Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография. XIX век..Н → НАППЕЛЬБАУМ Моисей Соломонович

НАППЕЛЬБАУМ Моисей Соломонович (Напельбаум) (26 декабря [н. ст.] 1869, Минск – 1958, Москва). Минск / Санкт-Петербург / Москва.

В 1884 г. поступил учеником в фотографию Боретти в Минске [«Я начал свой путь в 1884 году» – Н.]. По словам Н. фотография Боретти отличалась строгим вкусом, культурой мастерства, сам Боретти, сын польского архитектора, был интеллигентным и довольно образованным человеком. Через 3 года ученичества Н. был переведён мастером на жалованье. Начались странствия по городам России: Смоленск, Москва, Козлов, Одесса, Евпатория, Вильна, Варшава... Поиски счастья в Америке (уехал в 1890 г.) – Нью-Йорк, Филадельфия, Питсбург... и возвращение в 1895 г. в Россию, в Минск, где Н. открывает собственную фотографию на Захарьевской ул.

Тексты фотобланков: «Фотографическое ателье М. Наппельбаум. Минск, губ., Захарьевская ул., д. Рогозы», «M. Nappelbaum Minsk», «Фотография М. Наппельбаума. Багодарность г-на Президента Французской Республики, бронзовая медаль на выставке в 1901 г. в Минске, большая серебряная медаль на выставке 1902 года в Вильне». Кабинетка, автограф 1905 г. (ПМ, инв. №23597/2). Визитка, оборот: «Фотография М. Напельбаум, Минск губ., Захарьевская ул., д. Фрейнкеля. Специальный отдел увеличения портретов», бланк лит. «Рембрандт», Вильно. Визитка, автограф датирован 27 августа 1909 г.

В 1912 г. [некоторые источники указывают 1910 г.] Н. [по его словам] навсегда уезжает из Минска, теперь – в Санкт-Петербург. После работы по найму в нескольких фотоателье и сотрудничестве в журнале «Солнце России», Н. в 1914 г. покупает на Невском проспекте фотоателье, размещавшееся на 6 этаже, 70-метровый павильон которого имел стеклянную крышу.

ВП-914, ВП-915: владелец фотографии «Пленэр» на Невском пр., 52. ВП-916: владелец фотографии на Невском пр., 72 (тел. 14-92'б) и фотографии «Пленэр» на Невском пр., 52 (тел. 126642).

К 1915 г. Н. пришёл к одному источнику света при портретной съёмке – мощной электрической лампе в софите. В 1918 г. по распоряжению А. В. Луначарского залы Аничкова дворца были предоставлены Н. для отчётной выставки в связи с его пятидесятилетием.

В 1919 г. переезжает в Москву, организует портретную студию ВЦИКа. ФКЛ-924, с. 38: пр. 25 Октября, 72. ВМ-925: владелец фотографии на Петровке, д. 5; рабочих – 2 чел. ВМ-926, ВМ-927, ВМ-928, ВМ-929, ВМ-930: владелец фотостудии на Петровке, д. 5/5, тел. 4-49-86; рабочих – 1 чел. В 1926-1929 гг. сотрудничает в журнале «Фотограф».

ФКЛ, сс. 38 и 50: владелец фотографии в Ленинграде, пр. 25 Октября, 72 [вероятно, в фотографии в это время работала дочь Н. Ида, т. к. сам Н. в это время уже работал в Москве].

 

Участник фотографических выставок и салонов:

Пятой ежегодной Международной выставки пикториальной фотографии в Нью-Вестминстере, Канада, 7-12 сентября 1925 г. В связи с опозданием работ, в каталоге выставки не указан.

Первого итальянского международного салона художественной фотографии в Турине в декабре 1925 – январе 1926 г., экспонировал 3 работы.

Второй (1926 г., см. «Фотограф, 1927, №9-10, с. 260») и Четвёртой выставок «Искусство движения» в 1928 г. в Москве.

Выставки советской фотографии и кино в Париже в ноябре 1930 г., экспонировал 2 работы. Те же работы экспонировались на Выставке советской фотографии и кино в Нидерландах (Амстердам, 1930 г. [?]).

Выставки советской фотографии в Варшаве в 1934 г.

27 января 1935 г. в Клубе мастеров искусств (Ильинка, Ипатьевский пер., 2) состоялась вторая отчётная выставка Н., приуроченная к пятидесятилетию его творческой деятельности в области фотоискусства. На выставке экспонировалось 400 портретов. Н. присвоено звание заслуженного артиста РСФСР (N.B. звание заслуженного артиста учреждено в 1936 г., звание заслуженного художника учреждено в 1943 г.).

Первой Всесоюзной выставки фотоискусства в 1937 г. в Москве. В разделе «Портретная фотография» экспонировал 32 работы.

Выставки работ московских фоторепортёров в Москве в марте 1939 г.

Выставки работ московских фотомастеров в Ленинградском Доме Красной Армии им. Кирова в 1940 г., экспонировал 8 работ.

Выставки художественной фотографии в Москве в 1955 г., экспонировал 2 работы.

Третья отчётная выставка творчества Н. открылась 14 июня 1946 г. в Московском Доме учёных. Выставка была организована Дирекцией художественных выставок и панорам Комитета по делам искусств при СМ СССР. Комитет по делам искусств приобрёл с выставки 80 работ Н.

19 января 1955 г. Фотографическая секция Центрального дома журналиста организовала творческий вечер Н. с выставкой его работ в Мраморном зале ЦДЖ.

Участник «Выставки фотоискусства СССР» в Москве в 1958 г.

В 1970 г. фотосекцией Московского отделения Союза журналистов СССР была открыта мемориальная фотовыставка работ Н. в помещении Центрального дома журналистов (СФ-970, №3, с. 47).

 

ФНП, сс. 284-289: Работал с 1890-х гг. по 1958 г. Невский пр., 52, 72. / Сотрудничал в журнале «Солнце России». / Родился в Минске. С 14 лет работал в фотоателье «Боретти», переменил немало мест; работал в Москве, Варшаве, Смоленске и Одессе; уехал в Америку, где также работал помощником фотографа и фотографом в Нью-Йорке, Филадельфии и Питсбурге. В 1895 г. вернулся в Россию. / В столицу России, Санкт-Петербург, переехал в 1913 г. Поступил на службу в Театр музыкальной драмы, к 1914 г. открыл фотоателье «Пленер» по адресу: Невский пр., 52. Тогда же приобрёл у вдовы Лежонова (с которым некоторое время сотрудничал) фотографическое ателье на Невском пр., 72, где работал до 1925 года, пока не переехал в Москву. Известны персональные выставки Наппельбаума, которые проходили как в Петрограде в 1918 г. во дворце Урицкого (впоследствии Дворец пионеров, в настоящее время – Дом творчества юных), так и в Москве в 1935, 1946 и 1955 годах. / М. С. Наппельбаум – автор книги «От ремесла к искусству».

От ремесла к искусству. Искусство фотопортрета. М.: «Искусство», 1958, (второе изд. – М.: «Планета», 1972); Избранные фотографии. М.: «Планета», 1985, [Рукопись книги уже в 1952 г. рецензировалась Л. П. Дыко и проф. Аркиным, книга увидела свет только в 1958 г. – после смерти автора].

& Антология советской фотографии. 1917-1940, т. 1, М.: «Планета», 1986, сс. 105-112; Hlav., p. 318; журналы: «Аврора», 1978, №7, сс. 72-74; «Наука и жизнь», 1987, №4, сс. 66-67; «Советское фото», 1988, №11, сс. 36-39; «Огонёк», 1983, №48, с. 31, «Огонёк», 1992, №7, вкладыш между 8 и 9 сс. под рубрикой «Ателье»; СФ-962, №1, сс. 16-20; СФ-988, №11, с. 36; СФ-990, №3, с. 24, №4, с. 24; МорСХФ, сс. 16, 31-32, 55 и др.

N.B. 1. Личный фонд Н. (фотографии, черновики писем, пригласительные билеты, черновая рукопись книги и т. п.) в фонде Политехнического музея инв. № 23597/1-121.

2. В личном архиве Улитина В. И. сохранились «Программа курсов для иногородних членов Всероссийского общества фотографов» с указанием: «Заведующий Учебн. Отд. – М. С. Наппельбаум» и «Программа общедоступных курсов теории и практики фотографии при ВОФ», одним из лекторов указан Н.

Материал из Интернета (в сокращении): Об одном из крупнейших мировых фотохудожников Н. написаны объемные искусствоведческие монографии, но немногим известны обстоятельства, при которых начинался его творческий путь. Биографы обычно лишь вскользь упоминают, что родился он в Минске.
Предлагаем любопытную подборку архивных документов, которые исследовала белорусский историк Надежда Савченко. И также рады сообщить, что ряд работ раннего Наппельбаума (такое определение звучит не менее достойно, чем «ранний Пикассо») идентифицирован в собрании фотографий Национального музея истории и культуры Беларуси.

…Итак, 9 января 1896 года в канцелярию минского губернатора поступило прошение мещанина Мовши Напельбаума: «Желая открыть в губернском городе Минске фотографическое заведение и представляя при сем особую марку, честь имею просить Ваше Сиятельство о разрешении мне как фотографу открыть фотографическое заведение».

Рукой канцелярского чиновника внизу прошения были сделаны карандашные пометки: «В Минске 6 фотографий. Полиц. [йское] наблюд. [ение] затруднено. Еврей. Служил в фотографии Боретти».

 

 

Далее началась бюрократическая процедура. Была она, впрочем, достаточно скорой по нынешним меркам. Уже 10 января 1896 г. из канцелярии губернатора генерал-лейтенанта Трубецкого был сделан запрос начальнику губернского жандармского управления касательно личности Н.

Ответ последовал 14 января: «Ни в чем предосудительном в политическом отношении не скомпрометирован».

А 16 января и прокурор сообщил, что «мещанин Мовша Елья Зельманов Напельбаум в настоящее время по округу Минского окружного суда под следствием и судом не состоит».

Одновременно губернаторская канцелярия с помощью помощника пристава 4-го участка А.Станишевского заполняла развернутую анкету под грифом «Секретно»:

«1. Сколько просителю лет от роду, какого он вероисповедания и с какого времени живет в гор. Минске?
— Просителю 26 лет от роду, вероисповедания иудейского, проживает в Минске со дня рождения по Московской улице в доме своего отца.

2. Где жил последние три года?

— Последние три года жил в Минске.

3. Чем занимался последние три года? (Если занимался торговлею, то чем торговал?)

— Последние три года занимался фотографическим искусством.

4. Какими располагает средствами к жизни?

— Особых средств к жизни не имеет, а живет из зарабатываемых им денег, состоя на службе в фотографических заведениях.

5. Знаком ли практически с фотографическим делом и где таковому обучался?

— С фотографическим делом знаком практически, обучался у фотографа Боретти, проживающего по Губернаторской улице в доме Стефановича.

6. Сам ли будет работать проситель или предполагает нанимать работников?

— Работать будет сам и предполагает в помощь нанять одного ученика.

7. Из кого состоит семья просителя и чем занимаются члены ее?

— Семья просителя состоит из: отца, матери, двух сестер, обе девицы, и трех братьев. Все дети проживают при родителях и определенных занятий не имеют. Отец просителя служит кассиром в коробочном сборе в г. Минске и имеет собственный дом.

8. В числе родственников или близких знакомых нет ли лиц поднадзорных или состоящих в каком-либо подозрении у полиции?

— Нет.

9. Не судился ли когда в мировых установлениях и за что?

— По наведенным справкам в Минском мировом съезде и у мирового судьи 3 участка г. Минска оказалось, что Мовша Элья Напельбаум никогда не судился.

10. Не имел каких-либо столкновений с чинами полиции?

— Не имел.

11. Не замечалось ли у просителя каких-либо подозрительных сборищ или сходбищ?

— Не замечалось.

12. Не замечался ли проситель в политической или нравственной неблагонадежности?

— Не замечался.

13. Удобно ли для наблюдения расположено то помещение, где проситель предполагает устроить фотографическое заведение, и если неудобно, то в чем таковое неудобство заключается?

— Помещение для фотографического заведения еще не найдено.

14. Сколько подобных фотографических заведений уже имеется в г. Минске и располагает ли полиция достаточными средствами для действительного надзора за ними?

— В г. Минске имеется 6 фотографических заведений; достаточными средствами для надзора за ними полиция не располагает.

15. Какой образовательный ценз имеет проситель?

— Проситель домашнего образования».

Спустя несколько лет появилась возможность расширить ателье. Вот рукописный документ, датированный 7 августа 1903 года:

«Его Сиятельству Господину Минскому губернатору графу Мусин-Пушкину
минского фотографа Мовши Ельи Зельманова Напельбаума:

«ПРОШЕНИЕ

Имею честь покорнейше просить Ваше Сиятельство разрешить мне открыть при моей фотографии, находящейся в городе Минске по Захарьевской ул. в доме Френкеля, также фототипию с типографией.

Отрасль фототипии до сих пор еще очень мало развита в России, в нашем же крае совершенно не имеется, несмотря на огромный спрос и сбыт заграничного производства.
Миллионы экземпляров разных видов, копии с картин, открытых писем и т.п., не говоря уже о более серьезных издательских работах, привозятся из-за границы, где существуют целые фабрики специально для России.

Я твердо убежден и надеюсь, что с Божьей Помощью мне удастся создать и развить новое дело в нашем крае (кроме своего личного благосостояния) и тем самым принести хоть маленькую пользу своему дорогому Отечеству».

Граф отнесся к идее благосклонно и уже 18 августа 1903 г. подписал свидетельство № 5865/65,
разрешающее Наппельбауму содержать в Минске фототипию с типографией.

С 1912 г. Н. работал в Петербурге и Москве…

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо