотопластинки с записанными на них с помощью лазера изображениями.

Обнаружение нового графического способа отображения известной и моделирования новой визуальной реальности произошло, с одной стороны, - случайно, с другой - явилось закономерным результатом давнего интереса Колейчука к проблемам психологии зрительного восприятия, к истории развития визуального языка в художественном творчестве, к проблемам симметрии и геометрии.

Триединство места, времени и интеллектуальной готовности создали ту базу, на которой произошло обнаружение нового графического способа.

Светостереография базируется на традиционных для искусства материалах (железо, латунь, дерево, медь, алюминий, металлическая фольга и т.п.) и технологии их обработки (гравирование).

Объяснение способа лучше всего провести на примере кольцевой зеркальной риски (штриха) нанесенной на плоскую поверхность металла:

что видят глаза, наблюдая кольцевую риску, нанесенную на картинную плоскость, расположенную перпендикулярно оси зрения? В верхней части кольцевой риски каждый глаз видит свой блик. Оба блика разнесены на некоторое расстояние друг от друга и расположены, соответственно, справа и слева от оси зрения. В нижней части кольцевой риски оба блика расположены наоборот: левый глаз видит блик справа, а правый глаз слева от оси зрения, в серединной части риски оба глаза видят блик в одной точке.

Зрительная система человека соединяет пары бликов в субъективном пространстве в верхней части риски в точку, расположенную за картинной плоскостью, в нижней части - в точку, расположенную перед картинной плоскостью, а в боковой части риски - в точку, лежащую на - картинной плоскости. Глубина стереоизображения регулируется радиусом кривизны кольцевой риски. Меньше радиус - меньше стереоглубина, больше радиус - больше эффект стереоглубины.

Важнейшим признаком восприятия пространства является перемещение предметов и объектов окружающего мира относительно друг друга или наблюдателя. Предлагаемый графический способ моделирует и этот признак объемности объектов. Если, например, наблюдатель кольцевой риски сдвинется влево, то пара бликов на верхней части сдвинется влево, а нижняя пара бликов - вправо, то есть произойдет относительное смещение бликов в стереопространстве. Этот эффект при движении наблюдателя позволяет рассматривать стереообъект с разных сторон.

А вот и дополнительный материал для наших размышлений.

Нас завораживают неведомо откуда, непонятно как возникающие пространственные образы кубов, различных сосудов. Конечно, их автор знает, как подобное возникает (скажем, за счет кропотливого труда), но мы-то, мы-то добровольные жертвы визуальных экспериментов, и нас обманывают, а мы довольны.

Фокус?

Игра?

Ну, да, отчасти.

На самом деле современное экспериментальное искусство.

Как обычно зритель вовлечен в новое «действо». Он присутствует при возникновении оптических образов из «ничего» (а медные пластинки, на которых записаны эти образы, вращаются). Чтобы запутать зрителя, рядом с иллюзиями могут быть помещены реальные объекты.

Так что наблюдай, сравнивай, делай выводы.