Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография. XIX век..М → МРОЗОВСКАЯ Елена Лукинична

МРОЗОВСКАЯ Елена Лукинична, черногорка по происхождению, урожд. Княжевич [Лукиановна – неточность в советских источниках]. Санкт-Петербург, Казанской части по Невскому пр., д. №20.

В молодости работала учительницей, продавщицей магазина. Фотографией начала заниматься, как любительница; в 1892 г. окончила фотографические курсы V Отдела светописи при ИРТО. Довершила свое образование в Париже у Ф. Надара, увлекаясь художественной фотографией.

Собственную фотографию открыла в декабре 1893 г. в Петербурге на Невском проспекте (дом 20) у Полицейского моста. С 1897 г. член Дамского фотографического кружка при Русском женском взаимно-благотворительном обществе в Петербурге.

Участница Международной выставки в Стокгольме (1897, бронзовая медаль), V выставки V Отдела ИРТО в Петербурге (1898, малая серебряная медаль Министерства финансов), Всемирной выставки в Париже (1900, серебряная медаль), Международной выставки в Льеже (1905), Первой выставки журнала «Фотографические новости» в Петербурге (1911).

В 1900-е гг. Мрозовская активно снимала артистов, художников и литераторов. Она запечатлела многих участников знаменитого костюмированного бала 1903 г. в Зимнем дворце, а также большинство спектаклей театра В.Ф. Комиссаржевской (1904-1907). Успешно занималась портретированием детей. Носила звание «Фотограф Санкт-Петербургской консерватории, Императорского Русского музыкального общества, Двора Их Королевских Высочеств Великого Князя Черногорского и Князя Болгарского».

ВП-93: владелица фотографии на Невском пр., 20. СПВ/СР-94, СПВ-96/97: жена инженера-технолога, владелица фотографии на Невском пр., 20. ВП-95, ВП-96: «Мразовская». ВП-97, ВП-98, ВП-99: Невский 20-31, тел. 2232, фотография, купчиха 2-й гильдии.

Участница фотографического отдела Стокгольмской выставки в 1897 г., удостоена диплома на бронзовую медаль (ФЕ-98, с. 239). [Труды ГИМ, 1997, вып. 89, с. 160: «... вплоть до 1897 года, когда она получила свою первую медаль в Швеции» – И. Салтыкова списала это с фирменного бланка]. В 1897 г. М. присвоено звание «фотограф С.-Петербургской консерватории Императорского русского музыкального общества». Малая серебряная медаль Министерства финансов за художественный вкус, проявленный в выборе сюжетов при фотографировании на 5-й фотовыставке ИРТО в 1898 г., экспонировала очень большое количество работ как фотограф Императорского Русского музыкального общества (Ук. 5-V-98, с. 60-61, 83).

Серебряная медаль по отделу фотографии на Парижской выставке 1900 г. (ФО-900, №11, с. 418) за выставленные 105 фотографий артиста Оленева в роли царя Фёдора Иоанновича в пьесе графа А. К. Толстого, сценических съёмок артистов Императорских и частных театров, детских портретов.

В 1897-1900 гг. её работы публиковались в «Ниве». В ФЛ-907 опубликованы 2 работы М.

ВП-900, ВП-901, ВП-902, ВП-903, ВП-904, ВП-905, ВП-906, ВП-907, ВП-908, ВП-909, ВП-910, ВП-911, ВП-912, СКВР-912, ВП-913 (фотограф Императорского музыкального общества и Санкт-Петербургской консерватории). В 1903 г. фотографировала Великого Князя Константина Константиновича, в т. ч. в театральном костюме (КатКР, с. 33).

В 1913 г. «Санкт-Петербургские ведомости» (2 февр., № 28) сообщали о преобразовании мастерской Мрозовской в «Женское русско-славянское художественно-фотографическое ателье Елена», которое впоследствии должно было стать частью «Дома женского труда».

ВП-914 (Мрозовская-Княжевич, фотограф Императорского музыкального общества, Императорского русского технического общества, Дамского художественного кружка), ВП-915, ВП-916: владелица фотографии на Невском пр., 20-44, тел. 22-32.

18 января 1909 г. исполнилось 15 лет деятельности М. на поприще портретной фотографии. На заседании V отдела ИРТО 30 января 1909 г. её приветствовали по этому поводу (Журнал V отдела ИРТО от 30 января 1909 г.; ФЛ-909, с. 94). [По другим данным, 15-летний юбилей наступил 28 декабря 1908 г.]

Вне конкурса участвовала на Первой фотовыставке журнала «Фотографические новости» в 1911 г. (ФН-911, с. 35). ФН-912, №12: «Как сообщает “Нов. Вр.”, известный фотограф Е. Л. Мрозовская пожертвовала театральной школе имени А. С. Суворина громадный портрет В. П. Далматова и более пятидесяти снимков с покойного артиста во всех ролях».

В 1913 г. «Санкт-Петербургские ведомости2 (2 февр., № 28) сообщали о преобразовании мастерской Мрозовской в «Женское русско-славянское художественно-фотографическое ателье Елена», которое впоследствии должно было стать частью «Дома женского труда».

ФНП, сс. 279-283: работала с 1890-х гг. по 1917 г. Невский пр., 20. / По некоторым сведениям, Е. Л. Мрозовская – ученица французского фотографа Ф. Надара. / В 1897 г. ей было присвоено почётное звание «Фотограф Императорского Русского музыкального общества и Консерватории». / Упомнается в адресных книгах «Весь Петербург-Петроград» с 1895 по 1917 год. В 1920-х годах в помещении ателье М. размещалась фотография Кириллова Г. К. На выставке «Русская фотография 1840-1940» экспонировался портрет Д. И. Менделеева, 1885 г., работы М., альбуминная бумага, 193?136 мм, из фондов Публичной библиотеки в Спб (кат. №95). Спб в светописи, с. 299: Владелица ателье на Невском пр., д. 20 в квартире №31, а затем в квартире №44... Петроград покинула около 1920 г.

N.B. В послереволюционные годы следы деятельности Мрозовской теряются. Некоторые исследователи предполагают, что она покинула город в начале 1920 годов. Известно, что в годы Новой экономической политики в бывшем ателье Мрозовской работали фотографы Гавриил Кириллович Кириллов и Дмитрий Дмитриевич Гиммер. Возможно, Кириллов начинал здесь работать еще под руководством Мрозовской, а последний раз его имя упоминается в адресной книге «Весь Ленинград» за 1927 год. В рекламных объявлениях и того и другого фотографа непременно указывалось, что они работают в «бывшем ателье Мрозовской». После национализации фотографических заведений старая фотография получила новое имя: фотоателье «Пролетарий».

& Прокудин-Горский С. М., редакционная статья в журнале «Фотограф-любитель», 1909, №2, сс. 35-36 (там же фото М.).

Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Изд. А. С. Шустова, Спб, часть 2-я, с. 47.

NB. И. Северянин, поэма «Рояль Леандра; роман в строфах»: «... ателье Мрозовской, где знать на матовом стекле и Северянин в том числе» (И. Северянин. Стихотворения и поэмы. М., 1990, с. 353).

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо