Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография. XIX век..С → СОКОРНОВ Василий Никандрович

СОКОРНОВ Василий Никандрович (Сокарнов) (27 февраля 1867, село Васильевское, Шуйского у., Владимирской губ. – 22 апреля 1946, Алупка, Крым).

Крым, Алупка, Ялтинская ул., д. Стаховской (№8) / Крым, Алупка, Ялтинкая ул., с. д. (№8).

Родился в семье временно обязанного Никандра Зосимовича Сокорнова и его жены Ирины Константиновны, начальное образование получил в Лушниковском училище Отрогожского у., Воронежской губ. В 1887 г. был принят в Академию художеств вольнослушателем по отделу живописи. Одновременно работал ретушёром в фотографии Пазетти. В связи с болезнью вынужден был уехать из Петербурга в Крым, а Общество поощрения художников выделило средства для лечения. Во время лечения пробовал писать этюды, но продавались они плохо. Заняв деньги, он приобретает фотоаппаратуру, снимает 50 фотопейзажей, их сразу же за 25 руб. покупают, затем он печатает ещё 100 шт., потом 300...

С. расплатился с долгами и женится на Екатерине Никаноровне Стаховской. К её домику пристраивает фотопавильон и лабораторию. Снимая многочисленные крымкие пейзажи, С. не забывал живопись. Его работы публикуются в журналах «Нива», «Солнце России», «Открытое письмо».

Серебряная медаль Всемирной универсальной выставки 1900 г. в Париже [текст на бланке стереопары]; награждён по представлению фирмы Пазетти А. А. Участник Международной художественной фотовыставки в 1903 г., организованной СпбФО (ФЛ-903, ст. 228). Экспонировал виды Алупки. Удостоен большой серебряной медали.

Текст диплома: «Министерство финансов. Первая Международная фотографическая выставка 1905 г. в С.-Петербурге. Присуждается БОЛЬШАЯ СЕРЕБРЯНАЯ МЕДАЛЬ В. Сокорнову за прекрасные морские снимки. Управляющий Отделом Промышленности (подпись), Начальник отделения (подпись) /гербовая печать/».

Малая серебряная медаль Министерства торговли и промышленности на Международной фотовыставке в Киеве в 1908 г., устроенной Киевским отделением ИРТО (ФЛ-909, №3, с. 95). Текст диплома: «Министерство финансов. Международная фотографическая Выставка в г. Киеве в 1908 году. Присуждена Малая серебряная Медаль фотографу В. Н. СОКОРНОВУ за прекрасно исполненные снимки видов Южного Побережья Крыма. Управляющий Отделом Промышленности /подпись/ Управляющий отделением /подпись/ №15; гербовая печать».

Действительный (иногородний) член РФО с 1908 г. (сп.15.8 09, в сп.1.2.14 – с 1903 г., опечатка), избран 30 октября 1908 г. (ВФ-908, с. 304). Благодарность Кубанского фотографического общества за пожертвованные фотоснимки [годичное собрание О-ва 27.02.1915] (ФН-915, №4, с. 66).

В начале 1910-х гг. подарил цикл своих выставочных фотографий Кубанскому фотографическому обществу (Ф-984, №7, с. 37).

Участник, вне конкурса, на Первой фотовыставке журнала «Фотографические новости» в 1911 г. «Отметим снимки г-на Сокорнова – виды Крыма, из которых отличается особенным изяществом и красотою снимок волны, разбивающейся о скалу (синий тон)» (ФН-911, с. 35). Похвальный отзыв за хорошее воспроизведение крымской природы фотографом-профессионалом С. на 1-й фотовыставке Архангельского фотографического общества в 1910 г. (ФЛист-911, с. 52). Малая серебряная медаль Министерства торговли и промышленности на Второй фотовыставке журнала «Фотографические новости» в 1912 г. «за пейзажные снимки» (ВФ-912, с. 166; ФН-912, №5, с. 87) [адрес – Алупка].

Текст диплома: «ИМПЕРАТОРСКОЕ Доно-Кубано-Терское Общество сельского хозяйства ДИПЛОМ на БОЛЬШУЮ ЗОЛОТУЮ медаль экспоненту художнику Василию Никандровичу СОКОРНОВУ за высоко художественное исполнение пейзажных фотографий на 16 летней выставке сельского хозяйства и промышленности в Ростове-на-Дону. 26 сентября 1912 года. Председатель выставки /подпись/ Секретарь /подпись/ №375/[?] /гербовая печать/».

20 фото С. опубликованы в книге Симиренко Л. П. «Крымское промышленное плодоводство», изданной в 1912 г. (переиздана в 2001 г. в Симферополе). Право на серебряную медаль на фотовыставке Харьковского отделения ИРТО в марте 1914 г. (ФН-912, №4, с. 70). Участник «Салона художественной фотографии» в Симферополе в апреле 1914 г. Местная пресса невысоко оценила его работы (ВФ-912, с. 173-176).

Текст бланка лит. И. Скамони: «Фотограф В. Сокорнов, Крым, Алупка, Ялтинская ул. Серебряная медаль – Париж, 1900 г., большая серебряная медаль – С.-Петербург, 1903 г.».

Стереопара бумажная, лицевая сторона – «№100, цветок магнолии. В. Сокорнов, Крым», оборот – «В. Сокорнов, Крым, Алупка, Ялтинская ул. Специальноть – видов Крыма...» [стереопара под №16 – цветок].

ФН-915, №8, с. 117 – опубликовано фото С. «У фонтана в Алупке» (адрес – В. Сокорнов в Алупке).

В 1929 г. в Ялте, на Масандровской ул., 21, организуется фотопроизводство Крымгосиздата и С. становится её штатным сотрудником; работал до 1936 г. В 1931 г. он передаёт Крымгосиздату 1300 негативов с видами Крыма. Участник Всекрымской фотовыставки в Симферополе, экспонирует 50 фотографий. Автор подносного альбома «Дорогому юбиляру доктору Дмитрию Григорьевичу Иванову, 1911-1936 г. санаторий ВЦСПС №3 Алупка, Крым».

Участник Первой Всесоюзной выставки фотоискусства в Москве в 1937 г., экспонировал 3 работы. Член Художественного фонда СССР с 1937 г. С января 1939 г. С. назначается академическая пенсия республиканского значения. В 1945 г., незадолго до смерти, он подарил Алупкинскому музею 100 своих фоторабот и несколько живописных. Похоронен на старом алупкинском кладбище.

Часть его работ хранится в фондах Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника (2 альбома с видами Кореизского и Коккозского дворцов Юсуповых в Крыму, всего 76 снимков); в 1980-81 гг. коллекция из 70 фотографий и живописных этюдов, выполненных С. в Крыму, передана его учеником И. Я. Голобородько в Ялтинский государственный объединённый историко-литературный музей. Портреты С. почти не снимал, исключение делал только для тех, с кем был дружен. Бронзовая (sic!) медаль Международной универсальной выставки 1900 г. в Париже, медаль Министерства финансов «За трудолюбие и искусство» и несколько дипломов фотовыставок, которыми был награждён С., в 1981 г. хранились у Анны Ивановны Выдриной, жившей в доме, ранее принадлежавшему С. на Ялтинской ул.; материалы переданы в Ялтинский музей в том же году.

Делал для продажи стереопары с крымскими видами и фотооткрытки (по его фотографиям ялтинкий фотограф И. Семёнов также выпускал открытки). Бланк, изображения медалей: серебряные медали: Париж 1900, 1-я Международная фотовыставка в Санкт-Петербурге в 1903 г

 

N.B. Статья Ю. Солодовникова «Золотые мотивы Ф. А. Коваленко», страницы творческой дружбы. Название сборника составителю неизвестно, судя по содержанию – краеведческий сборник Краснодарского края. Из статьи следует, что С. втечение многих лет дружил с екатеринодарским художником Фёдором Акимовичем Коваленко, с которым познакомился в конце 1880-х гг., работая художником-ретушёром в фотографии Чернова А. П. (конец 1880-х – начало 1892 гг.). С. выехал из Екатеринбурга в Санкт-Петербург, откуда писал Коваленко, что «получает вознаграждения в 2 раза больше» и долго сетовал, что никак не может получить с Чернова долг в 35 руб., который тот так и не вернул. Автор статьи утверждает, что С. «сносно владел рисунком и красками». Рисунки С. стали появляться в центральных изданиях (в частности, в журнале «Север»).

16 декабря 1891 г. С. дарит Коваленко фотографию с шуточным автографом: «Великому художнику маленького роста, Фёдору Акимовичу Коваленко, от маленького художника, великого роста, Василия Никандровича Сокорнова на добрую память».

Цитаты из статьи: «Вскоре друзья разъехались. Каждый занят своим делом. В. Сокорнов находит призвание в художественной фотографии, участвует в международных выставках, получает награды. На медали, полученной от Министерства финансов России значится: «За трудолюбие и искусство». Он переезжает из Петербурга сначала в Киев, а потом в Ставрополь пока не остановился окончательно в Алупке, сняв домик у местной вдовы Екатерины Никаноровны Стаховской. Она же помогла ему и деньгами для устройства собственной мастерской. К началу нового столетия В. Сокорнов – признанный в Крыму мастер. «Кто видел отпечатки, на которых мои виды, тот в восторге от их художественности». Он издаёт целые серии фотопейзажей Крымского полуострова, которые охотно раскупаются, а виды дворца Дюльберга в мавританском стиле специально снимает для Великого Князя Петра Николаевича.

Фотографии Сокорнов присылает [Коваленко] охотно, а по поводу своих живописных работ пишет: « 1 мая я уезжаю на родину, на всё лето, тогда уж я буду писать тебе как следует. Тогда же пришлю тебе своё произведение масляными красками.» Это 1896 год. А годом позже вновь извинения и обещания: «остаток прошлого года я провёл в Воронеже, живописью занимался мало, отчасти вследствие сильной жары, от которой я уже отвык, отчасти потому, что из Петербурга мне прислали оформительскую работу. Так что обещанную тебе картину я не смог написать. Я обещаю тебе написать её акварелью и непременно будущим летом».

... в фондах галереи Ф. А. Коваленко его [С.] живописные работы не значатся.

…трезвой, практической, умеющей варить щи, хозяйкой для В. Сокорнова стала всё та же Елена Никаноровна Стаховская, приветы от которой, передаваемые ею для Ф. А. Коваленко, регулярно появляются в его [C.] письмах.

... Всецело поддержав идею [Коваленко] создания музея, [С.] пишет в ответе: «Только неужели у тебя такая солидная коллекция? Впрочем, ведь я давно тебя не видел. Только, Федя, такие слабые вещи, как мои рисунки в альбоме «Золотые мотивы» (я едва вспомнил, что это такое) не следовало бы давать в музей... Что же касается видов Крыма, то меня радует, что они будут в музее, им не стыдно там быть»…

-оОо-

Василий Никандрович Сокорнов прожил до 1946 года, передав весь свой громадный архив государственному издательству и получив на склоне лет академическую пенсию республиканского значения.

Письма С. находятся в Государственном архиве Краснодарского края, ф. 796, д. 26.

 

& Ливицкая З. Фотограф Василий Сокорнов. // Крымские каникулы, сборник для туристов и краеведов, кн. 2-ая, Симферополь, «Таврия», 1985, сс. 187-193; Логинов А. Беспартийный пейзаж / Фото и видео (Foto & video), апрель 2000, с. 64); Meisterwerke russischer und deutscher Kunstphotographie um 1900 Sergej Lobovikov und die Br?der Hofmeister, 1999: Wintershall AG, Kassel.

По сообщению Китаева А. А., по фото С. изданы 2 почтовые марки; в «Каталоге почтовых марок СССР 1918-1974» [издание ЦФА «Союзпечать» Минсвязи СССР, Москва, 1976] под №№ 706 и 708 значатся 5- и 15- копеечные марки с видами курортов в Кисловодске и Сочи; автором марок указан С. Поманский, техника исполнения – фототипия.

«Почтовые марки России и СССР (1857-1991)», специализированный каталог. Сост. и редактор Соловьёв В. Ю., М.: ИзДАТ, 2002/03. Серия «Виды Крыма и Кавказа», 1938 г., художник С. Поманский, печать фототипия. №614, 5 коп., коричневая, Ялта; №617, 15 коп., чёрно-коричневая, Ялта. [обе марки по фото С., Поманский С. – оформитель серии марок].

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо