Любовь Гуревич о Валентине Соловьевой

Соловьева Валентина Васильевна (р. 1946, д. Овсянникова, Лесной район, Тверская обл.). Отец — заслуженный агроном, мать — крестьянка. В Ленинграде живет с 1951 г. Занималась живописью в изостудии Дворца пионеров у С.Левина (1956—1961), в Доме медицинских работников у В. Суворова (1961—1965). Окончила школу № 190 при ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (1963) и вечернее отделение керамики и стекла факультета ДПИ ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (1971). Параллельно в 1968— 1969 гг. занималась скульптурой у Л. Сморгона. Работала художником-исполнителем в театре Дворца пионеров, в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина, в ТЮЗе. С 1973 г. преподавала во 2-й художественной школе на ул. Некрасова, откуда была уволена после выставки в ДК им. И. И. Газа. Позже работала художником-оформителем в номерном предприятии, с 1991 г. возобновила преподавание в художественной школе. Входила в ТЭИИ.

В 1972 г. познакомилась с В. Стерлиговым, он давал ей уроки. После смерти Стерлигова стала ученицей Т. Глебовой. Работает в графике: пастелью поверх цветных карандашей. Влияние Глебовой, как ученицы П. Филонова, проявилось в «сделанности». «Единицей действия» является точка или тончайший, короткий, разнонаправленный штрих, положенный несколькими слоями, так что один цвет просвечивает сквозь другой, что придает напряжение и сложность колориту, за счет просветов достигается свечение. Переходы от формы к форме нежные, чуть явленные. Абстрактных разработок мало, предмет — с большим или меньшим геометрическим обобщением — остается. Среди тем — кроме натюрморта, пейзажа, портрета, переходящего в лик, — монастыри, святые места. Продолжает стерлиговскую линию пластического преобразования натуры в своих попытках выразить соответствие природных и духовных явлений. Так, в пастели «Подсолнухи» (1976) растения ассоциируются со священнослужителями, их головки — с нимбом. За природным стоит небесное: есть работа «Ангел колокольчиков». Цвет обычно теплый, охристый. Художница отмечает, что в ней соперничали влияния Стерлигова, с помощью натуры выражавшего духовное, и Левина, для которого натура важна ради нее самой. Кроме классически стер-лиговских мотивов у Соловьевой есть своя тема — деревенская. Это графика тушью на больших листах, преимущественно черно-белая. Некоторый геометризм присутствует и здесь — в форме светотени, в складках одежды. Старухи в платках, избы, баньки, поленницы, интерьеры. Воссоздана, в первую очередь, древесность деревни, акцентируется роль дерева, скрупулезно воспроизводится фактура древесины, составляющая предмет особого увлечения художницы. Работы и «стерлигов-ские», и «левинские» — теплые, добивается спокойного, созерцательно-просветленного состояния.

Любовь Гуревич

Художники  ленинградского андеграунда.  СПб.:  «Искусство-СПБ» , 2007. с. 130-131