Музей искусств XX-XXI вв.СобытияПрограмма "Слово и музыка" → "Рождественские стихи" читает Алла Демидова

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СТИХИ  ПОЭТОВ НАЧАЛА 20 ВЕКА.

У микрофона АЛЛА ДЕМИДОВА.

В её исполнении прозвучали «Рождественские стихи» Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, Ивана Бунина, Владимира Набокова, Саши Черного и других поэтов серебряного века.

Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Её отец, Сергей Алексеевич Демидов, из рода легендарных золотопромышленников, был в 1932 году репрессирован, но вскоре выпущен на свободу. Несколько лет спустя Демидов ушёл на фронт добровольцем и погиб при взятии Варшавы в 1944 году. Войну Демидова провела у бабушки во Владимире. По окончании войны девочку воспитывала мать, Александра Дмитриевна Демидова, работавшая на кафедре экономического факультета МГУ младшим научным сотрудником по специальности кибернетика и экономическое программирование. Алла Демидова вспоминала, что уже в пятилетнем возрасте, отвечая на вопросы взрослых о планах на будущее, говорила, что мечтает стать «великойактрисой» (произнося это словосочетание слитно). В школьном театре женских ролей девочке не предлагали («Играла всё больше каких-то Бакул-бобылей»), зато она подготовила собственную чтецкую программу, куда входили монолог Катерины из «Грозы» и отрывок из «Анны Карениной».

foto1

По окончании школы Алла Демидова попыталась поступить в Театральное училище имени Бориса Васильевича Щукина, но не была принята из-за плохой дикции. «Пришла на консультацию к педагогу Владимиру  Ивановичу Москвину.  Даже не могла волноваться, ведь всю жизнь(!) готовила себя к этому. Спросили: Какую школу окончила? — Ответила: Фестьсот двадцать фестую. — Девочка, — сказал мне Москвин, — с такой дикцией в артистки не ходят!», — вспоминала позже актриса. В том же году Алла Демидова поступила на экономический факультет МГУ, попала на «лицейский» курс, из которого несколько человек стали академиками, и окончила его в 1959 году. На третьем курсе университета Демидова стала актрисой Студенческого театра МГУ, первое время — под руководством Игоря  Константиновича Липского; в спектакле «Коварство и любовь» (поставленном им незадолго до своей смерти) она успела сыграть служанку. В 1958 году руководить театром пришёл Ролан Быков, тогда ещё молодой актёр ТЮЗа. Первой серьёзной сценической работой Демидовой стала роль Лиды Петрусовой в имевшем успех спектакле «Такая любовь», поставленном в 1958 году Роланом Быковым по пьесе Павла Когоута при участии Ии Саввиной, Всеволода Шестакова, Зиновия Филлера. Постановка явилась удачным результатом коллективного творчества всех участников; по словам А. Демидовой, на спектакль «пошла вся Москва». «Потаённое, сдержанное, маскируемое самоиронией страдание, которым актриса наделила этот образ, стало чертой многих её героинь, одной из вариаций её сценической темы», — позже отмечалось в одной из биографий актрисы. Вторая попытка Демидовой поступить в Щукинское училище оказалась успешной. В 1959 году Алла Демидова начала учёбу на курсе педагога Анны Орочко, актрисы трагического амплуа, работавшей, в частности, с Евгением  Багратионовичем Вахтанговым.

a9_1676

От своего первого педагога начинающая актриса получила «бесценную поддержку», которая была необходима ей, чтобы поверить в свои силы и начать овладевать профессией; с нею — «азарт и кураж быть на сцене». В 1964 году А. Демидова с отличием окончила училище. Её дипломной работой была роль госпожи Янг в спектакле «Добрый человек из Сезуана» (1963), поставленном на курсе Юрием Любимовым. Считается, что этот спектакль положил начало «эре Таганки», характерными чертами которой стали «почти забытые к тому времени традиции Мейерхольда в соединении с элементами политического театра Брехта, предполагавшего для актера возможность временного выхода из образа и прямого контакта со зрительным залом». Уже тогда зрители и коллеги отметили необыкновенную пластику актрисы. «В „Добром человеке“ она просто выходила на сцену и делала жест рукой, но его запоминали все. Первую известность Алле Демидовой принёс фильм режиссера Игоря Таланкина «Дневные звёзды» по мотивам автобиографической повести Ольги Берггольц. Сам фильм, из которого были вырезаны некоторые сцены, был положен «на полку»; пять лет спустя он был показан на кинофестивале в Венеции и принёс режиссёру «Золотую медаль участия». Игру Демидовой высоко оценили специалисты. Благодаря работе актрисы, как писала А. Арефьева, сложная структура фильма превратилась «в целостную картину напряжённой духовной жизни поэта, наполненной лирическими раздумьями о долге искусства перед временем и народом».

 

a2_1941«Алла «открыла» мне, очень давно знакомому с ней, совершенно новые черты поэтической страсти, сердечной тоски, гражданского темперамента и гаерской шалости», — вспоминал Вениамин Смехов, говоря об этой и некоторых других ранних ролях Аллы Демидовой в кино. Высоко оценена была и сыгранная ею роль Марии Спиридоновой в фильме «Шестое июля» (режиссёр Юлий Карасик, 1968). Причём актриса проявила здесь самостоятельность, приняв участие в доработке роли. «…Я к тому времени уже имела представление и о марксизме, и об однопартийной системе, и мне хотелось всё обострить, так что я попросту переписала написанную Шатровым речь Спиридоновой», — позже вспоминала она. Критики отмечали, что актриса здесь «приблизилась к трагедии», умело передав «фанатичную одержимость идеей, непреложную уверенность в собственной правде» С конца 1960-х годов Алла Демидова стала получать крупные роли в Театре на Таганке. Первой из её заметных работ здесь стала Эльмира в «Тартюфе» Юрия Любимова по Мольеру (1968), спектакле, который, как отмечали критики, «будит мысль, зовет к совершенствованию самого весёлого жанра на театре — комедии» Как выдающаяся была отмечена критиками Демидова-Гертруда в «Гамлете» (1971).



a6_242«Пластика образа безупречна. Она составляет аккомпанемент главной теме и выражает мелодию внутреннюю. В 1970-х годах Алла Демидова активно снималась в кино; более того, говорила много лет спустя, что в те годы мимо неё «не проходил ни один «заслуживавший внимания» сценарий». Параллельно с работой в театре и кино Алла Демидова вела успешую концертную деятельность и выступала на телевидении с авторскими программами, демонстрируя ярко индивидуальную манеру чтения стихов и прозы. В 1982 году она прочла «от автора» текст «Пиковой дамы» (реж. И. Масленников), вступая в действие попеременно — то как тайная свидетельница, то как участница происходящего. Роль, которая могла бы показаться на первый взгляд «служебной», в исполнении актрисы стала многоплановой и разнообразной. Сотрудничество Демидовой с режиссером Романом Виктюком, в чьей постановке "Федра" по пьесе Марины Цветаевой (1988 год) Демидова наконец заявляет о себе как о трагической и одновременно синтетической актрисе, владеющей и современной пластикой, и поэтическим словом. Одновременно ведутся переговоры о "Федре" Расина с французским режиссером Антуаном Витезом. Репетиции обрываются смертью режиссера. Внутренний культ красоты, эстетизм, отличающий эту актрису, объясняет ее приверженность искусству Серебряного века. Обладая способностями филолога-исследователя, она заново открывает для слушателей культуру этого периода. Ни "Федра" Марины Цветаевой, ни "Реквием" и "Поэма без героя" Анны Ахматовой никогда прежде не игрались и не исполнялись публично. Впрочем, и пьесы Хайнера Мюллера до спектаклей Театра "А" были русскому зрителю неизвестны. В кино 90-х Демидова появляется как некий символ, придающий глубину и объем подчас поверхностным картинам. Ее небольшие роли, как и прежде, смотрятся самоценными, отточенными номерами, полными внутренней эксцентрики и гротеска. Но и в больших, и в малых ролях, в каждом слове и жесте ее персонажей проглядывают уникальные судьба и личность. Среди ролей: Лебядкина ("Бесы", 1992), императрица Елизавета ("Незримый путешественник", 1999), мисс Минчин ("Маленькая принцесса", 1999), Эльза ("Письма к Эльзе", 2001). В конце 2001 снимается в роли Алисы Коонен в фильме "Смерть Таирова". Анализируя творчество Аллы Демидовой, критики нередко соединяли последнее с необычной для советских театра и кино аристократичной, «царственной» внешностью актрисы. «Лицо у неё удивительное — словно с изящной камеи. С ним можно играть и блоковскую Незнакомку, и Грету Гарбо, и старуху Мелентьевну. Оно всегда вдохновляло художников», — писала «Культура». «Изысканная аскетичность облика, благородство поведения, сдержанный умный разговор, достоинство внутренней осанки, общее тихое „свечение“ — все привлекает в актрисе Демидовой, все свидетельствует, что она есть целый мир. Между тем, облик актрисы, во многом соответствовавший природе её характера, изначально служил защитой для ранимой натуры. Алла Демидова говорила, что относится к числу тех актёров, которые «патологически застенчивы в быту». Важную роль в доме Аллы  Демидовой всегда играли питомцы; один из них, пекинес Мики (уже умерший) снимался с ней в двух картинах — «Маленькая принцесса» и «Настройщик», причём в последнем, как полушутя замечала актриса, «сыграл» за неё. Своим любимым занятием (не считая профессии) А. Демидова называет чтение. «Читаю… не выборочно, а всё подряд. В этом смысле я всеядна. С удовольствием читаю про Гарри Поттера — это замечательное чтение, особенно в бессонницу», — говорила она в интервью. В домашнем кругу актриса известна также как почитательница философии, медицинских книг, классической музыки, живописи. Алла Демидова вошла в историю отечественного театра и кино как «одна из самых значительных и стильных современных русских актрис». Начиная с середины 1960-х годов критики, в большинстве своем, чрезвычайно высоко оценивали роли актрисы, относя её к числу «мастеров широкого диапазона, редкой самостоятельности, смелости творческих решений». Даже небольшие роли в исполнении Демидовой «обретали значительность и глубину, придавая неожиданный смысл подчас поверхностным картинам»; нередко её исполнение радикально смещало сюжетные акценты, ролевые планы (Аркадина, «Чайка»).

В её исполнении прозвучали «Рождественские стихи» Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, Осипа Мандельштама, Ивана Бунина, Владимира Набокова, Саши Черного и других поэтов серебряного века.

15 января 2012 года.

 

 


© 2015 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо