Михаил Герман о Михаиле Церуше

О каждом значительном мастере можно сказать, что искусство его обладает серьезностью, гармонией, культурой, индивидуальностью, продуманностью композиционных структур, ощущением стиля времени и своего места в нем.

Все это можно сказать, разумеется, и о Михаиле Цэруше. Однако медальон из комплиментов - плохая услуга художнику. Дело в ином - в возможности определить его особливость, то, что присуще лишь ему, что связывает его со временем и от времени отдаляет.

Как истинно одаренный художник, Цэруш живет и в собственном времени и во времени, существующем вокруг. В юности соприкоснулся он с особым миром школы Владимира Стерлигова, созвучным его собственным, робким еще исканиям, и это сыграло в его профессиональной судьбе известную роль. Цэруш утвердился в стремлении искать скрытую суть мира, различать сложные структуры, таинственным образом синтезирующие в себе жесткую логику и поэтическую веру в изначальную упорядоченность и разумность Вселенной.

Да, Цэруш проживал жизнь и так, как проживали ее другие. Учился в художественном вузе, выставлялся вместе с инакомыслящими, случался большой успех и персональных его выставок. Он взрослел. А внутри текла иная жизнь, лишь в душевных глубинах соприкасающаяся с тем, что происходило на поверхности бытия.

Михаил Герман

Каталог выставки «От предмета к беспредметности»

19 мая-11 июня 2005. СПб, выставочный зал «Манеж»