Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография. XIX век..Б → БЕРГНЕР Карл Август

БЕРГНЕР Карл Август. Москва, Газетный пер. / Кузнецкий пер. Саксонский подданный, дагерротипист, фотограф. Владелец ателье «Фотография А. Бергнера в Москве». Работал в России с 22 октября 1851 г. по 1864 г.

«С 1839 г. более десяти лет поставлял дагерротипные, фотографические аппараты и другие фототовары владельцу магазина в Москве, на Кузнецком мосту – Карлу Андреевичу Беккерсу.

Весной 1851 г. К.-А. Бергнер был в последний раз поставщиком товара для магазина братьев Беккерс.

В июне 1851 г. Б. познакомился с дагерротипистом Эдуардом Вильгельмом Мюкке, уроженцем Гамбурга, который содержал в Москве, на Рождественке, дагерротипное и фотографическое заведение, которое в октябре 1851 г. продал Б. (дагерротипную часть).

В ЦИАМе, ф. 46, оп. 2, д. 1072, лл. 19, 20, 26, 28, 29 – документ, подписанный Мюкке и Бергнером: «Его превосходительству московскому обер-полицейместеру ... г-ну генерал-майору и кавалеру Ивану Дмитриевичу Лужину гамбургского уроженца Вильгельма Мюкке прошение. Содержу я в Мясницкой части в доме Засецкого дагерротипное заведение, ныне намерен я означенное передать в полное распоряжение саксонскому подданному Карлу Августу Бергнеру. Означенный Бергнер жительство имеет Мясницкой части 2-го квартала в доме французской католической церкви. Октября 1 дня 1851 года. Эдуард Мюкке».

22 октября 1851 г. в Мясницкой части, 1-го квартала, в д. Засецкого на ул. Рождественка Карл Бергнер открыл дагерротипное заведение – под одной крышей с фотографическим заведением Мюкке.

В сентябре 1853 г. Б. продолжал работать как дагерротипист, что следует из его прошения: «... от 22 октября 1851 года дозволено мне принять от гамбургского уроженца Мюкке дагерротипное заведение и содержимую таковой же части квартиру в доме г-на Засецкого. А как ныне я желаю переменить для заведения квартиру и нанять таковую Тверской части в доме г-на Базилевского, то прошу приказать к переводу заведения меня допустить. 1853 года сентября 26. Август Бергнер». [смена дагерротипии на фотографию]

В 1858 г. («Московские ведомости», 1858, 15 ноября, приложение №137, с. 1162) он сообщил москвичам: «Фотография А. Бергнера переведена из Газетного переулка в Кузнецкий переулок, близ Кузнецкого моста, в дом Засецкой, напротив Фульда». В 1858-1863 гг. на его работах появился фирменный овальный штамп: «Photographie de A. Bergner ? Moskou». Б. создал прекрасную фотографическую галерею портретов писателей и поэтов России, общественных деятелей.

В 1853-1854 гг. московский литограф Бахман И. В. выполнил по фотографиям Б. специальное издание «Портреты гг. профессоров Императорского Московского университета» (М., 1855). В 1859-1860 гг. литограф Мюнстер А. Э. в Санкт-Петербурге издал литографским способом серию «Портретная галерея русских литераторов, журналистов, художников и других замечательных людей», некоторые портреты были выполнены по фотографиям ателье Б.

В 1850-е гг. фотографировал князя Н. Львова и графа Шереметева. В «Нашем наследии», №V за 1991 г. – репродукция портрета Ивана Сергеевича Аксакова, фото С. Бергнера [опечатка].

В 1863 г. Б. передал своё заведение баденскому подданному, художнику и фотографу Мартину Шереру, однако поставил условие, чтобы в названии фирмы было указано: «бывшая А. Бергнера в Москве [vormals A. Bergner in Moskau]» (ТШ2, сс. 54-59).

ФЛ-904, ст. 84, Кротков Н. С.: «Немного позднее я помню фотографию Бергнера в Кузнецком переулке. Работал он и на первых порах превосходно: он давал живые лица с абсолютным сходством».

В 1860 г. цены в ателье Б.: первый отпечаток – 10 руб. серебром, 2 и 3 – по 5 руб. серебром.

«Фотография», 1993, №9-10, с. 31: «Поставщиком заграничного товара в магазин К. А. Беккерса был саксонский подданный Карл Август Бергнер – будущий знаменитый фотограф Москвы [речь идёт о 1839-40-х гг.]. Более 10 лет К. А. Бергнер, приезжая в Москву и останавливаясь у Беккерсов, приглядывался к возможности открыть в Москве и своё дело, тем более что в городе постоянно «гастролировали» дагерротиписты из Вены, Парижа, Берлина.

РФ-996, с. 38: фото Б. «Неизвестная с детьми», «Портрет Мамонтовых», (1850-е г.), с. 39 – «Портрет А. С. Хомякова».

В ГНИМА хранится фото Николаевского вокзала в Москве с текстом: «Фотография Шерера и Набгольц, бывшая Бергнера».

Каталог «Крымская война»: «Фотография А. Бергнера в Москве». Бергнер Карл Август, саксонский подданный, в 1840-е г. поставлял фотографическую продукцию в магазин К. А. Беккерса из Германии и Франции. В 1851 г. он открыл фотографическое ателье в Москве. Бергнер главным образом занимался портретированием. Был признан самым модным московским фотографом 1850-х гг. В начале 1860-х гг. он сдал ателье в аренду М. Шереру. Покинул Москву в 1863 г.».

СПРФ, с. 64: «Из письма В. Н. Баснина [кяхтинский и иркутский купец 1-й гильдии, благотворитель (1800-1876)]: “Здесь признаётся первым фотографом Бергнер; и, несмотря на дорогую цену, всегда завален работами. Иду мимо, и как было ещё рано, вижу, что съезд небольшой. Зашёл и попал во вторую очередь. С меня сняли портрет в 10 р. и заказал ещё 2 копии по 5 р. – за рамки платить особо, по 1 р. – всё серебром. Для образца и выбора поставлено множество портретов: меньше 8 р. нет, ровно и больше 50-ти р. В 40 и 50 р. висят два портрета. Лица самой большой величины, какую производит только совремённая фотография, как мне говорили. Это не портреты, а живые люди. Чудо, что за снимки. Нельзя наглядеться; и будто бы без всякой правки. Иллюминированных разными красками нет, но снимается прямо двумя колерами: или чёрным, или тёмно-коричневым. Последний в роде сепии. Ясно разбирать можно, из какой материи сделано платье… В 40 р. снят портрет старца. Сидит на стуле у письменного стола. На нём лежат большие фолианты, один на другом. Бери их руками: так выдвинулись из бумаги, и такова перспектива. Чернильница с перьями. В руке, опущенной на колено, перо. Старик задумался. Длинные, седые волосы. Глаза не видно из-под нависших густых бровей… Меня тщательно усаживали и присматривались, как лучше, однако не стесняли мою натуральную позу. Задняя часть головы упирается в медную рогульку, чтобы не было никакого движения. Мигать позволено; да оно и не нужно, ибо портрет снимается … в 15 секунд. Сняли! Назначили подождать минут несколько, потом сказали, что портрет выйдет удачный. Велели приходить за всеми тремя через шесть дней”» [ГИМ ОПИ. Ф. 469, ед. хр. 15].

& Шипова Т. Н. Фотографы Москвы. // Мир музея, 1995, №1 (141), сс. 54-55; ТНШ, сс. 52-64. Сабурова Т. Фотография А. Бергнера в Москве. // Советское фото, 1991, №3, сс. 36-39 [масса «ляпов»].

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо