Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография. XIX век..Б → БИАНКИ Иван Карлович

Санкт-Петербург 1853 год

БИАНКИ Иван Карлович (Джованни Бьянки, Jean Bianchi или Giovanni Bianchi) ([1811?] 12 декабря 1812, гор. Варезе, Италия – 24 декабря 1893, Лугано, Швейцария).

Санкт-Петербург, Б. Итальянская ул., 5 / Невский пр., 54 (адрес в 1870 г.).

В Россию прибыл в 1821 г. со своей семьёй (как австрийские подданные); первое время жил в Москве, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1839 г. [?] Б. «отправился за границу на свой счёт для усовершенствования», а в 1849 г. вернулся в Москву, намереваясь сосредоточиться на карьере художника. В Санкт-Петербурге появился при императоре Николае I.

Прибавление к «Московским ведомостям», №85 от 15 июля 1848 г., с. 818: «Отъезжающие за границу: 1. Швейцарского Боза в Тессинский кантон Иван Бианки, жительство имеет на Лубянке в д. купца Варгина».

К-2: австрийский подданный, в Россию прибыл в 1821 г., учился в МУЖВ, в 1858 г. ИАХ дано звание художника живописи портретной и акварельной.

31 декабря 1857 г. Б. (вторично) подаёт прошение в совет Академии художеств и 8 марта 1858 г. Б. получает звание неклассного художника живописи портретной и акварельной. Документально подтверждено, что уже в 1852 г. его мастерская существовала по адресу – Б. Итальянская ул., д. 5 (или Михайловская пл., д. Бодиско, кв. 15 – это один и тот же адрес).

Столп.: «Наконец, как-то случайно, мы узнали, что в С.Петербурге уже с прошлого года [1853] поселился фотограф г-н Бианки, заслуживший известность в Париже и исключительно посвятивший себя фотографии видов. За год жизни в Петербурге он успел снять до 60 видов».

РФ-100, фронтиспис – фото Б. «Похороны Императора Николая I», 1855 г.; оригинал хранится в Городском музее Мюнхена.

Литературно-художественный журнал «Фотографическая иллюстрация» в №3 за 1863 г. поместил объявление, что художник и фотограф И. Бианки, известный Петербургу своими превосходными портретами и визитными карточками, летом 1862 г. сфотографировал все станции железной дороги Петербург-Петергоф, за которыми предлагает обращаться в своё итальянское ателье в Петербурге.

Визитка, оборот: «Италианская фотография художника И. Бианки. На большой Италианской дом №5 в С.-Петербурге. Photographie italienne par J. Bianchi. Grande rue des Italiens, 5 a St. Petersburg»; автограф датирован 1863 г.

В 1867 г. заснял 9 помещений в здании Старого Эрмитажа. ВП-67/68: владелец фотографии на Невском пр., д. 54, кв. 55. Фото второй половины 1860-х – 1870-е гг., оборот: «Италийская фотография художника И. Бианки бывшая Кулиша на Невском проспекте д. 54 против Театра в Петербурге».

На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. (Спб, Соляной городок) за выставленные фотографии «художник Иван Бианки, в С.-Петербурге» получает почётный отзыв. Экспонировал фотографические портреты и карточки [визит-портреты], снимки с картин и виды с натуры. «Г-н Бианки (не внесён в каталог) известен своими снимками внутренностей дворцов, а также видами, – есть среди них некоторые очень удачные, несмотря на трудность исполнения» (из доклада эксперта Левицкого С. Л.). VII отделение Экспертного комитета отнесло работы Б. к пятому разряду.

«Всемирная иллюстрация», №83, 1870: петербургский фотограф.

РФ-996, с. 311 – фото Б. «Интерьер дома Левашовых на Фонтанке», 1870-е гг. Сохранились 17 видов фасадов и интерьеров дворца Румянцева-Паскевича в Гомеле, отснятые Б. в 1870-х гг.

Текст бланка, оборот: «Бианки, Фотогр. на Невском прос. д. №54 в С.-Петербурге» [вторая половина 1860-х – 1870-е гг., сообщение Китаева А. А.]

Спб в светописи, с. 30: На снимках Бианки 1860 – начала 1870-х годов можно видеть и интерьеры, сохранившие отделку Растрелли, и связанные с именем архитектора А. Н. Воронихина. ... И. К. Бианки – один из лучших мастеров в области фотографии интерьеров 1860-1870-х годов. Помимо Строгановского дворца, он запечатлел Фонтанный дом Шереметевых, дома И. Ф. Паскевича и А. Л. Штиглица на Английской набережной, графов Левашовых на Фонтанке и много других зданий. Там же, сс. 206-212 – интерьеры, сс. 252-254 – пригороды Петербурга, съёмка Б. Там же, с. 296: был выдающимся мастером видовой фотографии, хотя начинал свою деятельность как фотограф-портретист.

Мясникова Л. Г.: «Прожив долгие годы в России, [Б.] в конце жизни уехал на родину в Швейцарию, забрав с собой все имевшиеся у него стеклянные негативы... Его бесценные негативы были проданы как простые стёкла» [это утверждение неточное, оно основывается на воспоминаниях Бенуа; см. «Иван Бианки – первый светописец Петербурга»].

16(28) апреля 1884 г. в письме генеральному консулу Швейцарской Конфедерации объявил о возвращении на родину. В последнее время перед кончиной живёт в Лугано на ул. Насса, дом №133, в котором умирает «холостым и обеспеченным»; погребён на кладбище Санта-Мария (документы в Архиве записей гражданского состояния Лугано).

В коллекции Эрмитажа насчитывается более 120 работ Б., в т. ч. панорамные виды Петербурга. 34 фотографии Б. хранятся в научной библиотеке Академии художеств, в т. ч. вид Императорской публичной библиотеки, фоном которой служат здания на Невском пр., на одном из них вывеска «Фотография художника Бианки».

По оценке А. Н. Бенуа «... Бианки не был простым профессиональным техником: на всех им изданных фотографиях он себя величает художником, и художником он действительно и был...» В воспоминаниях Бенуа пишет, что он познакомился с родным племянником Б., который рассказал ему о последних годах жизни своего дяди. «... к Бианки подобралась какая-то авантюристка, которая и женила его на себе. «Молодые» поселились в Лугано, и там эта женщина вскоре добилась перевода на её имя всего капитала мужа, завладев коим, она самым бессовестным образом его покинула в обществе своего любовника. Несчастный разорённый Бианки, из гордости не желавший обратиться к родным за помощью, умер вскоре в больнице, в совершенной нищете, и был похоронен в общей могиле. Печально и то, что все привезённые из России негативы, бесценные в документальном смысле, – были перед этим проданы его женой как простые стёкла».

ФНП, сс. 29-31: На Невском проспекте в доме 54 он работал с 1866 г. Упоминается во Всеобщей адресной книге Санкт-Петербурга на 1867-1868 годы.

Перевод сопроводительного письма к фотоальбому «Царское Село»:

«Ваше Высокопревосходительство

Покидая Россию вероятнее всего навсегда, считаю своим долгом выразить безграничную почтительность, которую я испытываю к моим благодетелям, кто, как и Ваше Высокопревосходительство, проявили доверие ко мне заказывая фотографии интерьеров и фасадов домов.

Исполненный признательности я бы хотел горячо поблагодарить Ваше Высокопревосходительство за все милости, проявленные ко мне, и в качестве свидетельства прошу Вас принять в подарок этот скромный альбом с фотографиями. Вне зависимости от того, какое впечатление произведёт на Ваше Высокопревосходительство сегодняшнее проявление моих чувств, в моём сердце всегда будут жить воспоминания о безмерной признательности, которую я испытываю в Вашему Высокопревосходительству.

Остаюсь обязанным и покорным слугой Вашего Высокопревосходительства

Jean Bianchi

художник и фотограф

С-т Петербург, 15/27 октября 1884

Забалканский проспект 12, д. Bolta

Его Высокопревосходительству

Графу Павлу Строганову».

Российский государственный исторический архив

Фонд 469, оп. 8, д. 1536 на 34 листах.

ДЕЛО

придворной Его Величества конторы

об издании в свет посредством фотографии акварельных рисунков

зал Нового Эрмитажа

и об уплате художнику Бианки денег за сделание тех фотографий.

Начато: 5 декабря 1854 г. Окончено: 22 апреля 1857 г.

Лист 3

3580/385

Министерство Императорскаго двора

по Придворной Конторе Эрмитаж

В С.Петербурге 22 апреля 1855 г.

№ 70

О фотографических рисунках

Его Сиятельству Господину Обер Гофмаршалу

Графу Андрею Петровичу Шувалову

Начальника 2-го Отделения Эрмитажа

РАПОРТ

В следствие Высочайшего повеления, объявленного мне в предписании Вашего Сиятельства от 11 декабря прошлого 1854 года за № 13009, касательно представления мною соображения об издании в свет посредством фотографии акварельных рисунков, изображающих внутренность зал Императорского Эрмитажа, я счел нужным предварительно произвести надлежащие по сему предмету опыты. Представляю при сем оконченные ныне 5 фотографических копий означенных акварельных рисунков, исполненных художником Бианки, – имею честь присовокупить, что я нахожу таковые копии удовлетворительными и что по моему мнению издание в свет посредством фотографии акварельных рисунков, изображающих внутренность зал Императорского Эрмитажа, была бы не без интересна.

Начальник отделения Федор Бруни

[Sic! Император Николай I умер в феврале 1855 г. Распоряжение отдал он, а все последующие действия – при Александре II].

Лист 4

№ 4495 /копия/

27 апреля 1855 г.

Г-ну Министру Императорского Двора

Обер Гофмаршала Графа Шувалова

РАПОРТ

Во следствие предписания Вашего Сиятельства, от декабря 1854 г. за № 4107, мною в тоже время предписано было Начальнику 2 отделения Императорского Эрмитажа г-ну Бруни, чтобы он представил соображение об издании в свет, посредством фотографии, всех хранящихся в Эрмитаже акварельных рисунков, изображающих внутренность зало[в] онаго.

Ныне г-н Бруни представил прилагаемые при сем 5 фотографических копий с означенных акварельных рисунков, исполненных для опыта, художником Бианки, присовокупив, что он, г-н Бруни, находит таковые копии удовлетворительными и что, по мнению его, издание в свет посредством фотографии акварельных рисунков, изображающих внутренность зал Императорского Эрмитажа, было бы не без интереса.

О чем имею честь представить Вашему Сиятельству.

Подписал Обер Гофмаршал Граф А. Шувалов

Лист 7

№ 10528 /копия/

25 июля 1855

Господину Министру Императорского Двора

Обер Гофмаршала Графа Шувалова

РАПОРТ

В следствие предписания Вашего Сиятельства, от 2 мая сего года за № 2088, мною в тоже время предписано Начальнику 2 Отделения Эрмитажа г-ну Бруни, доставить сведение, во что может обойтись предполагаемое издание в свет, посредством фотографии, всех хранящихся в Эрмитаже акварельных рисунков, изображающих внутренность зал онаго.

Ныне г-н Бруни донес мне, что по собранным им сведениям оказывается, что первый экземпляр или первый отпечаток с каждой акварели обойдется в 15 р. сер., второй 5 р., третий 4 р., четвертый 4 р., пятый 4 р., и шестой 0 р. Итаго за 6 экземпляров 32 руб., за 12 экземпляров 50 р., а за 24 экземпляра 90 р. – с 2-х акварелей два экземпляра обойдутся 30 р., с 3 акварелей три экземпляра 45 р., с 4-х акварелей 4 экземпляра 60, с 5 акварелей пять экземпляров 75 р., с 6 акварелей шесть экземпляров 0, т.е. за 6 фотографий, снятых с шести акварелей, 75 р. и наконец за 12 фотографий, снятых с 12 акварелей 150 р. серебром, причем присовокупить, что по этим ценам подразумевается, что фотографу предоставлено будет право хранить у себя матки [негативыА.П.] cделанных фотографий для собственного издания. В случае же невозможности предоставить ему это право, он соглашается, отпечатав потребное число экземпляров, предоставить и сами матки по 15 р. сер. за каждую.

О чем имею честь представить Вашему Сиятельству

Подписал Обер Гофмаршал Граф А. Шувалов

Листы 8-9

№ 803 /копия/ (получено 10 сентября)

М[инистерство] И[мператорского] Д[вора]

Канцелярия

Отделение 3

В Москве [Sic!]

4 сентября 1855 г.

№ 4410

Разрешение на № 10.528

Господину Обер Гофмаршалу

Графу А. Шувалову

В дополнение рапорта Вашего Сиятельства от 23 июля, требовано было от г-на начальника 2 отделения Эрмитажа более подробное и ясное сведение о выпрошенной фотографом Бианки цене за каждый экземпляр или оттиск с предполагаемых к изданию, посредством фотографии, всех хранящихся в Эрмитаже акварельных рисунков, изображающих внутренность зал онаго.

Ныне Статский Советник Бруни донес, что за первый оттиск с каждой акварели, Бианки назначает цену 15 руб. сер. а за последующие за печать оттиска с той же акварели по 4 руб. сер., что эту цену он берет только тогда, когда по печатании потребного числа экземпляров, представлена будет в его собственность самая негатива; в противном же случае, за первый оттиск с каждой акварели он назначает цену 30 р. сер., оставляя за последующие оттиски, как и в первом случае, цену по 4 руб. за каждый.

По всеподданейшему моему о сем докладу, Государь Император Высочайше повелеть изволил: издание означенных акварельных рисунков поручить Бианки на предложенном им первом условии, т.е. с тем, чтобы по оттиске двадцати пяти экземпляров [подчеркнуто в документе] фотографий каждой акварели, на каковое число экземпляров Его Величество соизволил подписаться, представлены были в Собственность Бианки самыя негативы, с правом продавать упомянутое издание его в свою пользу.

Сию Высочайшую волю имею честь сообщить Вашему Сиятельству, для зависящего от Вас распоряжения.

Министр Императорскаго Двора Гр. Альдерберг

За Начальника Отделения

[подпись неразборчива, возможно: «За столоначальника Веселов»]

Слушано сентября 15 дня 1855 г. и Определено:

Подлинное предложение г-на Министра Императорского Двора приобщить к прочитанным же, а копию с него взять в Отделение, и о прописанном в оном сообщить Начальнику 2 Отделения Эрмитажа г-ну Бруни, для надлежащего исполнения, с тем, чтобы о последующем уведомил.

[Три подписи]

Исполнено 15 сентября. Отношение г-на Бруни за № 2790.

Лист 10

9708/916

Министерство Императорскаго двора

Придворная Контора Эрмитаж.

2-е Отделение

1 октября 1855 г.

№ 274

О том что фотограф Бианки приступил к работе.

Его Сиятельству Господину Обер Гофмаршалу

Графу Андрею Петровичу Шувалову

Начальника 2-го Отделения Эрмитажа

РАПОРТ

Воисполнение Высочайшего повеления объявленнаго в предписании Вашего Сиятельства от 15 истекшего Сентября за № 2790, о предоставлению художнику Бианки издания посредством фотографии всех хранящихся в Эрмитаже акварельных рисунков изображающих внутренность зал онаго; имею честь донести, что художник Бианки ныне приступил к исполнению данного ему поручения, присовокупляя притом что медленность произошла от того, что он не находился в С.Петербурге.

Начальник отделения Федор Бруни.

Лист 11

Министерство Императорскаго двора

Придворная Контора Эрмитаж.

2-е Отделение

26 июня 1856 г.

№ 180

С представлением 50 фотографий

Его Сиятельству Господину Обер Гофмаршалу

Графу Андрею Петровичу Шувалову

Начальника 2-го Отделения Эрмитажа

РАПОРТ

Высочайшим повелением, объявленным в предписании Вашего Сиятельства от 15 Сентября прошлого 1855 г. за № 2790, возложено было на художника Бианки изготовление фотографических копий с акварелей, изображающих внутренность Императорскаго Эрмитажа, а именно по 25 штук с каждой акварели, с платою по 15 рублей за первый лист, и за остальные по 4 рубля за каждый…

Государь Император Высочайше повелел заплатить ему причитающиеся за сии фотографии 299 р. с. [руб. серебром] из кабинета Его Величества.

Сообщив сию Высочайшую волю г-ну Управляющему Кабинета с тем, чтобы означенныя деньги отпущены были, по требованию придворной конторы, я имею честь уведомить о том Ваше Сиятельство и присовокупить, что фотографиями Бианки Его Величество изволил остаться недоволен.

Подписал:

Министр Императорского Двора Гр. Адлерберг

С подлинным верно:

За начальника Отделения …… [подпись неразборчива]

За столоначальника ……..[подпись неразборчива]

О прописанном в сем предложении сообщено г-ну Бруни 13 июля за № 920.

Лист 24

5 декабря 1856 г.

№ 1904 /копия/

С уведомлением Бианки

Господину Министру Императорского Двора

Из числа таковых копий изготовлено ныне художником Бианки пятьдесят штук, за которые причитается, по сделанному изчислению, всего двести девяносто девять рублей.

Донося о сем и представляя при списке изготовленныя фотографическия копии, приемлю честь покорнейше просить Ваше Сиятельство приказать сделать распоряжение об уплате Бианки следующих ему денег.

Начальник отделения Федор Бруни

Лист 12

О фотографических копиях, снятых художником Бианки с акварелей,

изображающих внутренность Императорского Эрмитажа.

Название сюжета

Число копий

Зало древних восточных монет. XXI ……….………………….….…. 15

Зало италианской школы. II… ……………..………….……….……..10

Этрусское зало. VII…………………………. …….....…..………..……10

Зало Фламандской школыIII…………………………….…………....….5

Зало древностей Босфора Кимирийского (вторая половина IX.…..4

Зало Библиотеки XV……………………………………………..…......3

Зало древностей Босфора Кимирийского (первая половина). IX...…1

Зало русской скульптуры. XVIII…………………………………. ….....1

Парадная лестница………………………………………………..…...1 Всего……………………………………………………………….…….50

Помощник начальника Отделения…….. [подпись неразборчива]

Лист 14

М[инистерство] И[мператорского] Д[вора]

Канцелярия

Отделение 3

В С.Петербурге

10 июля 1856 г.

№ 3847

Ответ на № 900

Господину Обер-Гофмаршалу

Графу Шувалову

По всеподданейшему представлению моему на Высочайшее воззрение доставленных при рапорте Вашего Сиятельства от 30-го минувшего июня, 50 фотографий, исполненных художником Бианки с акварельных рисунков изображающих Обер Гофмаршала Графа Шувалова

РАПОРТ

Предложением от 9-го минувшего ноября за № 7211, Ваше Сиятельство изволили просить доставить сведение поставило ли на вид фотографу Бианки, что Государь Император изволил остаться недоволен исполненными им экземплярами фотографических рисунков с девяти акварелей, изображающих внутренность зал Эрмитажа и продолжается ли снятие фотографий с прочих подобных акварелей?

О доставлении таковых сведений мною в тоже время предложено было Начальнику 2-го отделения Эрмитажа г-ну Бруни, который ныне донес мне, что Высочайшее замечание поставлено Бианки на вид и снятие фотографий с остальных акварелей им продолжается; – о чем имею честь представить Вашему Сиятельству.

Подпись:

Обер Гофмаршал Двора Гр. Шувалов

Лист 27

27 января

Имею честь донести Вашему Сиятельству, что фотографические снимки с акварельных рисунков изображающих внутренность зал Эрмитажа, сделаны художником Бианки не вполне удовлетворительно, потому, что с акварельных рисунков работанных красками, фотография не передает красок верно; но чтобы получить верную фотографию нужно чтобы рисунки были написаны одним колером, посему я полагаю чтобы хороший увраж с акварельных рисунков нужно отпечатать на камне монохромией.

Начальник отделения Федор Бруни

Лист 28

26 января 1857 г.

Его Сиятельству Г-ну Обер Гофмаршалу

Список фотографических рисунков снятых художником Бианки с акварелей

изображающих внутренность Императорского Эрмитажа

Кабинет скульптурных предметов, сделано вновь № VIII…………..12

Зало Фломандской школы № III……………….…………………….11

Парадная лестница ……………………………….……………………8

Зало древностей Босфора Кимирийского (первая половина). IX….7

Зало Греческих монет № XXI…………………………….…………...5

Зало Этрусских ваз № VII…………………………………….………….4

Зало Италийской школы № II…………………………….…………...…3

Всего………50

Письмоводитель Авраменко

Лист 29

№ 109

30 января 1857 г.

с представлением фотографий

Господину Министру Императорского Двора

Обер Гофмаршала Графа Шувалова

РАПОРТ

При рапорте от 3-го июня 1856 года за № 900, я имел честь представить Вашему Сиятельству 50 фотографических снимков с зал Эрмитажа, изготовленных художником Бианки, в следствие Высочайшего повеления, объявленного в предложении Вашем от 4 сентября 1855 года за № 4410.

Ныне Начальник 2 Отделения Эрмитажа г-н Бруни, доставив ко мне сделанные художником Бианки еще 50 фотографий с упомянутых зал, просит об уплате за оные причитающиеся Бианки, по сделанному исчислению, двух сот двадцати двух рублей серебром.

Находя, что таковые фотографии исполнены не вполне удовлетворительно, я требовал по сему мнение г-на Бруни, который донес мне, что фотографические снимки с акварельных рисунков, изображающих внутренность зал Эрмитажа, сделаны художником Бианки не вполне удовлетворительно, потому что с акварельных рисунков, работанных красками, фотография не передает краски верно, но для получения верной фотографии, нужно, чтобы рисунки были написаны одним колером, посему г-н Бруни полагает, что для получения хорошего увража с акварельных рисунков, надобно отпечатать на камне литохромией.

О чем имею честь представить на благоусмотрение Вашего Сиятельства, прилагая при сем по одному экземпляру вновь сделанныхе художником Бианки фотографий. [зачеркнуто в документе]

Подписал

Обер Гофмаршал Граф А. Шувалов

РГИА, ф. 1286, оп. 52, д. 82 Дело Департамента полиции исполнительной об открытии фотографических заведений, 1864 г.

Лист 42

18 марта 1865 г.

Обер-полицеймейстера рапорт №197

Содержатель фотографии Иван Бианки обратился ко мне с просьбою о дозволении ему содержать другую фотографию, приобретенную им покупкою от швейцарского подданного Симеона Шмидта. Предоставляя ходатайство Бианки на разрешение Вашего Высокопревосходительства, имею честь доложить, что я со своей стороны не встречаю препятствия к удовлетворению его просьбы.

Генерал-лейтенант /подпись неразборчива/

29 марта 1865 г. на рапорте наложена резолюция: «г. СПб Обер-полицеймейстеру. Вследствии отношения от сего марта за №197, имею честь уведомить Ваше превосходительство, что со стороны Министерства внутренних дел не встречается препятствия содержателю фотографии Ивану Бианки – содержать другую фотографию, приобретенную им покупкою от швейцарского подданного Симеона Шмидта с тем, чтобы Бианки обязан был подпискою в точном соблюдении существующих и имеющих быть изданными о фотографиях и других подобного рода заведений правил.

За Министра вн. дел, товарищ министра Тройницкий».

Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М., 1990, т. 2, сс. 455-457.

Петрова Т. А. Петербургский фотограф И. Бианки и коллекция его работ в Эрмитаже // Забытые имена и памятники русской культуры. Спб.: изд. Гос. Эрмитажа. 2001 сс. 103-108.

Петербургский интерьер в фотографиях. Из собрания Государственного музея истории С.-Петербурга (альбом). СПб: 2001.

Mario Redaelli, Pia Todorovi? Str?hl, Ekaterina Anisimova. Ivan Bianchi Un ticinese pioniere della fotografia a San Pietroburgo. 2002 ELR Edizione Le Ricerche, Lugano.

Колл. авторов. Иван Бианки – первый светописец Петербурга. Каталог выставки 27 мая – 19 июля 2005 г.

Хольцова В. Г. Иван Бианки. Фотографии Петербурга второй половины XIX века. Лозанна, 2007.

Петрова Т. А. Фотографии дворца Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, исполненные Джованни (Иваном) Бианки / Труды Государственного Эрмитажа XL. Культура и искусство России. Спб, Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008, сс. 302-321.

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо