Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография. XIX век..Б → БУЛЛА Карл Карлович

Карл Булла

БУЛЛА Карл Карлович (Карл Освальд, Bulla Karl Osvald)

(26 февраля1855 [1853 или 1855?], Германия – 1929, остров Эзель [ныне Саарема, Эстония]).

Санкт-Петербург, Екатерининский канал, 66 / с 1908 г.: Невский пр., 54, тел. 17-00 [адреса, требующие уточнения: Казанская ул., 17; Невский пр., 75; Садовая ул., 61; Невский пр., 48].

Десятилетним мальчиком приехал из Германии, вскоре поступил на службу в небольшую фирму «Дюнант» по производству фотографических принадлежностей.

[?] В Санкт-Петербурге с 1865 г. (Чёрно-белый Петербург 1703-2003, с. 123).

В 1875 г. открыл собственную фотографию на Садовой ул., 61 и, в течение десяти лет, занимался павильонной съёмкой. С этого времени началась его работа в качестве профессионального фотографа. Еще в пору работы в фирме «Дюнант» Б. стал постигать тайны фотомастерства.

В феврале 1876 г. Б. подал прошение министру внутренних дел о разрешении принять присягу на подданство России и после этого вместе с женой «приписаться в С.-Петербургское мещанство». Так как Б., по сведениям, был «поведения и образа жизни хорошего», не был уличен в каких-либо противоправных действиях, служил в коммерческой конторе, прошение его было удовлетворено. В июле 1876 г. Б. принял присягу на подданство России.

В одном из архивов сохранился любопытнейший документ:

«Его превосходительству господину Санкт-Петербургскому градоначальнику

от Санкт-Петербургского мещанина, фотографа Карла Булла.

ПРОШЕНИЕ

Почтительно прошу Ваше превосходительство разрешить мне выдачу свидетельства на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга.

Карл Булла.

Жительство имею: Литейной части 2 участка по Невскому проспекту, дом 110, кв. 16.».

29 марта 1886 года фотографу было выдано свидетельство за №1507 о том, «что со стороны полиции не встречается препятствий для снятия фотографических видов столицы и окрестностей». Но при условии, чтобы при этом не образовывалось «скопления публики и экипажей». С той поры и начинается активная деятельность Карла Карловича, вначале как выездного фотографа, а потом уже и как «иллюстратора журналов».

Очевидцы утверждают, что Булла, первый из фотографов, просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!»

В то время начал появляться широкий спрос на сухие броможелатиновые пластины, позволявшие снимать как на длительных, так и на коротких выдержках.
Булла наладил фабричное производство таких пластин и продавал их не только в столице, но и за ее пределами. В одной из реклам было написано: «Фотографическая лаборатория К. Булла. С-Петербург, Невский проспект, 110. Специальность: фабричное производство фотографических сухих пластинок». Через оптовую фирму «Лиман и Рикс» велась продажа пластин в другие города России.

Объявление: «Фотографическая лаборатория К. Булла. С.-Петербург, Невский проспект, №110. Специальность: фабричное производство фотографических сухих пластинок.» [Размеры: 9?12, 10?13, 12?16.5, 13?15, 18?24, 21?27, 24?30, 30?40. Вероятно, это объявление из журнала «Фотограф» Фрибеса].

В 1889 г. пластинки «Булла» были в продаже (ФВ-89, №8, с. 177); там же, с. 181: «Светописные препараты ... представили и наши производители: ... Булла» (из отчёта о фотовыставке ИРТО 1889 г., на которой экспонировались сухие пластинки Б.).

ФЛ-91, ст. 145: «У одного из щитов приютилась вновь возрождающаяся фирма пластинок Була (sic!), которая около коробок с пластинками выставила и свои фотографические снимки» (отчёт о III фотовыставке V отдела ИРТО в 1891 г.).

ФЛ-92, ст. 79-80 – Б. выпускал «студенистую эмульсию Булла» для самостоятельного полива пластинок фотографами.

В «Фотографическом ежегоднике» за 1892 г. опубликовано рекламное объявление фирмы «И. Стеффен», Спб, Казанская ул., д. 13, которая предлагает сухие пластинки Булла (наряду с известными в то время фирмами-изготовителями сухих пластинок).

ВП-93: владелец фотографии на Казанской ул., 17.

СР-94: мещанин, Казанской части по Казанской ул., д. №17, лаборатория по производству сухих фотографических пластинок.

Увлечение репортажной съемкой началось в 1894 г., когда Министерство внутренних дел разрешило использование бланков открытых писем частного изготовления в стандарте Всемирного почтового союза. Уличная съемка стала весьма прибыльной. Карл открывает типографию для печати открыток и начинает работать в жанре фоторепортажа.

ВП-95: Казанская, 17 [Булло Карл Освальд].

Приложением в №2 «Русского фотографического журнала» за 1895 г. опубликовано фото Б. «Лес»; там же, с. 36: «Негатив изготовлен нашим известным фотографом и фабрикантом К. К. Булла. Объектив Штейнгеля, широкоугольный (V серия), диафрагма f/7, пластинка собственного изготовления... В последнее время броможелатинные пластинки лаборатории К. К. Булла были превосходны и мы крайне сожалеем, что К. К. Булла закрыл свою лабораторию как раз тогда, когда производство пластинок было уже доведено им до известной степени совершенства. Не везёт русским фабрикантам пластинок!». Приложение к №7 РФЖ-95 – также указано, что пластинки собственного приготовления Б. (с. 151).

В 1896 г. Карл Карлович Булла получил звание “фотограф Императорского Двора” и специальный знак “фотограф Санкт-Петербурга” , а таже заказ на фотографирование юбилейных торжеств по случаю празднования 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 г.

ВП-97: Булла Карл, Екатерининский канал, 66, фотография. С 1897 г. фотографии Б. в виде автотипий помещает журнал «Нива». В 1901 г. фотографирует новое здание Николаевской академии генерального штаба, нового здания и интерьеров Зоологического музея («Кунсткамеры», основанной Петром I), фото публикует «Нива». По фотографиям Б. иллюстрации в «Ниве» публикуются в 1902, 1903, ... 1906, … 1912, ... гг.

Съёмки членов императорской фамилии Б. выполнялись в 1902, 1903, 1911, 1913, 1916 гг.

ВП-99, ВП-900: владелец фотографии на Садовой ул., 61.

ВП-901, ВП-902, ВП-903, ВП-904: фотографии – Невский, 48 и Садовая, 61, тел. 1700. (Ателье на Невском, 48 в здании Пассажа, открыл в 1902 г.)

В 1903 г. в журнале «Нива» были опубликованы 21 иллюстрация по фотографиям Б.

Летом 1904 г. – первая съёмка императора Николая II.

6 сентября 1904 г. К. К. Булле было выдано специальное свидетельство за № 15705 от Главного Морского Штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни». Свидетельство Главного Штаба Военного министерства позволяло Карлу Булле «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа».

В 1904-1905 гг. адрес – Невский пр., №48, тот же адрес в ВП-906, ВП-907.

6 сентября 1904 г. Б. было выдано специальное свидетельство за № 15705 от Главного Морского Штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни». Свидетельство Главного Штаба Военного министерства позволяло Б. «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа». С 16 августа 1904 г. ему было выдано разрешение снимать «виды: К. Булла, С.-Петербург, 1) Невский пр., 48, Пассаж, 2) Садовая, 51, против столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии», то есть снимать особ царствующего дома.

Годовой доход фирмы «К. К. Булла» в то время исчислялся в 250 тысяч рублей.

Известно, что Б. занимался благотворительной деятельностью в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. В августе 1904 г. он стал попечителем Мариинской школы глухонемых и неоднократно снимал повседневную жизнь школы. В этом же году он предложил Всероссийскому Обществу Красного Креста «безвозмездно производить фотографические снимки санитарных поездов, различных обозов, грузов, транспортов, фургонов, санитарных отрядов». Б. обязывался доставлять снимки Красному Кресту для составления альбомов, что и выполнял на протяжении всех последующих лет.

«Летопись войны с Японией», №65, с. 1299, №74, сс. 1446, 1448, 1449, 1452, №78, сс. 1509, 1510, 1519 опубликованы 9 фото Б.

«Нива» в №4 за 1906 г. публикует фоторепортаж Б. о последствиях «революции в Прибалтийском крае» – разрушенный революционерами замок Ремерсгоф (8 фото).

В 1907 г. ателье Б. фотографирует руководителей Государственной Думы (РФ 1840 – 1940).

ВП-907: владелец фотографии на Невском пр., Пассаж, 48.

Последнее, открытое в 1908 г., фотоателье находилось на Невском проспекте, 54. Оборудовалось оно лучшей техникой и роскошными павильонами.

В 1908 г. Б. купил помещение по Невскому пр. в д. № 54. На Невском проспекте, 110, Б. владел маленьким съемочным павильоном, состоявшим из 2-х небольших комнат. Последнее фотоателье известного петербургского фотографа было оборудовано по последнему слову техники, с купеческой роскошью. Оно было самым респектабельным и очень популярным среди петербуржцев и гостей столицы. Сфотографироваться у «знаменитого Буллы» хотели многие, фотоателье было переполнено заказами. Сюда спешили чиновники и гимназисты, военные и студенты, гусары и фрейлины, ученые и композиторы, художники и артисты. Да и как не зайти, если в рекламном объявлении сообщалось: «В павильоне производятся: портреты и группы с натуры. Увеличение портретов с визитных или кабинетных карт, в какой угодно форме. Переснятие копий с визитных или кабинетных карточек, картин, гравюр, рисунков. Съемка всяких технических предметов для клише, кои легко могут быть доставлены в павильон».

ВП-908: владелец фотографии на Невском пр., 54, тел. 1700. Кабинетка, оборот: «Фотограф Императорской Публичной библиотеки, Императорского Российского пожарного Общества и Управления С.-Петербургского Градоначальника. Специалист по техническим снимкам всякого рода на выезде».

Журнал «Нива», 1908, №40, с. 688 – опубликован репортаж Б. «Эпидемия азиатской холеры в С.-Петербурге».

В 1909 г. Б. организовано Товарищество «Аполлон» по производству хроникальных и видовых фильмов (Энциклопедия Санкт-Петербурга).

Экспонент Международной фотографической выставки 1909 г. в Дрездене, экспонировал 7 работ (КД-90, с. 39).

В 1910 г. Б. получил звание потомственного гражданина, он стал поставщиком Двора короля Сербии, спустя два года — поставщиком Двора великой княгини Марии Павловны.

ФН-910, №4, с. 63: «К. К. Булла, известный С.-Петербургский фотограф, во время пребывания в столице Короля Сербии Петра I, получил почётное звание поставщика двора его королевского величества Короля Сербии. Все работы, представленные им, удостоены полного внимания его королевского величества, сделавшего, кроме того, солидный заказ своему новому придворному поставщику».

Текст бланка: «Фотограф Императорской Публичной библиотеки, Императорского Российского пожарного общества К. К. Булла. Тел. 1700. Удостоен двух Высочайших благодарностей Ея В. Г. Имп. Александры Фёдоровны, 1902 г. и 1903 г.; Благодарность Ея Выс. Вел. Княгини Ксении Александровны в 1903 г., Высочайшей награды – медали «За усердие» в 1904 г.».

На ряде бланков встречается дополнительная фраза: «Специалист по техническим снимкам всякого рода на выезд».

Текст бланка: «Телефон 17-00. К. К. Булла, С.-Петербург, Невский 54, против Публичной библиотеки. C. С. Bulla, St. Petersburg Nevsky 54. Фотограф Его Величества Короля Италии, Императорской Публичной библиотеки, Императорского Российского пожарного общества, Императорского Российского общества Красного креста, Управления С.-Петербургского градоначальника и др. Негативы сохраняются. Специалист по техническим снимкам всякого рода на выезде», изображения 6 орденов и 2-х медалей, бланк работы И. Скамони, Спб.

Похвальный лист от Министерства торговли и промышленности на 1-й Международной воздухоплавательной выставке в апреле 1911 г. в Спб «за популяризацию воздухоплавания помощью фотографии».

ВП-909 (и Садовая, 61, тел. 170), ВП-910, ВП-911, ВП-912, СКВР-912, ВП-913, ВП-914, ВП-915, ВП-916: владелец фотографии на Невском пр., 54, тел. 1700 и 469-50.

Б. фотографировал (и репродуцировал) для коллажа с портретами Великих князей и Императоров России с 862 по 1862 г. (издание Р. Шварца, Спб).

11 февраля 1912 г. по Высочайшему соизволению предоставлено звание поставщика Двора Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны (ФН-912, №3, с. 56; ПВД, с. 47).

26 апреля 1912 г. при посещении фотовыставки журнала «Фотографические новости» Великим Князем Михаилом Александровичем, групповую фотографию, прилагавшуюся к журналу, сделал Б.

Похвальный лист от Министерства торговли и промышленности – за разнообразные снимки, иллюстрирующие события современной жизни – на 2-й фотовыставке журнала «Фотографические новости» в 1912 г. (ВФ-912, с. 167; ФН-912, №5, с. 88).

«Фотограф К. К. Булла поместил на выставке богатую коллекцию снимков по «иллюстрационной» фотографии; коллекция эта заключала в себе снимки из жизни известных на поприще администрации, науки и искусства деятелей и снимки выдающихся событий и происшествий. Большинство, если не все, из этих снимков были помещены, как иллюстрации, в русских и заграничных журналах и газетах». (ФН-912, с. 60).

Участник фотографической выставки 1912 г. в С.-Петербурге. Реклама в «Вестнике выставок» в обозрении фотовыставки: «Старейший фотограф иллюстратор К. К. Булла, Спб, Невский пр., №54, телефоны: №17-00, 469-50, по телеграфу: ФотоБулло – Петербург. Занимается фотографированием для иллюстраций журналов на злобу дня. Снимает всё, в чём только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днём, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете».

Журнал «Нива», 1914, №3, с. 58 – фото Б. «К 50-летию земских учреждений. Председатели и гласные губернских и уездных земских управ в зале С.-Петербургской губернской земской управы» [свыше 100 человек]; в том же году публикация к 100-летию Императорской публичной библиотеки.

Любимым местом отдыха Б. был остров Эзель (Саарема), где он много снимал этнографические сюжеты (СФ-988, №6, с. 22).

Основал ателье «Съёмки на злобу дня», публиковался в «Ниве», «Вохе» (Берлин), «Иллюстрасьон» (Париж).

Кабинетка, оборот: «Телефоны 17-00, 469-50. К. К. Булла Петроград Невский 54 прот. Публичн. Библиотеки. C. O. Bulla Petrograd Nevsky 54. Фотограф Его Величества Короля Италии, Императорской Публичной библиотеки, Императорского Российского пожарного общества, Императорского Российского общества Красного Креста, Управления Петроградского … и др. Специалист по техническ. снимкам всякого рода на выезде». Автограф датирован 1918 г.

В 1917 г. с женой уехал за границу – в Эстонию (см. «Комсомольская правда», 16.05.1991, №109).

NB. «К. К. Булла, Спб, Невский, 54, тел. 1700» – репродукция живописного портрета К. Чуковского работы И. Репина.

Оттиск резинового штемпеля «Фотографiя К. К. Булла, Петроградъ, Невскiй пр., 54».

ФКЛ-924: пр. 25 Октября, 54.

-оОо-

Hlav., с. 317, биографическая справка. Родился в Германии. В России работал на заводе фотографических материалов [вероятно, это о фирме «Дюнант»]. Вскоре открыл фотоателье в С.-Петербурге, сначала в Пассаже, потом на Невском проспекте. Слыл наилучшим фотографом города. Был официальным фотографом царского двора, в 1904 г. неоднократно фотографировал царя. Снимал события февральской революции 1917 г., многих деятелей культуры России. После революции эмигрировал за границу, где и умер. Обширный архив ателье передал сыновьям Александру и Виктору. (Ссылка на книгу Волкова-Ланнита «История пишется объективом»).

-оОо-

Журнал «Наше наследие», 1989, №1, с. 23, статья «На рубеже веков»: «Огромная – почти 100000 негативов – коллекция их работ [отца и сыновей Булла] хранится в этом архиве [Центральный государственный архив кинофотофонодокументов гор. Санкт-Петербурга], с каждым десятилетием приобретая всё большую ценность, привлекая документальной точностью, запоминающейся образностью, познавательностью. Ведь на них запечатлены этапные события русской истории, облик известных деятелей культуры, характерные типажи времени...

Почётное звание фотографа Министерства Императорского двора открывало перед ним [Б.] возможности самой разнообразной съёмки, недоступной другим его коллегам. Так, например, он сделал весьма впечатляющее количество снимков, относящихся к военной теме, на которых можно увидеть театр военных действий Первой мировой войны, парады, интерьеры казарм, лазаретов, изображения солдат, офицеров и генералов.

В 40 первых номерах «Летописи войны с Японией» опубликованы 21 фото Б., тематически связанные с русско-японской войной.

Снимал он и революцию 1905 года...

Поразительно, какие только объекты не возникали перед камерой Буллы: авиационные заводы Петербурга и Риги, автомобильный – «Русский Рено», первые электротехнические предприятия. Существует несколько серий его фоторассказов о строительстве и спуске на воду военных судов «Бородино», «Орёл», «Полтава», линейного корабля «Гангут».

...Более трёх тысяч снимков показывают только архитектуру Петербурга, его хозяйство и благоустройство...

Интереснейшая часть коллекции – съёмка знаменитых деятелей русской культуры. К. Булле позировал Л. Н. Толстой в Ясной Поляне, где мастер побывал вместе с сыном в дни перед празднованием 80-летия писателя. Вдвоём они сделали более 90 фотографий, на которых – сам Л. Н. Толстой, его близкие, быт обитателей яснополянского дома, интерьеры усадьбы, окрестные пейзажи.

Фотографы Буллы были частыми гостями и в Пенатах у И. Е. Репина... Отец с сыновьями оставили нам десятки первоклассных изображений деятелей искусства и литературы: Ф. И. Шаляпина, А. К. Глазунова, А. П. Павловой, А. А. Блока, В. В. Набокова, А. М. Горького.

Неспокойная, насыщенная событиями профессиональная деятельность К. Буллы завершилась лишь когда он уехал в 1916 г. из Петрограда на остров Эзель (ныне Саарема) [неточно, есть фото Б., снятые им в Петрограде в июле 1917 г.], где он провёл остаток жизни и умер в 1930 г. [опять неточно]. Оставленное им дело перешло к сыновьям...

Уникальна его фотография Николая II, читающего с балкона Зимнего дворца манифест об объявлении войны...».

-оОо-

С первых дней советской власти фотоателье Б. было национализировано и названо «Фотография Ленсовета». Возглавлял её Виктор Булла (адрес – Невский пр., 54). [Спб в светописи, с. 297: С 1908 года на Невском проспекте, 54 К. К. Булла открыл своё основное ателье, просуществовавшее под его вывеской до 1930 года.]

ППЛ – по каталожным данным, с фотографий Б. издано не менее 48 открыток с петербургской тематикой, кроме того, не менее 10 открыток без инициалов, т. е.: фото Булла. Там же, с. 298: «Издание фотографии К. К. Булла, Спб, с 1884 г. – Казанская ул., с 1899 г. – Садовая ул., с 1902 г. – Невский проспект» [этот факт требует подтверждения].

-оОо-

ФНП, сс. 156-175: (Булло Карл Освальд) работал с 1880-х гг. по 1924 г. Невский пр., 54 (бывшее фотоателье Бореля).

К. К. Булла – выходец из местечка Леобшиц, Пруссия. В России с 1865 года. В 1876 г., в возрасте 21 года, подал прошение о предоставлении российского гражданства, которое было удовлетворено. Из документов на оформление гражданства известны имена и род занятий его родителей. Мать Анна Булла – урожденная Шенфельд, отец – купец Карл Освальд Булла. Сын был назван полным именем отца.

В 1876 г. Булла служил купеческим приказчиком, фотографическую деятельность начал в начале 1880-х гг. сначала помощником фотографа в фотоателье на Невском проспекте, 110 (имя этого фотографа установить не удалось); в этом же фотоателье К. Булла потом работал самостоятельно.

Первый известный адрес, по которому работал К. Булла, – Казанская ул., 17. Также его ателье располагалось по адресам: Невский пр., 75 (отделение); Садовая ул., 61; Екатерининский канал, 66; Невский пр., 48 (в здании Пассажа). Будучи в зените славы и известности, Булла открыл ателье на Невском проспекте, 54 (в 1906-1908 гг.), где работал с сыновьями Александром и Виктором. Это ателье просуществовало под именем Буллы до 1930 года.

С самого начала своей фотографической деятельности К. Булла тяготеет к натурным съёмкам, его можно с полной уверенностью назвать родоначальником отечественного фоторепортажа.

В 1886 г. он пишет прошение градоначальнику Санкт-Петербурга о получении права производства «всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улице, квартирах, в местах ближайших окрестностей Петербурга» (из прошения Буллы, хранящегося в РГИА). Такое разрешение было им получено и выдано свидетельство за №1507 (там же).

За свою многолетнюю деятельность в фотографии (более 40 лет) Булла был награждён многими наградами, а за серию снимков сиротских домов в 1910 г. К. К. Булле было присвоено звание потомственного почётного гражданина Санкт-Петербурга, причём это звание распространялось и на прямых наследников; (повторена ошибка в звании – «п. п. г. Санкт-Петербурга» вымысел автора, звание «почётный гражданин города N» присваивается [до сих пор] чрезвычайно редко, а потомственных почётных граждан в России было не один десяток тысяч).

К. Булла сотрудничал во многих иллюстрированных журналах, более всего – в журнале «Нива». Сам он занимался изданием своих фотографий – как в оригиналах, так и в технике фототипии в формате открытых писем. Многие издательства, такие как «Ришар», «Община Святой Евгении», «Гранберг», издавали открытки по его фотографиям. С его негативов выпущено большое количество фотооткрыток, выполненных фотопечатью А. И. Центера. Его фотографии также использовались и в оформлении книг. Так, в юбилейном издании к 200-летию Санкт-Петербурга (автор И. И. Божерянов) опубликована панорама Невского проспекта К. Буллы (в этом же издании есть рекламная страница фотоателье К. Буллы в Пассаже – примеч. составителя).

Много внимания Б. уделял неординарным событиям, известна его серия фотографий о наводнении в Санкт-Петербурге в 1903 г., о городских пожарах. В поле зрения фотографа также оказались: обвал Египетского моста в 1904 г., обвал потолка в здании Государственной думы 2 мая 1907 г., а также проведение в Санкт-Петербурге авиационной недели в 1910 г. и многие другие интересные события.

В 1908 г., в преддверии юбилея Л. Н. Толстого, Б. выезжает в Ясную Поляну, где снимает писателя с семьей в родовом имении и выпускает серию фотооткрыток (от 50 номеров [sic!]).

По фотографиям Б. в разных изданиях выпущено более 1000 открыток с видами Санкт-Петербурга. В работе над снимками разных событий 1905 г. принимают участие и сыновья Б. В советское время Б. продолжал активно работать – снимал бурные революционные события 1917-1918 гг. В 1919 г. неожиданно для всех эмигрировал в Финляндию, где и скончался. Там же, с. 401: работал примерно до 1924 г. Невский пр., 54. [по поводу советского времени и отъезда в 1919 г. – грубая ошибка]. См. ФНП, сс. 427-428.

«Санкт-Петербург в объективе», с. 17: почётный гражданин Санкт-Петербурга [опять та же ошибка!], фотограф Министерства Императорского Двора, и Управления Санкт-Петербургского градоначальника, Императорского Российского пожарного общества, Императорского Российского общества красного креста, фотограф Его величества короля Италии. Ему вручены медали «За трудолюбие и искусство» (1903), болгарская медаль «За гражданские заслуги» (1902), а также румынские, персидские, итальянские ордена. Он награждён «тремя высочайшими благодарностями и двумя всемилостливейшими наградами». [Портрет – там же, с. 19; вывеска ателье – на с. 113; семейное фото – на с. 148.]

К 200-летию Санкт-Петербурга журнал «Нива» опубликовал более ста снимков блистательного фотомастера, многие из них вошли в открывшуюся сто лет назад экспозицию «Санкт-Петербург. 1903 г. в фотографиях Карла Буллы». Именно эти фотографии и представлены на выставке в Нарвском замке.

Работы Б. и его сыновей – пласт российской и мировой фотокультуры. Государственный Эрмитаж, Российская национальная библиотека и Государственный архив кинофотофонодокументов С.-Петербурга хранят почти 200 тысяч негативов студии Б., запечатлевших российскую историю рубежа XIX и XX веков.

Судьба династии сложилась драматично. Глава семейства Карл Булла в 1918 г. уехал в Эстонию. Похоронен на острове Сааремаа в 1929 г. Сыновья после революции 1917 г. продолжали заниматься фотографией и работали на советскую власть. Виктор Булла был фотографом Ленсовета и стал одним из авторов фотографической Ленинианы. В 1938 г. был арестован, в 1944 г. умер в колонии, реабилитирован в 1958-м. Второй сын – Александр также не миновал ссылки, после которой вернулся к дочери в Москву, где и умер.

Петербургские «Фотографии» размещались под самыми крышами поближе к свету. Теперь же осталось только одно такое фотозаведение на весь город – это «Фотографiя К. К. Булла». Карл Карлович Булла – немец по происхождению, почетный гражданин Санкт Петербурга [опять повторяется ошибка!], фотограф Министерства Императорского двора и Управления Санкт-Петербургского градоначальника, фотограф Его Величества короля Италии… Он был одним из первых фотографов, использовавших метод съемки «не дожидаясь, когда все приготовятся». В 1886 г. Б. подает прошение в министерство внутренних дел о выдаче ему свидетельства на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга. Получив разрешение, он не пропускает ни одно городское событие, будь то спуск со стапелей Адмиралтейского завода крейсера I ранга «Аврора», столетие лейб-гвардии егерского полка или приезд в столицу иностранных гостей, например, Макса Линдера. На протяжении нескольких поколений мастерство переходило от отца к сыну. Вся Россия следила за трагедией народа по снимкам русско-японской войны, сделанным уже Виктором Буллой –фотокорреспондентом журнала «Нива». Потом вместе в братом Александром он фотографировал Ленина.

Исторический документ – выданная в 1935 г. справка гласит, что «фотографом Булла В. К. передано Государственному архиву Октябрьской революции и социалистического строительства Ленинградской области 132 683 негатива снимков, отражающих периоды первой мировой войны, подготовки и проведения Октябрьской революции, гражданской войны и мирного строительства... Принятые снимки имеют большую историческую и художественную ценность». Через три года Виктор Карлович Булла был арестован и назван врагом народа. Его постигла та же участь, что и тысяч политических заключенных в нашей стране... Некоторые из снимков известной фотографической династии сегодня составили экспозицию частного музея, открытого в стенах реконструированного фотосалона имени Карла Буллы на Невском проспекте.

Бент., с. 38: Булла и Шейн. Употребление сухих броможелатинных пластинок их лаборатории. Спб, 1884. [изготовленных лабораторией Буллы и Шейна]

Юбилейные торжества города С-Петербурга 16 мая 1903 г. (фотоальбом, 21 лист с наклеенными 42 фото; описание см. Спб в светописи, сс. 286-288).

Красоты С.-Петербурга (альбом, клише со снимков Б.). Спб.: 1911, 79 сс. [виды города, в т. ч. православных храмов и часовен].

& Волков-Ланнит Л. Ф. История пишется объективом. М.: «Планета». 1989.

Головина А. А. На рубеже веков. / Наше наследие. 1989, №1 с. 23 с 18 репродукциями).

Сергеев А. (составит.). Карл Булла и сыновья. М.: «Фотоцентр» СЖ СССР;

см. также: СФ-988, №9, с. 34 [весьма поверхностное изложение], МорРХФ, с. 161, РФ-996, с. 196.

Никитин В. Гуляй, Петербург! (Фотографии К. Буллы) / Родина, 1991, №1;

Никитин В. Попечитель (К. Булла – фотограф-благотворитель) / Родина, 1992, №11-12; Санкт-Петербург. 1903 год в фотографиях Карла Буллы. Каталог выставки. Спб.: 2003.

Попов А. П. Из истории российской фотографии. М. Изд-во Московского университета, 2010.

N.B.1. Портрет Б. – Спб в светописи, сс. 35 и 70 (кат. №68).

N.B. 2. В книге Шелаевой Е. «Православный мир России в фотографиях ...» Б. приписываются съёмки почти в 40 населённых пунктах России – от западных губерний до Урала, в т. ч. фото Биркина Д. Г., сделанное в 1872 г. в Софийском соборе Киева, аннотировано как фото Б. 1910-х гг. Не мог Б. даже за 16 лет объехать всю Европейскую Россию и выполнить такое количество фотосъёмок, он покупал негативы.

Не избежали этой ошибки составители альбома «Женщины Кавказа», изданного в 2008 г. в Москве, приписав К. К. Булле авторство фотографий нефтепровода в районе «Чёрного города» Баку и продуктового рынка в Баку, датировав оба снимка 1905 годом.

Ещё одним убедительным фактом, что не все негативы, сданные в государственный архив, выполнены семьёй Буллы, служит опубликованное в журнале «Фотографические новости» в декабре 1912 года обширное, на двух страницах, объявление самого К. К. Буллы о желании приобрести негативы самой разнообразной тематики с обязательным: «должно быть указано характер снимка, его содержание и точное время съёмки». Следует отметить, что К. Булла не назначал жёстких цен. В объявлении он заявлял: «Цену отпечатка назначьте сами, включая сюда и стоимость негатива, который, в таком случае, поступает в мою полную собственность».

Аноним, 08.05.07 13:59. Прочитал как-то мемуары фотографа К. Буллы. Он в конце 19- начале 20 веков фотографировал многих знаменитостей. И вот он попросил попозировать ему Л. Толстого. Тот согласился на портретный снимок с женой. И вот они перед камерой. Толстой сидит на стуле, жена рядом – слева. Толстой – жене: «Свет мой, встань справа!» К. Булла: «Лев Николаевич, слева она лучше смотрится – как бы ближе к вашему сердцу», Толстой: «Нет, не бывать! Шашка слева, баба – справа!!!» Всяк сверчок, знай свой шесток…

 

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо