Ирина Карасик о Сергее Спицыне

В еще большей степени с религиозным опытом, с христианскими символами связано искусство Сергея Спицына. Он даже , как кажется, мыслит себя именно религиозным художником. Создает изображения святых и церковнослужителей, пишет сцены по мотивам икон и фресок, утверждая ценность религиозного опыта, как личного, так и национального. Его влекут мотивы служения, подвижничества, духовного просветления. В автопортрете Спицын уподобляется пророку или апостолу, вписываясь в ряд канонических образов-типов («Инок», «Исихаст»). Религиозному духу соответствует пластическое осуществление — светонасыщенная, «бестелесная», словно освобожденная от всего земного, живопись, летящие формы. Обращает на себя внимание особый прием прорисовки лика. Внутри сокрыта иная форма: линии бровей, глаз, носа, рта, усов складываются в фигуру ангела. Так человеческое лицо, отмеченное печатью святости, одновременно становится неким ангельским домом. Таким аллегорическим способом художник, говоря современным языком, тематизирует скрытые мотивы живописи Стерлигова и стерлиговцев, о части из которых уже шла речь, — мотив преображения, одушевления, приюта, отражения внутреннего во внешнем.

Ирина Карасик

Пространство Стерлигова.  СПб.:  ООО «П.Р.П.» , 2001 (Авангард на Неве). с. 103