Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография. XIX век..Е → ЕРМАКОВ Дмитрий Иванович

ЕРМАКОВ Дмитрий Иванович (1845 [1846?], Тифлис [по другим источникам Нахичевань] – 28 октября [10 ноября] 1916, Тифлис, похоронен на Кукийском кладбище). Русский фотограф, ориенталист, этнограф.

Тифлис, Головинский проспект, д. Мдивани против 1-й классической гимназии / Тифлис, на Головинском просп. против 1-й классической гимн. д. Георгиевской церкви / Тифлис, Дворцовая ул., д. Цовьялова / в Кисловодске «сначала и до конца курса» фотография Е. предлагала услуги в галерее «Нарзан».

Профессиональная деятельность Е. как фотографа началась в Тифлисе в 1860-е гг. В 1870-е гг. во время путешествия по Персии создал большое количество фотографий этнографического характера и получил звание «Фотографа его величества шаха Персидского». В его фотографиях отражены события русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Большое количество фотографий Е. посвящено Тифлису, Кавказу, Турции, Персии.

За свои работы Е. был удостоен наград Французского фотографического общества (1874), Московской антропологической выставки (1878).

Военный топограф, фотограф-путешественник, ориенталист, этнограф.  Мать Д. И. Ермакова — крестьянка из молокан. Отец — известный в Грузии архитектор Лодовико Камбиаджо, приехавший в Грузию из Одессы вместе с М.С. Воронцовым, новороссийским и бессарабским генерал-губернатором.

В Тифлисе им были открыты «Фотография художника Колчина и Ермакова» (конец 1860-х - 1870-е) и «Фотография Д. И. Ермакова в г. Тифлисе» (1870). Во время курортного сезона работало ещё и отдельное фотоателье в Кисловодске.

В 60-е годы Х1Х века Е. содержит совместно с художником Колчиным самое популярное фотоателье, «кабинетные портреты» или «визитки» которого стремились сделать все жители Тифлиса. В 1870 г. он открывает ещё одно ателье, а во время курортного сезона под его руководством действует фотоателье в Кисловодске.

ССК, с. 260: владелец фотографии. Фотографией начал заниматься в 1866 г. «Известия Русского географического общества» в 1870 г. отмечали: «Фотограф Ермаков ... прислал замечательную коллекцию видов. Члены Общества с особенной похвалой отзывались о научной ценности фотографий».

В 70-е годы он совершил длительное путешествие по Персии (Ирану), где создал много фотографий этнографического характера и получил звание «фотографа его величества шаха Персидского». В его фотографиях отражены также события русско-турецкой войны 1877–1878 гг.

С 1870 г. по 1915 г. подолгу работал и жил в Персии, Турции, на Южном побережье Крыма, в Закаспийской области. Объездил весь Кавказ. В 1877-1878 гг. был прикомандирован к группе русских войск Кавказского фронта. Много путешествовал с камерой и походной лабораторией, а с 1880-х гг. - верхом на лошади и пешком. Участвовал в многочисленных экспедициях, в том числе археологических.
Ермаков был «Придворным фотографом Его Высочества Шаха Персии», Почетным членом Кавказской секции Московского Археологического общества, а также Общества поощрения изящных искусств Тифлиса. За успехи в фотографии получил награды от Французского фотографического общества (1874), Московской антропологической выставки (1878), а также Ирана, Турции, Италии.

Однако, для Ермакова – неутомимого путешественника по характеру – главной в жизни становится видовая съемка и бытовые сцены. Для своих путешествий он усовершенствует походную лабораторию, делает более мобильной камеру и изучает языки (к началу 1900-х  Е. владел 10 языками и наречиями). В 1870 г. он представил в Русское географическое общество отчёт об одной из поездок: видовые фотографии и археологические снимки. В последних отчетливо просматривался метод его работы: детальное «исследование» предмета, а также точное выявление его материальной основы. Не случайно впоследствии Е. будет приглашаться в самые сложные и ответственные экспедиции. Е. был удостоен наград Французского фотографического общества (1874), Московской антропологической выставки (1878), а также наградами Ирана, Турции, Италии.

Временем самой интенсивной работы фотографа стали 1880-1900-е гг. Этому способствовало появление новой аппаратуры: «походного» фотографического прибора И. Филипенко и «стереоскопического снаряда для экспедиций» Д. Езучевского. Е. и сам пытался конструировать новые объективы. Эта техника позволяла многое, и Е., путешествуя, заснял самые знаменитые места Константинополя, Афин, Иерусалима. Долго жил в Персии, где получил титул Придворного фотографа Его высочества Шаха Персидского. Объехал весь Южный берег Крыма. В те времена можно было купить фотографические открытки «Фотографии Д. И. Ермакова в г. Тифлисе» с изображением Ялты и Гурзуфа, Алупки и Феодосии, Туапсе и Севастополя.

В 1877-78 гг. военный корреспондент, состоял при походной фотографии Кавказского штаба. В 1880 г. открыл собственную фотографию (Семакова: в 1883 г. в Тифлисе на Дворцовой улице [1880 год точно!]). Е. много путешествует по областям Грузии, Армении, Азербайджана, Северного Кавказа.

Г. В. Длужневская: 16 декабря 1881 г. избран членом-сотрудником Русского археологического общества (Записки РСАРАО, т. VIII, 1896, приложение, с. 7).

Ф-ф-82-7-Срезн.: «Действительно поражает полное отсутствие среди экспонентов фотографов-пейзажистов, а между тем, сколько у нас первоклассных фотографов в этом роде! Великолепные работы Ермакова спрятаны где-то в другом отделе и невидимы для всех». Бронзовая медаль на Всероссийской выставке 1882 г. в Москве (Ф-ф-82, №7, с. 192) – за превосходные большого размера фотографические виды (Сп. эксп.-82, с. 151).

Кабинетка: лицевая сторона – «Д. Ермаков в Тифлисе», оборот – «Фотограф Его Величества Шаха Персидского Д. Ермаков в Тифлисе, на Головинском проспекте, против 1-й Классической гимназии, дом Георгиевской церкви». Вариант бланка венской работы: адрес – Тифлис, Головинский проспект, дом [затёрто] вход с Давидовской улицы, медали 1874, 1878, 1879, 1882 гг. В 1887 г. фотографировал командира XI корпуса Гильчевского, выпускника Николаевской Академии Генерального штаба.

Выпускал стереофотографии «Виды Кавказа, фот. Д. Ермакова» (в конце 1890-х гг.). Фотоальбом «Виды нефтяного промысла наследников К. Я. Зубалова, Баку – Биби-Эйбат», фотографии Е., 80 снимков 23?39 см – в фонде ПМ, Ф-62, ед. хр. 3, №26460.

Путеводитель по Кавказу, 1904 г.: «Большим спросом пользуются типы и виды Кавказа, снимки археологических находок, а также снимки с манипуляций тифлисских баньщиков (до 30 поз). Они продаются в большом выборе в фотографиях – Ермакова (Головинский просп.) и Мищенко (Сололаки, 5)».

ВР-901, СКВР-912: владелец фотографии на Головинском пр. В 1912 г. Е. участвовал в трудном путешествии по горным тропам в Сванетию (МорПФ, с. 62). СФ-965, №9, с. 32: сделал большую серию фотографий в мастерских ремесленников (карачогелов).

Фотографией начал заниматься в 1866 г. и через 4 года стал широко известным специалистом. Похвальный отзыв в 1870 г. в «Известиях Русского географического общества». Военный фотограф во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. В 1880 г. открыл в Тифлисе собственную фотографию. В 1897 г. избран членом-корреспондентом Кавказского Общества поощрения изящных искусств. [Т. Гарсамия пишет, что Е. в 1912 г. – член-учредитель Тифлисского общества поощрения изящных искусств. Это разные общества?]. В 1907 г. – член Кавказского отделения Московского Археологического общества. (СФ-985, №12, с. 34; МорРХФ, с. 52, МорТФ, с. 115).

СФ-985, №6, с. 36: «С 1854 по 1916 г. жил и работал под руководством [опять «фантазии Баранкина»?] известных грузинских учёных-историков Е. Такаишвили и И. Джавахишвили. Выдающийся фотограф-путешественник»; СФ-985, №12: «Д. Ермаков – один из наиболее известных фотографов-профессионалов дореволюционного Тбилиси. Его коллекция состояла из многочисленных видов и типов Кавказа, Закаспийской области и Крыма». См. также СФ-989, №5, с. 38. РФ-996, сс. 30, 57-61 репродукции фото Е. РГ, с. 157: В 1900-е г. издавал фотооткрытки с видами южных городов. На российских и зарубежных выставках за портреты и видовые снимки Е. был удостоен 36 наград. Коллекция Е., представляющая большую историческую ценность, в 1918 г. была приобретена Грузинским обществом истории и этнографии совместно с Тбилисским университетом.

Семакова со ссылкой на А. П. Бахрушина: «Творческое наследие Д. И. Ермакова очень велико: он нам оставил 127 фотоальбомов с 22660 фотоснимками, 15556 стеклянных негативов форматом 27?30 [24?30, 27 – вероятно опечатка], 18?24, 13?18 см и 27655 отдельных ненаклееных фотоотпечатков».

N.B. Коллекция негативов Е. хранится в Тбилиси, в музее (???). Коллекция фотоснимков Е., отразившая жизнь народов Карачаево-Черкесии, хранится в Нижне-Архызском архитектурно-археологическом музее [357152, Карачаево-Черкесская республика, Зеленчукский р-он, пос. Буково, Нижний Архыз] (АРХ, с. 108).

Диапозитивы Е., в т. ч. стереопары нефтяных промыслов Биби-Эйбат есть в архиве ПМ. Значительное количество материалов Е. хранится в фондах ИИМК в собраниях Смирнова Я. И., Сычёва Н. П., Романова К. К.

В конце позапрошлого и начале прошлого века вышло несколько каталогов его фотографий, там отражено более 25 тысяч разнообразных снимков, в 1984 г. в Тбилиси издан альбом фотографий «Старый Тбилиси», в 1988 г. книга-альбом о Д. И. Ермакове издана в Германии. Стеклянные негативы Д. И. Ермакова хранятся в Государственном музее Грузии.

«Каталог фотографических видов и типов Кавказа, Персии, Европейской и Азиатской Турции, фотографии Д. И. Ермакова. Коллекция состоит из 18-ти тысяч видов и типов», Тифлис, 1896, Паровая типография Штаба Кавказского военного округа, 289 + 44 с. [Семакова ошибочно указывает 1892 г.], продолжение Каталога издано в Тифлисе в 1901 г. / ЖК.

& Тифлисский листок, 24 октября 1916, №243, с. 4 (некролог); Герсамия Т. Творческое наследие Дмитрия Ермакова. / Советское фото, 1985, №12, с. 34-37; Никитин В. Зурначи, кинто, муши (о фотографиях Д. Ермакова) / Родина, 1989, №3; Семакова И. А. Дмитрий Ермаков и зарождение фоторепортажа в России / Труды ГИМ. М.: 1995, выпуск 97, сс. 348-357 / ЖК.

 


© 2015 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо