Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография. XIX век..Б → БУЛЛА Александр и Виктор (братья)

Братья Булла Ленинград 1923 год Братья Булла штамп

Два брата Александр и Виктор Булла.

БУЛЛА Александр Карлович (1881, Санкт-Петербург – 1943, Москва). Санкт-Петербург.

Старший сын К. К. Буллы. Фотографии обучался в Германии. По возвращении в Санкт-Петербург в 1909 г. специализировался на съёмках в ателье, портретной съёмке. Это не мешало ему выезжать вместе с отцом на репортажи. Первые публикации – в 1912 г. в журнале «Солнце России».

В годы 1-й мировой войны был корреспондентом журнала «Солнце России». Снимал события февральской революции 1917 г. С 1918 г. публиковал свои репортажи в журнале «Пламя».

ФКЛ, сс. 33, 37: член правления Ленинградского общества деятелей художественной и технической фотографии, владелец фотографии на пр. 25 Октября, 24 (под вывеской К. К. Булла).

ППЛ, сс. 161-162. В 1924 г. вышли 2 серии открыток, изданные Межрабпомом, типография И. Фёдорова, тираж 50 тыс. шт., «Наводнение в Ленинграде 23 сентября 1924» (выпуски 1-й и 2-й), фотографы – братья Булла; (порядковые №№ открыток 5842-5858 и 5859-5873).

1922–1927 гг. были самым плодотворным периодом творчества Александра Буллы – фоторепортёра. Он постоянно сотрудничал в иллюстрированных журналах «Красная панорама», «Ленинград», «Эхо».

После национализации семейному фотоателье Булла было присвоено название «Фотография Ленсовета», где продолжали работать Александр и Виктор Б. В начале 1930-х г. братья Б. работали в «Фотографии Президиума Ленинградоблисполкома» (фото в ПМ, инв. №24367/1).

Кат-Х, Ук., с. 41 – перечень 28 фотографий, выставленных братьями Булла, там же, с. 142 – образцы театральных снимков на 17 планшетах.

Александр Булла был сослан на Беломорско-Балтийский канал, где скончался в 1934 г. [? По другим сведениям, умер до 1935 г.].

В журнале «Наше наследие», №27 за 1993 г., на сс. 33–59 опубликованы воспоминания Д. С. Лихачёва «Беседы прошлых лет», в которых упоминается в числе заключённых Соловецкого лагеря особого назначения Булла, фотограф, а в лагере – сторож на Мехзаводе (кличка «конкурент»).

Hlav., с. 318, биографическая справка, даты жизни 1881 – 1943.

-оОо-

ФНП, сс. 176-181: (1881 – ок. 1929?) Старший сын К. К. Буллы Александр обучался фотографическому делу не только у своего отца в России, но также и в Германии.

В 1914-1915 гг. А. Булла, как ранее и его брат Виктор, был направлен фотокорреспондентом на театр венных действий Первой мировой войны (награжден орденом Святого Георгия; точное название награды – Георгиевский крест).

Довольно сложно определить в творческом наследии всей династии фотографии, сделанные непосредственно Александром Буллой. И только благодаря отдельно изданным открыткам с указанием его авторства можно идентифицировать некоторые самостоятельные работы. Так, А. Булла был вместе с отцом в Ясной Поляне, на авиационной неделе в Санкт-Петербурге, известна серия его фотографий Петербургского зоопарка, а также видов города, изданных в фотооткрытках издательством Куффельда.

А. Булла снимал открытие памятников, а также много работал в портретном жанре. [подпись под фото: «А. Булла фотографирует картины музея Александро-Невской лавры, 1913.»]. Там же, с. 397: Сыновья Карла Буллы основали фотоателье под названием «Братья Булла» и работали в нём вплоть до 1935 года [?]. Виктор Булла репрессирован в 1938 году.

«Санкт-Петербург в объективе», с. 20: Б. (1881 – 1943) родился в Петербурге. Специальное фотографическое образование получил в Германии. Работая с отцом, предпочитал портретную павильонную съёмку. Увлекался киносъёмками. В 1911 г. выпустил большой по тем временам документально-видовой фильм «Первый пробег на русском автомобиле из Санкт-Петербурга на Сен-Готард». Снимая фильм, А. К. Булла проделал вместе с редактором журнала «Автомобиль» А. Н. Нагелем весь путь в 12730 километров туда и обратно за 53 дня.

После 1917 г. Б. вместе с братом продолжал работать фотографом. В 1928 г. был арестован по обвинению в подделке документов. Отбывал ссылку на Беломоро-Балтийском канале. После освобождения переехал жить в Москву, где и умер в 1943 г. (по другим источникам – в 1944 [19 апреля?]).

& Волков-Ланнит Л. Ф. «История пишется объективом», М., 1980, «Планета».

Головина А. А. «На рубеже веков» (ж. «Наше наследие», 1989, №1).

БУЛЛА Виктор Карлович (1883, Санкт-Петербург – 30 октября 1938, Ленинград). Санкт-Петербург.

Окончил Английское училище в Петербурге, обучался в Германии, специализировался как фотопортретист. Вместе с отцом и старшим братом много снимал для периодической печати.

Фотокорреспондент в русско-японскую войну (выехал на фронт в феврале 1904 г.) в составе Сибирской резервной бригады под командованием генерала Левенстама от редакции журнала «Нива».

«Передо мной прошли все ужасы этой чудовищной войны, – вспоминал Б., – вся страшная эпопея разгрома царской армии, ее поражений и отступлений... Мои снимки помещались тогда во всех газетах и журналах, издававшихся в России, и часто попадали на страницы заграничных изданий».

В Петербург он вернулся в 1906 г. с большой коллекцией отснятого материала.

Прапорщик Виктор Булла был отправлен фоторепортером на Русско-японскую войну 1904–1905 годов. Он же был автором фотосерий о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях. Позднее Виктор Карлович стал официальным фотографом Ленсовета, автором многочисленных портретов Ленина, Зиновьева, Каменева, Сталина, и по существу штатным фотографом Смольного.

Также Виктор был заведующим фотосалоном на Невском, 54. Здесь сохранились и негативы отца. На основании постановления ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 января 1929 года и Постановления Президиума Ленинградского Совета от 29 апреля 1929 года из семьи Булла начали поступать негативы в Ленинградское областное архивное бюро. Передача материалов длилась до 1938 года.

К сожалению, судьба этой коллекции печальна: в 1938 г. В. К. Булла был арестован и часть негативов из его фототеки была уничтожена, остальная часть была конфискована агентами НКВД.

Виктор был арестован в 1938 году, вернувшись из командировки в Германию и обвинен в шпионаже. Донес на него его же собственный ретушер. Долгое время считалось, что он умер от рака желудка в одном из дальневосточных лагерей, однако его внуку, Андрею Леоновичу Каминскому, удалось найти документ, согласно которому Виктор Булла был расстрелян.

В еженедельнике «Летопись войны с Японией», опубликованы более 175 фото Б. от станции Байкал до передовых позиций.

Награждён серебряной медалью «За храбрость» для ношения на груди на георгиевской ленте за «самоотверженную работу по выносу раненых во время боя на Долинском перевале 14 июля 1904 г.».

Головина А. А.: «Виктор Карлович Булла-младший рано приобщился к труду профессионального фоторепортёра. Свои первые самостоятельные репортажи он сделал на русско-японской войне, снимая боевые эпизоды непосредственно на переднем крае. В. Булла ... оставил нам более двух тысяч снимков, сделанных для журнала «Летопись войны с Японией». [Вот это гипербола! Да и «Летопись войны ...» не назывался журналом.]

SFL-80, с. 34: В. Булла дебютировал как фотокорреспондент в журнале «Нива» фотографиями с театра военных действий Русско-японской войны (1904-1905). После возращения в Петербург занимался киносъёмками в фирме «Аполлон». Точнее, им было образовано Т-во «Аполлон» для производства хроникальных и видовых фильмов. За 1909–1911 гг. отснято было 40 картин. Операторами были: В. К. Булла, Ф. Вериго-Даровский, помогал брат Александр.

1910, 15 (28) августа начался автопробег Петербург - Неаполь на автомобилях «Руссо-Балт». В составе группы туристов-автомобилистов, направившихся через всю Европу демонстрировать достижения русского автомобилестроения, был фоторгаф В. К. Булла, сын известного фотомастера Карла Буллы. Его путевые фотографии были опубликованы в популярном журнале «Нива» после того, как автопробег завершился 18 октября того же года. Участники пробега жаловались на невозможное состояние дорог в Италии, где им пришлось месить грязь и тонуть в выбоинах на всем пути от Рима до Неаполя. Тот же журнал «Нива» писал, что успешный автопробег «послужил тому, что за границей всерьез заинтересовались русским автомобильным строительством».*

*С тех пор многое изменилось в Европе и в мире, в Италии уже не найти грязи, а русское автомобилестроение, как было последним, так и остается там.

ВП-915, ВП-916: владелец фотографии на Невском пр., 61. ФКЛ-924, с. 41: кинооператор, адрес – пр. 25 Октября, 54. Работал в фотографии Ленсовета вместе с братом Александром.

Фотооткрытка, оттиск резинового штемпеля (орфография до 1918 г.): «Фот. В. Булла, Невский 61, тел. 138-28».

Арестован 15 июля 1938 г., реабилитирован посмертно в 1958 г. (В. Никитин, «Рассказы о фотографиях и фотографах», 1991, Лениздат, с. 71-91).

РФ-996, с. 218 – портрет Л. Н. Толстого и К. К. Буллы, 1908 г., фото Б.

Фотооткрытка, оттиск резинового штемпеля на обороте: «ФОТ. В. БУЛЛА – Невский 61. Тел. № 138-28».

Hlav., с. 318, биографическая справка. Годы жизни 1883 – 1944. Фотограф, кинооператор. Младший сын К. К. Буллы, работал в его ателье. Корреспондент журнала «Нива» на русско-японской войне (1904-1905). [остальное – ссылка на книгу Волкова-Ланнита «История пишется объективом»].

ФНП, сс. 182-186: (1883 – ок. 1935). С раннего возраста Виктор Булла уже вполне профессионально занимался фотографией (в 16 лет он был на фронтах русско-японской войны [в 1904 г. Виктору исполнился 21 год]). Так же как и брат награждён орденом Святого Георгия [откуда эти сведения? Виктор был награждён серебряной медалью «За храбрость» на георгиевской ленте]. Много работал совместно с отцом и братом на натурных съёмках, также занимался портретным жанром. / В 1914 г. открыл собственное фотоателье на Невском проспекте в доме 61; в 1920-х гг. организовал вместе с Александром фотографическое ателье «Братья Булла». / Исследователь творчества династии Булла В. Никитин писал, что В. Булла был репрессирован в 1935 г., отправлен в ссылку, где и умер. Сын В. Буллы Юрий также увлекался фотографией, но, по настоянию отца, освоил профессию кинооператора (после 1935 г. о судьбе Юрия ничего не известно).

-оОо-

«Его Сиятельству

Г. Петроградскому Градоначальнику

Потом. Почет. Гражданин

Виктор Карлович Булла

жит.: Троицкая ул., д. 27 кв. 91

Прошение.

Купив фотография [sic!] от Г. Жигунова находящуюся д. №61 по Невскому пр. имею честь просить Ваше Сиятельство разрешить мне продолжать работу в упомянутой фотографии. Гербовый сбор на 2 р. 50 к. прилагаю.

Виктор Булла

г. Петроград

8 ноября 1914 г.»

-оОо-

«Санкт-Петербург в фотографиях», с. 20: Виктор Карлович Булла (1883 – 1938) рано приобщился к труду фотографа, выезжая с отцом на фоторепортажи. Первые самостоятельные съёмки были им сделаны на полях сражений русско-японской войны (1904 – 1905), куда он был командирован Российским обществом Красного Креста. За время службы им было сделано около двух тысяч фотографий, его многочисленные репортажи печатались в журнале «Нива». В 1908-1909 гг. Виктор Булла стажировался во Франции и Англии, готовился стать кинооператором. В 1909 г. основал независимое товарищество «Аполлон» и стал снимать хроникальные фильмы. Лента об автопробеге «Петербург-Рим-Петербург» стала сенсацией, в течение года её демонстрировали по всей России. В 1914 г. он вновь продолжает работу фотографа.

В 1918 г. фотоателье «К. К. Булла» национализировано, и Виктор оставлен в нём заведующим. Ему поручают делать снимки для Смольного и ВЧК.

На городской выставке 1924 г. он получает первую премию – серебряные часы на мраморной подставке. В 1925 г. вместе с партийной делегацией едет в Германию.

15 июня 1938 г. В. Булла арестован по сфабрикованному делу и в том же году расстрелян. В 1958 г. он был посмертно реабилитирован.

N.B. Сын Юрий Викторович Булла (1919–1941) работал фотокорреспондентом ленинградской газеты «Ленинские искры», погиб на Ленинградском фронте в декабре 1941 г.

-оОо-

Красный № 1 [10], 2003. Стр. 292-293 [?]

В. Никитин. История одного доноса

Династия питерских фотографов знакома всем, кто интересуется историей города или хоть как-то связан с фотографией, и не мудрено – ведь не было практически ни одного события в Петербурге, которое осталось бы вне поля зрения родоначальника этой династии – Карла Карловича Буллы.

По стопам Карла Карловича пошли и его сыновья – Виктор и Александр. И если Александр больше тяготел к съемке в ателье, то Виктор с ранних пор заявил о себе как о блестящем репортере. Еще мальчиком отец брал его с собой на всевозможные «выездные» съемки, а в 1904 г. девятнадцатилетним юношей [в 1904 г. ему исполнился 21 год – небрежность автора] он был командирован редакцией журнала «Нива» на Дальний Восток освещать события русско-японской войны. Вместе с отцом они составляли своеобразное фотоагентство, снабжавшее событийными снимками как российскую, так и зарубежную иллюстрированную периодику. Знаменитая фотография «Расстрел мирной демонстрации на углу Невского и Садовой», сделанная В. К. Буллой во время июльских событий 1917 г., по цензурным соображениям не была поначалу опубликована в отечественной прессе. И только после того, как ее опубликовал французский «Иллюстрасьон», она появилась на страницах еженедельника «Искры» (1917, № 41) как перепечатка из парижского издания.

В 1917 г. Карл Карлович Булла закончил свою профессиональную деятельность и уехал в Эстонию. Его сыновья оказались владельцами фотографии на Невском проспекте. Однако вскоре после революции она была национализирована. Называться она стала фотографией Президиума Ленсовета, а позже – просто фотографией Ленсовета. Виктор Булла возглавил ее, одновременно оставаясь одним из наиболее активно работающих фотографов. Портретную съемку поначалу выполнял Александр Карлович, а Виктор Карлович и некоторые другие фотографы постоянно снимали «на выезде», по заказу всевозможных учреждений и предприятий. Можно с полным основанием утверждать, что в 1920-1930-е гг. фотография Ленсовета продолжала традиции, заложенные Карлом Буллой. Однако к середине тридцатых годов, особенно после гибели С. М. Кирова, ситуация резко изменилась.

В 1936 г. Булла вынужден был уйти с должности директора. Фотография с давними и славными традициями превратилась в обычное бытовое предприятие. Назначенный новый директор, некто Борткевич, всеми силами стремился вытравить дух предшественников. Осложнялись взаимоотношения нового директора и его предшественника еще и тем, что В. К. Булла продолжал оставаться в фотографии – его квартира располагалась на одной лестничной площадке, кроме того, он пользовался фотолабораторией – ведь все оборудование было его собственностью, а он оставался действующим фотографом. И тогда, в печально известном тридцать седьмом, новым директором на В. К. Буллу было написано несколько доносов. И тут, как назло, во время ремонта в фотолаборатории в одной из перегородок были обнаружены две винтовки. Сегодня, через шестьдесят пять лет после этих событий, мы можем познакомить вас с потрясающим документом – доносом, на основании которого был арестован, а после расстрелян абсолютно невиновный человек, так много сделавший для города, в котором прожил всю свою жизнь.

«В Н.К.В.Д. КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА

Сожительство В. К. Буллы в смежных с фотографией комнатах является социально опасным для дальнейшего развития хоздеятельности фотографии, как самостоятельной и вполне рентабельной социалистической хозяйственной единицы. Подтверждается это следующим:

1/. В. К. Булла удавалось около 20-ти лет руководить этой Фотографией, которая находилась в непосредственном ведении Президиума Ленсовета на условиях получения приличной дотации – и сама деятельность фотографии считалась полузакрытой. Такое положение позволяло для братьев Булла творить свои частные дела, а главное охранять помещение фотографии в таком виде, в каком оно было передано отцом, в последствии бежавшим за границу.

В конце 1936 года фотография была из в?дения Президиума Ленсовета передана в Т. Х. П. П. Управления по Делам Искусства при Ленсовете, а спустя некоторое время был отстранён от руководства директора фотографией и сам Булла.

Размещение производства и оборудования было явно вредительское и 10-ть месяцев 1937 г. Январь-Октябрь фотография находилась в глубоком прорыве, план систематически не выполнялся, в результате за 10 месяцев убытки фотографии составляли более 30.000 рублей. С моим приходом – с 1/XI-37 г. основные препятствия в расстановке производительных сил, тормозящих выполнение плана, были устранены и фотография за два м-ца покрыла десятимесячный прорыв. Увеличенный план более чем в два раза на 1938 г. фотография из месяца в месяц перевыполняет.

Успехи фотографии вызывают у бывшего ее владельца В. К. Булла яростную злобу и ненависть. Эта злоба все время усиливается и с каждым днем является уже реальной опасностью для дальнейшего успешного существования.

Накануне моего прихода в фотографию, В. К. Булла мне не давал спокою, уговаривая меня скорее принимать дела фотографии и принять его к себе помощником. Ознакомившись с постановкою дела для меня было ясно, что основное зло фотографии – это деморализующее влияние Буллы на хоздеятельность и коллектив работников фотографии и я стал оттягивать под разными предлогами прием В. К. Буллы к себе на работу, а когда обнаружил тщательно сохранявшиеся негативы и позитивы врагов народа и царской свиты, – для меня стало ясным невозможность его работы в фотографии (выделено мною. В. Н.).

Я неоднократно передавал материалы в НКВД и Горлит, а 27/Х II-37 г. я написал в НКВД заявление, которое было передано т. Шурупову 3/III-38 г. в докладной записке на имя управляющего. Я просил поставить вопрос перед Ленсоветом о выявлении лиц из Ленсовета, покровительствующим Булле.

Как заявление и передача материалов в НКВД с прошлого года, так и моя записка от 3/III с. г. в Трест, – никаких результатов не дало, а сам Булла, как работал, так и продолжает работать, именуя себя фотографом Ленсовета. Булла неоднократно заявлял, что ему для работ пока отводят в Смольном помещение, а когда построят Дворец Советов, тогда он получает помещение в лучшем виде фотографию в самом Дворце Советов, одновременно выражал недовольство на меня, что я его не принимаю на работу хотя бы в качестве рядового фотографа.

2/. Восстанавливая верхнюю лабораторию, которая Буллой была разрушена, вскоре после революции, а помещение до моего прихода не использовалось, рабочие водопроводчики, оторвав наличники у двери, ведущей в лабораторию, обнаружили две винтовки военного образца, тщательно упакованные опытным человеком; позднее в соседнем помещении были обнаружены револьвер, разнокалиберные патроны и серебряные монеты старой чеканки. Первая и вторая находка были переданы представителям НКВД.

Обнаруженное огнестрельное оружие свидетельствует о том, что в помещении, занимаемом фотографией, а равно и в помещении занимаемом самим Буллой, как ранее принадлежавшего фотографии должны быть упрятанные в больших количествах оружие и боевые припасы, которые во избежании несчастных случаев должны быть изъяты немедленно, а место хранения оружия должно быть указано самим Буллой, так и верным его слугой поныне еще работающего в фотографии ретушером Масилюнас А. Ф.

Теперь понятно стремление Буллы добиться получения места работы в фотографии.

Исходя из вышеизложенного прошу принять реальные меры к изоляции Буллы и Масюлинаса, у которых успешное развитие фотографии вызывает звериную ненависть и для сокрытия своих контрреволюционных деяний в этом помещении они могут пойти на все – вплоть до взрывов и поджогов.

Само же помещение, занимаемое Буллой, должно быть передано фотографии, как ранее принадлежащее последней.

Приложение: две копии заявления от 27/XII-37 г. и от 3/III-38 г.

Директор подпись /Борткевич/ 11/ VI-38 г.».

19 июля 1938 г. Виктор Карлович был арестован. При обыске, как следует из сохранившегося в деле акта, были изъяты:

1. Два финских ножа

2. Серебряный портсигар с рублем Екатерины

3. Медалей старинных позолоченных – 12 шт.

4. Медалей старинных серебряных – 10 шт.

5. Старинные царские ордена – 12шт.

6. Разных иностранных орденов – 13шт.

7. Разных иностранных крестов – 2 шт.

8. Кокард с коронами – 2 шт.

Среди этих наград – медали, полученные Виктором Карловичем. В наградном листе, выписанном на имя девятнадцатилетнего [опять девятнадцатилетнего!] тогда фотографа, говорилось, что «за самоотверженную работу по выносу раненых во время боя на Долинском перевале 14.07.1904 [Виктор Булла] награжден серебряной медалью с надписью «За храбрость» для ношения на груди на Георгиевской ленте». Остальные награды получены его отцом – Карлом Карловичем Буллой за фотографическую деятельность, как от российского императора, так и от царствующих особ ряда зарубежных стран.

Как оказалось, Виктора Карловича всего два раза приводили на допрос. После первого никаких обвинений предъявить не удалось. И тогда постарались. На втором допросе он сознался в шпионской деятельности в пользу Германии. Повод нашли легко – в далеком 1925 г. по командировке Ленсовета он ездил в Берлин закупать оборудование и фотобумагу для фотографии. В Советской России после гражданской войны ничего не производилось, и все приходилось доставать за рубежом.

В деле сохранился еще один страшный своей канцелярской обыденностью документ с грифом «Совершенно секретно»:

АКТ

30 октября 1938 года. Мною, Комендантом УНКВД ЛО ст. лейтенантом госбезопасности – Поликарповым А. Р., на основании предписания за № 084 от 29 октября 1938 года приведен в исполнение приговор Особой Тройки УНКВД ЛО в отношении

Булла, Виктора Карловича

Вышеуказанный осужденный РАССТРЕЛЯН.

Комендант УНКВД ЛО

Ст. лейтенант госбезопасности (подпись) Поликарпов

30 окт. 1938 года, г. Ленинград»

Семье сообщили, что Виктор Карлович получил «десять лет без права переписки», и долго, долго никто ничего не знал о его судьбе. Какое-то время все считали, что он умер в лагере в 1942 г. Более двадцати лет фамилию Булла нигде не упоминали, а его снимки периода революции – другие тогда были не нужны – публиковались как анонимные или под фамилиями более удачливых его коллег.

Спустя двадцать лет, летом 1958 г., жена Виктора Карловича получила документ, в котором говорилось, что «дело производством прекращено за отсутствием состава преступления. Гр-н Булла реабилитирован посмертно».

Сохранился и другой не менее впечатляющий документ, в котором сказано: «Фотографом Буллой В. К. передано Государственному архиву Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области 132 683 негатива снимков, отражающих периоды мировой войны, подготовки проведения Октябрьской революции, гражданской войны и мирного строительства, жизнь и деятельность В. И. Ленина в Петрограде. Принятые снимки имеют большую историческую и художественную ценность». Строки эти написаны в середине тридцатых. Сын Буллы Виктор остался в Петербурге, запечатлевая подъем большевизма. Но 20 лет спустя и его карьера внезапно оборвалась. Власти относились к студии Буллы с подозрением из-за немецких корней семьи.

Нам удалось найти его дочь, Валентину Каменскую, живущую в Петербурге. Она помнит день обыска. «Тайная полиция пришла к нам в квартиру и вывернула все. Из всех шкафов выкинули стеклянные негативы. Многие из них были дореволюционными. Когда все лежало на полу, они в тяжелых сапогах исполняли какую-то дьявольскую пляску, уничтожая бесценные фотографии».

15 июля 1938 года Виктора Буллу осудили как «врага народа» и отправили на 10 лет в лагеря. Единственной весточкой, которую Каменская получила об отце, было письмо 1944 года, где родственникам сообщали, что он умер от рака в безымянном лагере. Хоть какие-то фотографии уцелели лишь благодаря дальновидности Виктора. За три года до ареста он подарил государственному архиву 132 683 фотонегатива, сделанных им, его отцом и братом.

«К 1958 году умер Сталин, и старые счеты были забыты, – говорит Каменская. – Моего отца реабилитировали». Праправнук Карла Буллы Андрей Каменский стал майором КГБ.

-оОо-

Всеволодов И. В. Беседы о фалеристике. М. «Наука», 1990, с. 265: «В начале 1930 г. художники фабрики Гознак в Москве получили задание создать рисунок этого ордена [ордена Ленина]. В центре знака ордена должен быть портрет вождя революции, в качестве основы для него была выбрана фотография, сделанная фотографом В. Буллой в 1921 году на III конгрессе Коммунистического Интернационала».

«Из воспоминаний старого фотографа» («Советское фото», 1937, №11, с. 11).

& Волков-Ланнит Л. Ф. История пишется объективом. М.: «Планета», 1980; Головина А. Летописец революции. / Советское фото, 1983, №11, сс. 6-9); Головина А. А. На рубеже веков. / Наше наследие, 1989, №1); “Sowjetische Fotografen 1917-1940”, Leipzig, 1980; Никитин В. Фотограф города – Виктор Карлович Булла. / Фото Петербург, 2004, №11(91), сс. 6-7.

 


© 2015 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо