Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография. XIX век..Д → ДМИТРИЕВ Максим Петрович

ДМИТРИЕВ Максим Петрович (9 августа 1858, дер. Повалишино, Тамбовской губ. – 15 октября 1948, Н.-Новгород). Нижний Новгород, Осыпная ул., д. Пальцевой (ныне Пискунова) [работал в 1886-1929 гг.]. Крещён 10 августа 1858 г. в Троицкой каменной церкви села Средняя Оржевка Кирсановского у. Тамбовской губ. Внебрачный сын крепостной крестьянки, до 14 лет воспитывался в доме приёмного отца, окончил церковно-приходскую школу.

15 летним, в 1873 г. поступил в московскую фотографию М. П. Настюкова. Работая у Настюкова, Д. посещает воскресные рисовальные классы Строгановского художественного училища, где знакомится с основами перспективы, композиции, техники света и тени.

В 1877 г. уезжает в Нижний Новгород, сначала работает в фотоателье Д. Лейбовского [ошибочно Лейбовича в ФЛ-904, ст. 305], а затем поступает лаборантом в фотографию А. О. Карелина.

В октябре 1881 г. вместе с [артистом – в ФО-904, ст. 205] почётным гражданином Галиным Л. на Б. Покровской ул. в д. купца Мокеева И. Д. открывает фотографию, в которой проработал пять-шесть месяцев, но из-за разногласий с компаньоном вынужден был покинуть её. Фотокарточки были на бланках «Фотография Товарищества» (ННФ, с. 54).

7 февраля 1886 г. из канцелярии нижегородского губернатора получает разрешение и открывает в Н.-Новгороде свою фотографию, в которой проработал свыше 40 лет.

Участник С-50-88, экспонировал 27 портретов и групп и 26 видовых фото с продажными ценами от 10 до 25 руб. (Ук., с. 16 и 29).

В 1889 г. впервые [?] выступает на фотографической выставке (Всероссийская фотографическая выставка, организованная ОРТЗ).

ФВ-89, №6, с. 123: похвальный отзыв на выставке 1889 г. в Санкт-Петербурге «за коллекцию больших портретов, а также групп, снятых в комнате, и видов, исполненных художественно (тоном sepia coloree)». Серебряная медаль Парижской выставки 1889 г. (ФВ-89, №11, с. 287). Медаль ИРТО «за позировку в портретах» на фотовыставке, устроенной Одесским отделением ИРТО в 1890 г. (ФЛ-90, №6, ст. 24). Участник Казанской научно-промышленной выставки, экспонировал «сцены и жанры, мастерски скомпанованные» (ФЛ-90, №7, ст. 25).

К 1891 г. Д. создал собственную фототипическую мастерскую. В мастерской наладил выпуск фототипических нумерованных открыток, известный (составителю) номер – 370. 7 апреля 1891 г. обратился в Распорядительный комитет ИРТО с заявлением о случаях контрафакции его произведений типолитографской фирмой «И. Пашков» в Москве, фирмой «В. Де-Кроз и K o », выпустившей альбом-путеводитель по Волге (ФЛ-91, ст. 187-189).

Бронзовая медаль III фотовыставки V отдела ИРТО в марте-мае 1891 г. за портреты (ФЛ-91, ст. 222; ФЕ-92, с. 289).

Малая золотая медаль Московской фотографической выставки ОРТЗ в 1892 г. «за отличные снимки природы» (ФЛ-92, ст. 187; ФЕ-92, с. 283). Золотая медаль Первой международной выставки фотографии в Париже [Парижская всемирная фотографическая выставка] в 1892 г. по группе IV «Художественная фотография (работы профессионалов)» (ФЛ-92, ст. 470; ФЕ-93, с. 286).

Действительный член Нижегородского кружка любителей физики и астрономии («Наука и жизнь», 1893, №22, с. 347). 1 декабря 1893 г. на заседании Фотографической комиссии Отделения физических наук ИОЛЕА демонстрировался альбом «Неурожайный 1891-92 год в Нижегородской губернии», присланный в дар Дмитриевым.

19 марта 1894 г. на заседании той же комиссии демонстрировались 28 фотографий формата 45?55 см, присланные в дар Д. Членами комиссии была единодушно признана высокая художественность работы Д. Он избран постоянным (бесплатным) членом Фотографической комиссии (ТОФ-94, т. 6, вып. 2). ФЛ-94, ст. 35: «Первая самостоятельная и во всех отношениях прекрасная работа русского фотографа» [Лавров А. М. о фототипическом альбоме Д. «Неурожайный 1891-92 год в Нижегородской губернии»]. ФЛ-94, №3 – приложением опубликована фототипия Д. «Два друга». ФЕ-94 приложением публикует фото Д. «В голодный год».

ССК, с. 255: владелец фотографии. Действительный (иногородний) член РФО с 1894 г. (Сп. 1.6.00, Сп. 1.8.03, Сп. 1.10.06, Сп. 15.8.09, Сп. 1.2.14).

Маттерн Э. Э. в ателье Надара в Париже видел русскую расписную мебель, подаренную Надару Д. (ФЛ-94, ст 213).

В 1894 г. Д. на специально предоставленном Ведомством путей сообщения пароходе «Ольга» совершает поездку по Волге – от Рыбинска до Астрахани, где он сделал около 500 снимков. В 1903 г. вышел в Москве альбом Д. «Волга – Саратов – Астрахань».

Почётный диплом Голландской всемирной фотографической выставки в Амстердаме в 1895 г. Владелец фотографии на Осыпной ул., 9 (ННФ, с. 9).

ФЛ-96, ст. 32: на Амстердамской Международной фотовыставке 1895 г. М. П. Дмитриев награждён почётным дипломом.

Аккредитован на коронационных торжествах 1896 г. (КС-96).

 

ФО-96, №1, с. 35: «29 мая 1896 г. награждён за заслуги дипломом РФО»; там  же, с. 36: пожертвовал 100 руб. в благотворительный фонд [при РФО] для фотографов, утративших по несчастным случаям, болезни или старости способность к труду.

Участник В-РФО-96, экспонировал 31 снимок по неурожайному году (Ук., с. 9 с примечанием: «Снимки, сделанные во время неурожайного года, были поднесены в альбоме Нижегородским продовольственным комитетом Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II в бытность его Наследником Цесаревичем).

Бронзовая медаль В-РФО-96 (РФЖ-96, с. 94, то же ФЛ–96, ст. 188, то же, ФЕ-97, с. 230).

ФВ-96, с. 83: «Нижегородский фотограф г-н Дмитриев по прежнему выдаётся своими художественными видами большого формата и снимками народных сцен во время неурожайного года». Экспонент Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. в Н.-Новгороде, в собственном павильоне (ФЕ-96, с. 239). Для павильона на выставке Д. в литографии И. Покорного были заказаны бланки, на обороте которых был рисунок панорамы выставки (ННФ, с. 129), а на лицевой стороне визиток по верхнему краю текст: «На память о выставке» (ННФ, с. 133).

В 1896 г. книгоиздательством Г. Гоппе в качестве бесплатной премии журнала «Всемирная иллюстрация» выпущен альбом «Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде». Фотографии в альбоме выполнены Д. и Индурским Я. А. Из альбома, с. 7: «... Рядом с художественным отделом ... помещаются: ... фотография М. П. Дмитриева, выстроенная впереди павильона Крайнего Севера»; с. 11: «На выставке демонстрировались ... приборы для измерения силы света, фотографические приспособления в приложении к техническим испытаниям»; с. 14: «В центральном здании выставки (в виде кольца с внешним диаметром 150 сажен [на с. 27 внешний диаметр указан 140 сажен] и внутренним 80 сажен) в художественно-промышленном отделе демонстрируются фотографии»; с. 75: «В эту же последнюю группу [печатного дела] вошли и произведения чистой фотографии, т. е. прямые фотографические (не фотомеханические) отпечатки на специальной бумаге и других материалах. Тут есть много любопытного – превосходные портреты громадного размера, мгновенные снимки и проч. Но всё это публика уже много раз пересмотрела на специально-фотографических выставках, которые чуть не ежегодно устраиваются в различных городах. Между прочим, тут можно видеть и произведения М. П. Дмитриева, по которым воспроизведена значительная часть снимков настоящего издания; им выстроен на выставке особый павильон, недалеко от художественного отдела».

РФЖ-96, с. 191, статья «Фотография на Всероссийской выставке в Н.-Новгороде»: «Виды выставки разложены в большом выборе в громадной витрине известного нижегородского фотографа Дмитриева. Производительность и энергия г-на Дмитриева должны быть чрезвычайно велики, так как, кроме этой большой витрины, помещающейся в здании Х отдела, экспонент выстроил на выставке ещё и отдельный фотографический павильон, в котором, впрочем, только принимаются заказы. Кроме этого, экспонент имеет ещё и два фотографических заведения в городе и на ярмарке. Снимки г-на Дмитриева, как ландшафтные, напр., виды выставки, ярмарки и Нижнего Новгорода, так и портретные, не представляют ничего сколько-ни-будь выдающегося, ни в техническом, ни тем более – в художественном. Его ландшафты или плоски, или жёстки и недоработаны; при съёмке же портретов г-н Дмитриев ограничивается просто тем, что помещает снимаемую особу в полосу более или менее сильного света».

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЛ-96, ст. 392, письмо 1-е о фотоделе на Всероссйской Нижегородской выставке 1896 г.: «Самым выдающимся экспонатом в отделе является, бесспорно, работа местного фотографа г-на Дмитриева, выставившего в своей красивой, одной из лучших на фотографической выставке, витрине, более 100 видов Волги, начиная от Рыбинска до Астрахани, размером в альбуминный лист. Эта описательная работа великой русской реки ещё никем пока не исполненная в России, и является капитальною работою всей выставки... Г-н Дмитриев выставил прекрасные увеличения и портреты, сделанные на пластинках большого формата; образцы эти так понравились публике, что он получил массу заказов...». Серебряная медаль Всероссийской выставки 1896 г. (РФЖ-96, с. 237, то же – ФЛ-96, ст. 387, то же, ФЕ-97, с. 232).



-оОо-

ННФ, с. 130, копия страницы 41 части второй [что за издание?] с портретом Д. и текстом: « Фотограф М. П. Дмитриев. НИЖНИЙ-НОВГОРОД. Верхний Базар, Осыпная улица, дом Пальцевой. Телефон №195. ОТДЕЛЕНИЕ ФОТОГРАФИИ на ярмарке, фотографическая линия, д. Журавлева. Фотограф Максим Петрович Дмитриев удостоен высших наград: почётного диплома на Голландской всемирной фотографической выставке в городе Амстердаме 1895 года, и на Парижской всемирной фотографической выставке по художественному отделу профессиональных фотографов, за 1892 год, золотой медали; единственный в России. Высшей награды «Grand prix» за выставку в Сан-Жиле 1892 года, и золотой медали за Московскую выставку 1892 года; на международной выставке в Брюсселе – почетного диплома и первой золотой медали, и от Международной Академии – золотой медали первого класса 1891 года; на Одесской фотографической выставке медаль Императорского Русского Технического Общества 1890 года. Фотография существует десять лет. На Всероссийской Выставке в Нижнем Новгороде 1896 г. фирма награждена серебряною медалью ».

-оОо-

Приложением к ФЛ-96, №9 опубликована фотография Д. – вид ярмарочной части Нижнего Новгорода. Объявление в ФЛ-96, ст. 394: «Нужны опытные ретушёры позитивный и негативный, а также копировщик. Нижний Новгород, фотографу Дмитриеву».

Приложением к ФЛ-97, №3 опубликован женский портрет с оригинального негатива Д., а к №7 – один из листов его Волжского альбома (ст. 91 и 258).

Почётный член Казанского фотографического общества к 1 марта 1897 г. (ФЕ-98, с. 41). Действительный член Русского географического общества за съёмки волжских видов, избран в январе 1899 г. Участник 5-V-98 (Ук., с. 82).

-оОо-

ННФ, с. 17, рекламное объявление:

« Фотограф М. ДМИТРИЕВ ,

УДОСТОЕННЫЙ ВЫСШЕЙ НАГРАДЫ ПОЧЕТНОГО ДИПЛОМА

на Голландской всемирной фотографической выставке в г. Амстердаме в 1895 г. и на Парижской всемирной фотографической выставке, по художественному отделу профессиональных фотографов за 1892 г.

ЗОЛОТОЙ МЕДАЛИ, ЕДИНСТВЕННЫЙ В РОССИИ,

СНИМАЕТ моментально во всякую погоду ПОРТРЕТЫ, ГРУППЫ.

-*-

Продаются волжские виды, типы, сцены, пейзажи, виды Н.-Новгорода, ярмарки и выставки.

-*-

ПРИНИМАЮТСЯ ЗАКАЗЫ:

по снятию заводов, магазинов, пароходов, животных, а также и копий со старых карточек, с которых увеличиваю до натуральной величины.

-*-

Фотографии открыты ежедневно от 9 час. утра до 6 час. вечера.

В ГОРОДЕ, Осыпная улица, дом Пальцевой, НА ЯРМАРКЕ 3-я Сибирская, д. Журавлева.

И ОБЩЕДОСТУПНАЯ: в собственном павильоне, рядом с цирком.

Телефон № 195.»

-оОо-

ФО-900, №11, сс. 417 и 446: награждён золотой медалью Всемирной выставки в Париже в 1900 г., экспонировался на стенде РФО. Диплом участника в коллективной витрине РФО на 1-й Международной выставке художественной фотографии в Москве в 1902 г. [устроитель МХФО] (ПовРФО-902, №2, с. 34).

Участник Международной художественной фотовыставки в 1903 г., организованной СпбФО (ФЛ-903, ст. 229).

ФЛ-904, №10, ст. 393: «Мы получили новые издания почтовых карточек нашего неутомимого фотографа-иллюстратора М. П. Дмитриева. Коллекции их можно подразделить на три группы: 1) виды и типы жителей Волги, числом 523, 2) виды пустыни Сарова – 96 и 3) портреты некоторых писателей. Таким образом, всякий интересующийся нашей кормилицей Волгой может иметь за небольшую плату её виды в виде почтовых карточек. Склад издания: гор. Нижний Новгород, Осыпная ул., фотография М. П. Дмитриева». (составителю известна открытка с №351).

Действительный член Французской Палаты профессиональной фотографии и её применений (Ann-906, p. 12*). «Светопись», 1908, №4, с. 131: «Председатель Нижегородского фотографического кружка М. П. Дмитриев [представил] – коллекцию работ для демонстрации членам Государственной Думы [на Московской Международной фотовыставке в марте 1908 г.]».

1 февраля 1911 г. отказался от должности председателя правления Нижегородского фотографического кружка (ФН-911, №5). ННФ, с. 17: С 1908 по 1910 год он [Д.] возглавлял правление Нижегородского фотографического кружка [?].

Визитка, оборот: «Фирма существует с 1886 г., XXV, 1911». Кабинетка, бланк лит. Волокитина, лицевая сторона: «М. Дмитриев Нижн. Новгород», оборот: «Новая фотография М. Дмитриеа в Нижнем Новгороде, Осыпная ул. дом Пальцевой». ННФ, с. 107, визитная карточка: «Фотография М. Дмитриева. Ярмарка: Фотографическая линия, дом Салла (бывш. Костильон). От угла третий дом. В городе: Осыпная улица, дом Пальцевой».

ФН-911, №3, с. 47: «Альбом этих снимков [Неурожайный 1891/92 год в Нижегородской губернии] был издан г-ном Дмитриевым фототипическим способом и теперь представляет библиографическую редкость»85. СКВР-912: владелец фотографии на Осыпной ул. Член экспертной комиссии ИРТО на Художественно-фотографической выставке в 1913 г. ФН-913, №12, с. 199: «Нижегородский фотограф М. П. Дмитриев, по словам газеты «Волгарь», получил приглашение участвовать в устраиваемой в Нью-Йорке в январе м-це 1914 г. всемирной выставке фотографий профессиональных фотографов. Устроители выставки принимают на себя все расходы по перевозке экспонатов на выставку и обратно. Г-н Дмитриев отправляет в Нью-Йорк портретную коллекцию фотографий с местной фотографической выставки».

На фотографии Д. с автографом 1.11.1926 (9?14, бумага для фотооткрыток), оттиск металлического штемпеля «фот. М. Дмитриев, 1912, Н.-Новгород». Д. активно занимался выпуском фототипических открыток по своим снимкам: виды Н.-Новгорода, хроникально-репортажные съёмки, интерьеры, жанр. Общее количество сюжетов на открытках достигает цифры 90086-88.

 

 

 

 

 

 

Участник выставки «Х лет советской фотографии» (Кат-Х, с. 127 – 2 фотографии, член ВОФ). М. Горький в письме нижегородскому исполкому от 26 сентября 1928 г.: «Очень прошу Вас, не обижайте старика М. П. Дмитриева: человек этот честно проработал до 72 лет, сильно продвинул вперёд технику русской фотографии, обратил на неё внимание Европы и вообще заслуживает всяческого почтения как человек, который в своё время, в 1907-8 гг. сделал немало доброго революционному движению». [М. Горький ходатайствовал о снижении налога с портретной фотографии Д.].

ННФ, с. 18: Его фотография была национализирована и в конце 1929 года передана Детской трудовой комиссии (ДТК), в которую он нанялся на должность павильонного фотографа и заведуюшего художественной частью.

-оОо-

Председателю Исполнительного Комитета Горьковской области

товарищу Юлию Моисеевичу Кагановичу
от фотографа Дмитриева Максима Петровича
г. Горький,6-я линия, д. 22.

Глубокоуважаемый Юлий Моисеевич! Обращаюсь к Вам за защитой моих авторских прав фотографа-этнографа.
Свою трудовую жизнь я начал с 9-ти летнего возраста. Пройдя тяжелый путь «мальчика», я был отдан матерью в ученики в одну из Московских фотографий. Это и определило мой жизненный путь фотографа-этнографа и краеведа. Не имея и дня отдыха, я в течение почти 60-ти лет фиксировал жизнь, отмечая природу, быт и события Горьковского края и всей Волги.

В каждом музее нашего Союза Вы найдете мои фотографии. Я не считаю нужным перечислять свои работы, ибо важнейшие из них указаны в прилагаемом при моем письме журнале «Фотограф» на стр. 104.

Мой фотоархив состоит из несколько тысяч негативов и обнимает: всю Волгу от истока до Астрахани, буквально все строительство нашего края, как до, так и после революционного периода, по моим фотографиям можно легко проследить всю жизнь края за полувековой период с 1886 года по 1932 год.

Общественность оценила мою работу, и в 1927 году в день 50-летия моей работы ряд общественных организаций и Государственных отметили мою деятельность. В 1929 году я передал свои фотографии в Деткомиссию, оставшись в ней в качестве руководителя художественной частью и фотографа. Мой архив я передал во временное пользование Деткомиссии. Преклонный возраст (мне 79 лет) и слабое состояние здоровья заставили меня оставить работу руководителя, и я решил заняться чисто архивно-этнографической работой, при помощи моего фотоархива. С этой целью я в 1933 году приступил к перевозке архива из фотографии Д. Т. К. к себе на квартиру.Однако этому воспрепятствовал Председатель Крайархбюро т. Монахов и изъял из моего архива около 7000 негативов, сделав это изъятие вопреки моего согласия и ничего мне за негативы не уплатив.Изъятыми негативами оказались:

1) Снимки революционного движения и революционных деятелей - 200 шт)

2) Виды Волги - 4000 шт.

3) Виды заводов и строительства - 800 шт.

4) Памятники старины - 100 шт.

5) Виды города Горького - 800 шт.

6) Типы народностей - 100 шт.

Такое огульное изъятие противоречит нашему законодательству, ибо согласно инструкции Центроархива хранению в Арх-бюро подлежат лишь снимки, имеющие историко-революционное значение, изображающие моменты революционной борьбы.

Таким незаконным изъятием т. Монахов лишил меня возможности продолжать мою полезную работу этнографа-краеведа, а также и единственного источника к существованию. Имея в своем распоряжении архив, я мог бы выполнять многочисленные заказы краеведческих организаций и выставок по отпечатыванию снимков, а следовательно получал бы материальное вознаграждение.

Кроме того, эта работа удовлетворяла бы меня и морально, т. к. я имел бы возможность продолжать общественно полезную работу, пользуясь трудами всей моей жизни. Негативы от т. Монахова сложены в Старом Соборе в Кремле, судьба их мне неизвестна и меня, автора их, не только лишили права ими пользоваться, но вообще в здание архива не допускают. Меня крайне обижает такое несправедливое ко мне отношение и полагаю, что своим трудом я заслужил более чуткое внимание, тем более, что пользу стране я принес не только как фотоработник, но и как гражданин. Из копии прилагаемой при сем письма А. М. Горького Вы увидите мое не безразличное отношение к революционному движению. Моя просьба к Вам, уважаемый Юлий Моисеевич, состоит в том, чтобы Вы оказали мне содействие к возврату незаконно отобранных у меня негативов, если же Вы полагаете, что негативы эти необходимы Государству, то я, не возражая против их хранения в Архиве-бюро, ходатайствую о назначении мне пенсии, с помощью которой я мог бы безбедно прожить остаток лет».

-оОо-

...ННФ, сс. 18-19: Обращаясь с просьбой вернуть незаконно изъятый в 1933 г. большой ценный фонд его коллекции, Дмитриев даёт следующую оценку своей работе: «Мой фотоархив состоит из нескольких тысяч негативов и обнимает всю Волгу от истоков до Астрахани, буквально всё строительство нашего края как до-, так и после революционного периода. По моим фотографиям можно легко проследить всю жизнь края за полувековой период с 1866 по 1932 год». ... В 1933 г. М. П. Дмитриев решил перевести личный архив из ДТК в свою квартиру, но получил отказ: у фотографа конфисковали 7000 негативов, которые, несмотря на все ходатайства владельца, так к нему и не вернулись. ... Далеко не весь архив фотографа сохранился до наших дней.

Донде (1939 г.): негативы М. П. Дмитриева хранятся в Горьковском краеведческом музее. СФ-981, №7, с. 34: в Государственном архиве Горьковской области хранится более 4-х тысяч фотографий и негативов Д. Коллекция дмитриевских снимков хранится в Московском музее Горького.

Выставка работ Д. из фондов Государственного архива Нижегородской области состоялась в Париже в 1994 г. [?]

На выставке 4 апреля – 3 мая 1996 г. в Третьяковской галерее в рамках «Фотобиенале-96» экспонировалась фотография «На Тульском оружейном заводе» в коллекции Д. [?]. В пресс-релизе указано, что в Государственном архиве Нижегородской области сохранилось более 12 тысяч его фотографий и негативов.

На доме № 9 по улице Пискунова в Нижегородском районе Нижнего Новгорода, где работал Д., установлена мемориальная доска.

«Неурожайный 1891/92 год в Нижегородской губернии. Фотографии с натуры», Н.-Новгород, 1893 – 51 лист фототипий; «Художественный альбом Нижнего Поволжья», Н.-Новгород, 1894; «Художественный альбом Нижегородского Поволжья», Н.-Новгород, 1895; фототипические открытки по его негативам: «Нижний Новгород», «Волжская коллекция», «Нижегородская ярмарка», «Саровская пустынь», «Дивеево», «Заволжье», «Портреты знаменитых русских писателей и артистов».

& Максим Петрович Дмитриев. / Фотограф-любитель, 1906, №5, ст. 204-208; Photographische Korrespondenz, 1913, #628, p. 33-34; Ермилов Н. Е. Полувековой юбилей фотографа М. П. Дмитриева / Фотограф, 1927, №3-4, с. 105; Андроников И. Ещё об одной находке. / Литературная газета, 1949, №82; Морозов С. А. Фотограф-художник Дмитриев. М.: Искусство 1960; Записки краеведов. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, с. 106; Баскаков А. Максим Дмитриев / Советское фото, 1988, №8, сс. 35-37; Колябин В. В и др. (авторы-составители). На рубеже двух веков. Нижегородское Поволжье и Волга в фотографиях М. П. Дмитриева. Горький: Волго-Вятское книжное издательство. 1-е изд. 1985, 2-е изд. 1988; Никитин В. Светопись Нижнего Новгорода / Родина, 1989, №6; А. Баскаков (сост.). Максим Дмитриев. Фотографии, М.: Планета, 1996. Нижегородская фотография. Город. Люди. События. 1843-1917. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2006 (сс. 16-19).

N.B. Ничем не аргументированая фраза в ФЛ-904, ст. 256: «Далее М. П. пришлось служить в фотографиях Канарского, долго у Дьяковенко [Дьяговченко] и Трунова, где он познакомился с коммерческою постановкою этого дела» [?].

& Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т. 6, Спб, 1901, с. 556: «Лучшие фотографии Среднего и Нижнего Поволжья: для пезажей – М. П. Дмитриева в Нижнем Новгороде, а также Васильева в Самаре, Степанова [Г.] в Симбирске, для исторических памятников и этнографических типов – К. Сафонова в Казани, Шумилова там же и мн. др.».

 

 



 


© 2015 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо