Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография. XIX век..Ф → ФИШЕР Карл Андреевич

ФИШЕР Карл Андреевич (K. Fisher, Карл Август, Карл Августович) (1859 – после 1923, Москва). Саратов, Царицынская ул., д. Эртеля и Никольская ул., д. лютеранской церкви / Самара, Дворянская ул., с. д. / Оренбург, Николаевская ул., д. Фокеродта / Москва, Кузнецкий мост, №11 / арендатор Фотографии Императорских театров в Санкт-Петербурге с 1906 г.

Прусский подданный. Фотографическую деятельность начал в 1860-е гг. ФКС, с. 21 и ССФ, с. 37: владелец фотографии в Саратове с 1863 по 1868 г. Поздней осенью 1868 г. Ф. продал свою фотографию в Саратове владельцам магазина Эрнсту Горшу и Густаву Барту. ГАСО (Государственный архив Самарской области), ф. 3, оп. 14, д. 75, л. 11: «М.В.Д. / Начальника Самарской Губернии / По Канцелярии / Стол 2 /28 ноября 1868 г. / №5963 / г. Самара / Г. старшему чиновнику особых поручений Шафрату. / Выдав сего числа Саксен-Веймарскому подданному Карлу Фишеру свидетельство на открытие в г. Самаре фотографического заведения, я об этом поставляю в известность Ваше Высокоблагородие. / Губернатор Аксаков Г. С.». [Аксаков Григорий Сергеевич, сын писателя С. Т. Аксакова].

Кузнецов В. Е.: саксен-веймарский подданный, свидетельство на право открытия фотографии в Самаре №5963 от 28 ноября 1868 г. Дата рождения – не позже 1847 г. В 1870 г. в «Ведомости типографиям, … фотографиям, … Самарской губернии» упомянут Карл Христианов Фишер.

В Самаре в 1877 г. приобретает за 3400 руб. у Ильиной Л. Г. дворовое место с пристройками на ул. Дворянская, 2-й части 68 квартала для проживания и устройства фотографии. Покупка включала деревянный одноэтажный дом с мезонином, к которому примыкала кухня и «галерея-фотография».

В 1880 г. Ф. продаёт участок. Владелец фотографии в Оренбурге (ориентировочно, 1877-1888 гг.). В 1886 г. Ф. компаньон в фирме Клячко Н. в Москве на ул. Рождественка в д. Торлецкого («Русские ведомости», 1886, 1 июня, №147, с. 4).

В 1887 г. приобрёл фотографию Дьяговченко И. Г. у его вдовы Матрёны Яковлевны Дьяговченко на Кузнецком мосту; в том же году открыл фототипическую мастерскую. Творческий расцвет Ф. пришёлся на 1890-1900-е годы.

К 1894 г. Ф., помимо фотоателье и фототипии, владел фотоцинкографической мастерской. Визитка: «Фотография К. А. Фишера бывш. Дьяговченко в Москве, Кузнецкий мост, 11».

В библиотеке Музеев Московского Кремля сохранилось несколько фотографий и соответствующих им фототипий вещей Оружейной палаты и вид Серебряного зала, исполненных в ателье Ф.

Текст бланка: «Фотография К. Фишера и К о в Оренбурге».

Текст бланка, лицевая сторона: «K. Fisher», оборот на русском языке: «К. Фишер, фотограф в Самаре».

Участник Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве в 1882 г., за экспонированные фототипии получает награду; на ряде бланков Ф. помещает изображение государственного герба с текстом: «Карлу Андреевичу Фишер 16 октября 1882».

Действительный член Фотографического отдела ОРТЗ (1887-1888). В 1887 г. избран членом правления Фотографического отдела ОРТЗ. За 1887/88 отчётный год на заседаниях Отдела сделал 2 сообщения, сопровождая их демонстрациями приборов. 8 декабря 1887 г. избран в выставочную комиссию Всероссийской фотографической выставки 1888 г

[?] Участник одного заседания Постоянной комиссии при Отделе прикладной физики Политехнического музея (Пр-200, с. 237).

ССК, с. 255: [фотография] Фишера – см. Дьяговченко. [Москва, Кузнецкий мост, д. Тверского архиерейского подворья 11, бывш. Дьяговченко, позже Кузнецкий мост, д. 15 Варгиных, тел. 18-65]. ССК, с. 256: владелец фотографии в Оренбурге [к 1888 г. К. А Фишер переехал в Москву, в Оренбурге фотография продолжала работать под вывеской «К. Фишер и K o », владельцем её был А. Стребенецкий].

Почётный отзыв фотовыставки ИРТО в 1888 г. (ФВ-88, №4, с. 84). Участник фотовыставки в Харькове в октябре 1888 г. «Интересны типы инородцев г-на Фишера из Оренбурга» (ФВ-88, №11, с. 264). На С-50-88 экспонировал: 1) типы инородцев Оренбургского края. Коллекция, включающая более 200 негативов, премирована золотой медалью Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии; 2) Фишер К. А. в Оренбурге – 30 снимков; 3) фотография Дьяговченко, преемник К. А. Фишер – 33 снимка; 4) Фишер К. А. – фотограф Императорских университета и театров – портреты, образцы фотографической печати (Ук., с. 12, 13, 26).

Визитка, автограф датирован 20 июня 1889 г., лицевая сторона: «И. Дьяговченко в Москве на Кузнецком мосту», оборот: «Фотография К. А. Фишера бывшая И. Дьяговченко в Москве Кузнецкий мост №11». 30 ноября 1889 г. на заседании Отделения физических наук Ф. демонстрировал сделанное им приспособление к моментальному затвору фотокамеры – электроконтакт, замыкающий цепь в момент его полного раскрытия, и поджигающий магниевую смесь (ТОФ-90, т. 3, вып. 1). Похвальный отзыв на фотовыставке 1889 г. в Санкт-Петербурге «за достоинство исполнения фотографических работ» (ФВ-89, №6, с. 123), там же, №7, с. 156: «Портреты выставил К. А. Фишер и выказал работы Москвы с лучшей стороны». Там же, с. 180: «Очень интересно также увеличение К. А Фишером смеющегося, снятого при вспышке магния».

[?] В 1891 г. Ф. в Оренбурге знакомится с Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем.

Серебряная медаль III фотовыставки V отдела ИРТО в марте-мае 1891 г. – за отлично выполненные фототипические оттиски и художественное исполнение фотографических карточек (ФЛ-91, ст. 222; ФЕ-92, с. 289).

Член Отделения физических наук ИОЛЕА (ТОФ-92, т. 5, вып. 1). Малая золотая медаль [фирме Дьяговченко] Московской фотовыставки ОРТЗ в 1892 г. «за превосходно выполненные портреты и снимки с внутренностей комнат». Такая же награда «за превосходно выполненные фототипические работы» (ФЛ-92, ст. 187, 188; ФЕ-93, с. 283).

Панорама из двух кадров «Общий вид рудничных построек с западной стороны Илецкого рудника. 1892 г. Фотогр. К. А. Фишер, Оренбург и Москва»; бланк 330?345 мм +345?345 мм, левый кадр 202?253 мм, правый кадр 202?248 мм.

Реклама в приложении к ФЕ-92: «Премирован на семи выставках К. А. Фишер, преемник придворной фотографии Дьяговченко, Москва, Кузнецкий мост, 11… Артистическая фототипия для художественных изданий. Цинкография и фотолитография». ВМ-92, объявление: «Премирован на семи выставках К. А. Фишер, преемник придворной фотографии Дьяговченко, Кузнецкий мост, №11-й, Москва. Исполнение всевозможных заказов, касающихся фотографии. Портреты акварелью и масляными красками. Увеличения обыкновенные и на бромосеребряных бумагах, во всяких размерах, с негативов прямо, а также со старых портретов, гравюр, планов, чертежей и проч. Восстановление старых, совершенно выцветших дагерротипов. Снимание масляных картин и других цветных предметов на ортохроматических пластинках, собственного приготовления. Принимаются для проявления и печатания негативы любителей с отделкой и без оной. Обучение фотографическому искусству по всем отраслям его современного состояния. Художественная фототипия. Цинкография и фото-литография для всякого рода изданий. Фотография открыта ежедневно от 9 до 5 часов, по праздникам до 3 часов».

С 1893 г. [Т. Н. Шипова указывает 1895 г.] Ф. не умоминает имя Дьяговченко ни на бланках, ни в рекламных объявлениях. [? Кабинетка, оборот: «Фотограф Императорских университета и театров К. А. Фишер, быв. И. Дьяговченко, Москва, Кузнецкий мост 11», автограф датирован 12 апреля 1903 г.]

Вариант текста бланка: «Фотограф Императорских театров К. А. Фишер. Преемник Придворной фотографии И. Дьяговченко. Москва, Кузнецкий мост, 11», автограф датирован 10 сентября 1893 г. ?].

ВМ-93, ч. I, ст. 20: фотографы Конторы Императорских театров (Б. Дмитровка, с. д.) – Канарский М. Н., Фишер К. ВМ-93, ч. III, с. 162: Фишер Карл Августович, Кузнецкий мост, д. Тверского Архиерейского подворья. Объявление в этом справочнике: «Премирован на восьми выставках фотограф Императорских театров К. А. Фишер» (далее текст, аналогичный объявлению 1892 г.).

ВМ-94, ч. II, ст. 347, фотографии – Фишер Карл Андреевич, ул. Кузнецкий мост, д. 11 Тверского подворья. В алфавитном списке отчество «Августович». ФЕ-94, приложние III «исполнено фотографом Императорских театров К. А. Фишер в Москве». СР-94: прусский подданный, Мясницкой части, 1-й уч., д. Тверского подворья, владелец фототипии; в разделе «Фотографии»: германский подданный, владелец фотографии по адресу – Мясницкой части, 1 уч., д. Тверского архиерейского подворья. Там же [владельцы фотографий]: «Оренбург ... 4. Фишер Карл, прусский подданный».

23 марта 1894 г. на заседании фотографического отдела ОРТЗ выступил с предложением о необходимости ходатайствовать перед правительством об охране права художественной собственности на произведения фотографии (ФЛ-94, ст. 161).

Действительный член РФО с 1894 г. (Сп. 1.6.00, Сп. 1.8.03 адрес – Кузнецкий мост, собственная фотография и фототипия). Избран в состав первого правления РФО (ФЕ-95, с. 278). С 1 октября 1895 по 1 октября 1896 г. – член правления РФО (ФО-96, №1, с. 34).

Участник 4-V-94, экспонировал коллекцию фотографических и фототипных работ (Ук., с. 30). Серебряная медаль 4-V-94 за художественный вкус при съёмках портретов (ФЛ-94, ст. 210; ФВ-94, с. 122; ФЕ-95, с. 263).

ФЕ-95, приложением опубликовал фототипией снимок Ф. «Вид новых Верхних торговых рядов в Москве».

ФЛ-96, ст. 113: на В-РФО-96 портреты Великого Князя Сергия Александровича и Августейшей Супруги Его были работы московского фотографа Фишера. Серебряная медаль В-РФО-96 за фотографические и фототипические работы (РФЖ-96, с. 94, то же, ФЛ-96, ст. 187, то же, ФЕ-97, с. 229). Экспонировал портреты, образцы фототипической печати в 1 и 3 краски, выступал как фотограф Императорских университета и театров. ФВ-96, с. 83: «К. А. Фишер выставил прекрасные увеличенные портреты и образцы фототипии и трёхцветного печатания. Выдаётся, как шедевр, иллюстрация «плодов просвещения» в исполнении артистами театра Корша; съёмки, произведённые в мастерской К. А. Фишера, вышли бесподобно: ловко схвачен момент, безукоризненно исполнение».

Экспонент Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде в 1896 г. (Общий указ. выст., ФЕ-96, с. 239). РФЖ-96, с. 192, статья «Фотография на Всероссийской выставке в Н.-Новгороде»: «Фотограф Императорских московских театров К. А. Фишер экспонирует весьма хорошо исполненные увеличения на бромосеребряной бумаге. Одна из этих фотографий не менее 3-х аршин в вышину. По приятному тону, чистоте светов, по сочности и рельефу изображения, а также по умелой ретушовке увеличения г-на Фишера сильно отличаются от соседних с ним экспонентов г-д Дугина из Москвы и Либовича из Рязани». РФЖ-96, с. 282: «Лучшие фототипические работы, по нашему мнению, исполнены г-ном Фишером из Москвы, в том числе большую фототипию (60?70) с картины В. Е. Маковского «Минин»… Наконец, г-н Фишер выставил и цветные фототипии, исполненные в три краски цветоделительным способом».

Золотая медаль Всероссийской выставки 1896 г. в Н.-Новгороде (РФЖ-96, с. 237, то же, ФЛ-96, ст. 386, то же, ФЕ-97, с. 232).

Член распорядительного комитета 1-го Съезда русских деятелей по фотографическому делу (ТР-1, с. 172). 29 мая 1896 г. награждён дипломом РФО за заслуги (ФО-96, №1, с. 35). Принимал участие в съёмках коронационных торжеств в 1896 г. (М. Ирошников и др., «Николай II, последний российский Император», Спб, 1992, «Духовное просвещение»; КС-96 – аккредитация вместе с Сахаровым М.).

ФО-96, с. XIV [реклама]: «фотогиалотипия и художественная фототипия К. А. Фишера в Москве».

2 сентября 1896 г. Ф. разрешено Управляющим Министерства Императорского Двора выставить две витрины «с образцами фотографических портретов артистов Императорских театров» в фойе Большого театра в Москве (РГИА, фонд 468, оп. 42, д. 2156).

В 1896 г. Ф. объявляет сумму годового дохода – до 30000 руб.

ФЕ-97, приложением опубликовано рекламное объявление: «Фотограф К. А. Фишер. Художественная фототипия для всякого рода изданий. Москва, Кузнецкий мост... За художественное исполнение работ удостоен ВЫСОЧАЙШИХ наград и премирован на ДЕСЯТИ выставках в России и заграницей». Член комиссии по подготовке коллективных витрин РФО на 1-ю Кавказскую и Стокгольмскую выставки в 1897 г. (ФЛ-97, ст. 150).

По поводу 25-летнего юбилея Товарищества передвижных выставок художественная фототипия К. А. Фишер выпускает альбом, в который войдут не менее 270 фототипических снимков с картин, из числа появлявшихся в течение 25 лет на выставках Товарищества (ФЛ-97, ст. 150). 1-й выпуск альбома, выпущенный под непосредственным наблюдением комиссии Товарищества содержит 45 воспроизведений с картин наших известных художников (ФЛ-97, ст. 188). Второй и третий выпуски «Альбома 25-летия Товарищества передвижных выставок» вышли также в 1897 г. (ФЛ-97, ст. 467).

ФЛ-97, ст. 476: «С 1 июня 1897 г., за отказом председателя общества В. К. Вульферта и товарища председателя В. Э. Грипенберга от занимаемых должностей, в исправление должности председателя РФО вступил член правления К. А. Фишер.

РФЖ-98, с. 49: Ф. после В. К. Вульферта исполнял должность председателя РФО с 1 июня 1897 г., а избран председателем 22 февраля 1898 г. Отказался от исполнения обязанностей председателя в 1907 г.

Участник фотографического отдела выставки 1897 г. в Стокгольме (ФО-97, №11, с. 539). «Г-н Фишер … выпустил альбом видов Москвы, в память XII Международного съезда врачей в Москве в 1897 году [49 изображений??] (ФЛ-97, ст. 468). «Московский листок», 1897, №218, с. 2: «По случаю XII Международного съезда врачей в Москве К. А. Фишер издал фототипически исполненый альбом в формате in quarto, заключающий в себе виды всех университетских и клинических зданий, а также наиболее интересные виды и памятники Москвы, всего 70 снимков, с названиями на русском и французском языках. Съезд открылся 8 августа 1897 г.».

Лавров А., с. 43: «1897. К. А. Фишер в Москве вводит трёхцветное печатание в своей художественной фототипии», изготовлявшей многокрасочные открытки высокого качества.

РФЖ-98, с. 36: «Известный московский фотограф и фототип[ист] К. А. Фишер избранный в число экспертов выставки, в качестве делегата Русского фотографического общества в Москве, приветствовал ИРТО и V отдел по случаю открытия выставки (5-я фотовыставка ИРТО, Спб, 18 февраля 1898 г., т. е. 5-V-98). Член экспертной комиссии и участник 5-V-98, экспонировал портреты и образцы трёхцветной фототипии (Ук., сс. 58 и 84). Благодарность ИРТО за выставленные им фотографические и фототипические работы, прекрасные в техническом отношении и особенно за коллекцию фототипного печатания тремя красками, экспонировавшиеся на 5-й фотовыставке ИРТО в 1898 г. (РФЖ-98, с. 68).

Там же, с. 85: «Другой фотограф – знаток фотографии во всём её объёме, соединяющий в неразрывную связь портретную фотографию с техническою, поставивший прекрасно фототипию и разработавший трёхцветное печатание; вместе с тем жертвующий своё дорогое время на службу русскому фотографическому делу – это московский фотограф К. И. Фишер. И пред его витриною-стеною можно было многому научиться: и художественному освещению портретов, и прекрасной ретуши, и превосходной фототипии».

Член Комиссии теневых картин при Учебном отделе Политехнического музея с 1898 г. «1898, 15 октября. ... 5. Предложено г-ну Фишеру снять генеральные репетиции «Мирской вдовы» 20 октября и «ночь перед Рождеством» 24 октября. Обещает более дешёвый способ» (В. А. Теляковский «Дневники директора Императорских театров 1898-1901», М., 1998, с. 19). Там же, комментарий на с. 556: «В конце 1890 г. при Дирекции Императорских театров была учреждена фотографическая мастерская для фотографирования костюмов, декораций, бутафорских вещей, портретов артистов и сцен из спектаклей. Возможно, это было сделано в связи с решением об издании Ежегодника Императорских театров. К. А. Фишер постепенно заменил прежнего фотографа московских театров М. Н. Канарского, оставившего службу в декабре 1900 г. ... Впоследствии, в 1906 г., мастерская была передана Фишеру в частное владение».

ФО-99, №1, приложением опубликован снимок Ф. «Степной смерч», сделанный 10 августа 1899 г. близ Оренбурга, на реке Урал, аппаратом «Cartridge Kodak» №4 на плёнку 10?13 см. «Новости дня», 1899, январь 22, с. 4 – заметка о портретах артистов Императорских театров, выполненных фотографом К. А. Фишером. «Новости дня», 1899, февраль 13, с. 2: «К предстоящим Пушкинским дням фототипия К. А. Фишер выпускает интересный альбом «Пушкинский уголок», в котором будут сосредоточены все стихотворения и письма А. С. Пушкина, написанные в Михайловском..., а также описание села Михайловское в настоящее время. Материал этот, собираемый В. П. Остогорским, который составил и предисловие, будет снабжён 45 фототипиями по рисункам академика В. М. Максимова».

«Новости дня», 1899, февраль 15: Ф. закончил издание альбома с произведений передвижников, выходит последний, 6-й выпуск. Всего 270 художественно исполненных снимков. «Новости дня», 1899, июнь 13, реклама альбомов Пушкинских выставок в Санкт-Петербурге и Москве, исполненных и изданных художественной фототипией Ф. «1899, 30 октября. ... 2. Вчера Бриллиантов поручил Боолю выдачу контрамарок в Новый театр, и им была выдана ложа фотографу Фишеру. Токарев принёс эту контрамарку Бриллиантову и сказал, что в ложе сидели за деньги, следовательно, обвинил Бриллиантова в продаже контрамарок!!! Надёжный капельдинер» (В. А. Теляковский «Дневники...», с. 158).

Награждён золотой медалью Парижской выставки 1900 г. (ФО-900, №11, с. 417). ВМ-900: владелец фотографии на Кузнецком мосту в д. Тверского подворья. 9 февраля 1900 г. на очередном собрании членов РФО Ф. сделал доклад «Об изысканиях д-ра Лилиенфельда в Вене: связующие средства чувствительных слоёв на фотографических бумагах для контактного печатания». Речь шла об изобретении протальбиновой бумаги (ФО-900, №5, с. 182-185). Ф. организовал испытания этой бумаги семью известными фотографами и в заключение доклада продемонстрировал снимки на протальбиновой бумаге работы фотоателье Опитца, Бродовского, Ренара, Федецкого, «Рембрандт» [Варшава], Потцнера [?], Бибера [возможно, Бобира?]. «... Баксту принадлежала забота о всей графической части, начиная с обложки, кончая шрифтами, виньетками и т. п., и он же немало потрудился над ретушью портретов артистов, так как фотографии, которые доставил фотограф Фишер, состоявший при императорских театрах, были лишены всякой художественности и требовалось придать им большую живость, особенно что касается фонов, на которых фигуры выделяются. Наконец, Серов, Бакст и Браз исполнили для «Ежегодника» [Императорских театров за 1899-1900 г.] несколько литографированных портретов...» (Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М.: Наука, 1980, с. 305).

11 октября 1900 г. на собрании членов РФО сделал сообщение «Фотография на Парижской выставке (Отчёт о деятельности РФО; опубликован ФО-900, с. 445-450). 13 октября 1900 г. избран почётным членом ИРТО по предложению V отдела – за долголетние и полезные труды на поприще фотографии и фотомеханических процессов. Участник коллективной экспозиции РФО на Парижской выставке 1900 г., также выставил отдельную витрину (ФО-900, №12, с. 446).

Член Комиссии экспертов конкурсов V отдела ИРТО в 1900 г. (ФО-900, с. 303).

17 января 1901 г. на собрании членов РФО сделал сообщение «Стереоскопическая камера малого размера системы Езучевского Д. П. и прибор для печатания и одновремённого увеличения стереоскопических диапозитивов в нормальную величину» с демонстрациями (Отчёт о деятельности РФО). ФО-901, №2, реклама: «... фотограф Императорских Московских университета и театров, Московского публичного и Румянцевского музеев и Музея изящных искусств Императора Александра III. Художественная фототипия. Кузнецкий мост, №11, Москва... Производятся также всякого рода фотографические снимки по приглашению на дому и вне Москвы. Имеется громадная коллекция фотографических снимков с картин Третьяковской галлереи, Румянцевского и других музеев и пр. частных коллекций. Портреты и группы всех артистов Московских Императорских театров обыкновенные и костюмные в ролях... За техническое совершенство и художественное исполнение фотографических и фототипических работ премирован золотыми медалями: на Всероссийской выставке в Москве 1882 г., Всемирной выставке в Чикаго 1893 г., Всероссийской выставке в Н.-Новгороде 1896 г., Всемирной выставке в Париже 1900 г. Разные награды на двадцати других выставках в России и заграницей».

Из письма П. И. Карпинского М. А. Врубелю от 5 декабря 1901 г.: «Фототипия Фишера издаёт иллюстрированный каталог нашей выставки картин 36 художников в Строгановском училище. Каталог этот, форматом в ? листа, будет иметь 36 страниц по числу участников, и на каждой странице по желанию автора может быть помещён один большой снимок (18?24) или два малых (13?18). Имею честь покорнейше просить Вас не отказать одну или две из назначенных Вами для выставки картин доставить в фотографию Фишера (Кузнецкий мост) не позже 10 сего декабря для фотографирования...» (цит. по «Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике», «Искусство», ЛО, 1976, изд. 2-е, с. 106).

Пр-кур.-901: в 1900 г. председатель РФО Ф. дал положительный отзыв о результатах испытания объектива «Фос» F:8. Председатель РФО на трёхлетие 1903-1906 гг., избран 1 октября 1903 г. (ПовРФО №3, с. 2).

Член комиссии экспертов на конкурсах V отдела ИРТО в декабре 1900 г.

Почётный член РФО [избран в промежуток между 1903 и 1906 гг.].

В 1906 г. Ф. взял в аренду Фотографию Императорских театров в Санкт-Петербурге. Директор Императорских театров В. А. Теляковский в рапорте Министру Двора характеризует Ф. как фотографа, известного Дирекции «по солидности его фирмы и по аккуратности и качеству работ, исполняемых им уже свыше 15 лет для Императорских Московских Театров».

По сравнению с другими частными фотографами, Фишер предлагал более выгодные условия аренды. Однако, он выдвинул и условия, требующие крупных затрат со стороны Дирекции: ремонт всего помещения, устройство изолированного входа в фотографию и подъемной машины. До этого времени в фотографию можно было попасть лишь через общий вход со стороны Офицерской улицы, ведущий на сцену, всегда шумный, постоянно заполненный разного рода служащими Мариинского театра, занятый переноской вещей. Такой порядок доставлял неудобство частной публике, желавшей сняться в фотографии, а именно частные заказы должны были обеспечивать прибыль мастерской. Подъемная машина, переносящая клиентов в фотопавильон на третьем этаже, должна была способствовать увеличению частной клиентуры. В результате деятельности специальной комиссии по выработке условий передачи фотографии в аренду, был составлен контракт, заключенный между Дирекцией Императорских театров и германским подданным Карлом Андреевичем Фишером 7 июля 1906 г. Контракт был утвержден Директором Императорских театров 7 сентября того же года.

По условиям контракта, фотография переходила в аренду к Ф. с 1 августа 1906 г., однако, из-за затянувшихся ремонтных работ эта дата была перенесена на 1 октября того же года. Согласно контракту, Фишер получал фотографию в арендное содержание сроком на 12 лет, до 1 октября 1918 г., со всем оборудованием, инвентарем и исполненными к моменту передачи негативами.

Дирекция обязывалась устроить отдельный вход в фотографию, подъемную машину (половина ее стоимости в течение 12 лет погашалась Ф.), щитки от солнца над стеклянной крышей павильона и произвести ремонт всего помещения. Название фирмы – «Фотография Императорских театров» – оставалось прежним, однако Ф. имел право добавить название и своей фирмы. Ф. предоставлялось исключительное право на съемку артистов всех Императорских театров в костюмах, принадлежащих Дирекции. При этом Дирекция обязывалась не выдавать принадлежащих ей костюмов для съемки в других фотографиях. Ф. также получал «единственное право репродуцировать свои и ранее сделанные фотографиею с артистов снимки во всех родах художественной печати и распространять их путем продажи, как во всех фойе Императорских театров, так и всюду, где он найдет удобным вне зданий Дирекции Императорских театров». Ф. также имел право выполнять частные заказы. Все негативы артистов и частных лиц поступали в его собственность, за исключением негативов, делаемых для Дирекции. Для Дирекции он обязывался бесплатно выполнять снимки генеральных репетиций, декораций, костюмов, бутафорских вещей и лиц, поступающих на службу в Дирекцию Императорских театров.

Для разных форматов устанавливалось определенное количество отпечатков, которые выполнялись бесплатно, отпечатки сверх этого количества оплачивались по установленным тарифам. Снимки, принадлежащие Дирекции (декораций, бутафории и другого постановочного инвентаря), Фишер мог воспроизводить в каких-либо изданиях лишь с согласия Дирекции. Дирекция же имела право размещать в «Ежегоднике Императорских театров» и других своих возможных изданиях все снимки с артистов Императорских театров, выполненные фотографом. Дирекция обязывалась заранее извещать о назначении групповых, костюмных или иных сложных съемках как в помещении фотографии, так и в театрах, а также доставлять необходимые костюмы и бутафорию. Ф. мог бесплатно публиковать объявления о своей фотографии в театральных афишах, рассылаемых Дирекцией, а также имел право размещать образцы своих работ в витринах во всех фойе Императорских театров. Под началом Ф. Фотография Императорских театров просуществовала до 1915 г.

Диплом участника в коллективной витрине РФО на 1-й Международной выставке художественной фотографии в Москве в 1902 г., устроенной МХФО (ПовРФО-902, №2, с. 34).

Объявление в ПовРФО-902, №3, с. 31: «Издание фотографии и художественной фототипии К. А. Фишер. Москва, Кузнецкий мост, №11. «Портретная галерея замечательных русских людей». 10 серий по 12 портретов 35?38 см на эстампной бумаге 56?40 см. 1-я серия: Г. Державин, Н. Карамзин, В. Жуковский, И. Крылов, А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, И. Гончаров, и Ф. Достоевский – уже вышла. 2-я серия: М. Ломоносов, Д. Фонвизин, А. Кантемир, И. Дмитриев, К. Батюшков, А. Майков, А. Кольцов, С. Аксаков, Н. Некрасов, Я. Полонский, Ал. Толстой и Лев Толстой – печатается. Цена за серию – 6 руб. (без пересылки)».

Председатель экспертной комиссии III конкурса фотографических работ членов РФО в 1902 г. (ПовРФО-902, №7, с. 2). Фототипический альбом «ИМТУ, выпуск инженер-механиков 1902 г.», исполненный в фотографии и фототипии Ф. – в ПМ, инв. №25868.

Почётный член РФО с 1903 г. (ВФ-912, с. 5). ВМ-903, ВМ-904, ВМ-905: владелец фотографии «Дьяговченко» [тел. 18-65] и фототипии, член РФО; Кузнецкий мост, д. 11 Тверского подворья.

В 1905 г. Ф. на своём участке по Лесной ул. 1072/446 (Сущёвской части) предполагал построить 2 каменных строения [для фототипии]. (журнал «Зодчий», 1905 г.)

11 февраля 1905 г. на заседании РОЛФ председатель РФО К. А. Фишер сделал сообщение «Демонстрация новой электрической лампы «Юпитер» для вечерних моментальных и немоментальных снимков» (ИзвРОЛФ-905, №2, с. 32).

8 ноября 1906 г. избран председателем РФО на трёхлетие 1906-1909 гг. (ПовРФО-906, №3, с. 46). ВМ-906, ВМ-907, ВМ-908: Кузнецкий мост, 11 (без упоминания Дьяговченко).

ВМ-909, ВМ-910, ВМ-911, ВМ-912, ВМ-913, ВМ-916, ВМ-917: Кузнецкий мост, д. 15 Российского страхового общества, кв. 3, тел. 18-65.

Представитель по продаже ламп «Юпитер» для России К. А. Фишер; Москва, Кузнецкий мост, 11, где желающие могут видеть лампу в действии (реклама: ВР-905, №1; ФЛ-905, №2, лист II). В пятницу, 4 марта [1905 г.] в помещении ИРТО почётный член Технического общества К. А. Фишер сделал сообщение о новом приборе, служащем для освещения модели при съёмке «Юпитер». Аппарат состоит из штатива с прикреплённым к нему рефлектором, обращённым в сторону снимаемого предмета и заключающем в своей выпуклой части ряд электрических лампочек накаливания и в центре – две вольтовых дуги. Рефлектор может опускаться и подниматься, смотря по надобности. Рефлектор изготовлен из алюминия. Изготовляется аппарат фирмою Шмидт во Франкфурте-на-Майне. Стоимость его в Москве с пошлиной и провозом – 470 руб. (ФЛ-905, №4, ст. 144-145).

В 1905 г. Императорское Московское археологическое общество предложило Ф. осуществить фиксацию (путём фотосъёмок) раскопок в Архангельском соборе Московского Кремля. Съёмка произведена с высоким качеством. Почётный диплом 1-й степени, равный по значению «grand prix», на 1-й фотовыставке в Полтаве в сентябре 1905 г. (ВР-906, №1, с. 22; ФЛ-906, №2, с. 63).

31 мая 1906 г. на общем собрании членов РФО сделал доклад о новых объективах: «Телефот-Вега», «Окуляр», «Ренитар» с демонстрацией снимков, полученных посредством объектива «Окуляр» (ПовРФО-906, №2, с. 3, отчёт о деятельности РФО).

ФЛ-907, с. 123 – в испытательную лабораторию журнала «Фотограф-любитель» Ф. была доставлена на испытания лампа «Юпитер»; результаты испытаний очень хорошие.

Визитки: «К. А. Фишер, фотограф Московских Императорских университета и театров, Московского публичного и Румянцевского музеев, Музея изящных искусств Императора Александра III, Москва, Кузнецкий мост», автографы датированы 9 июля 1906 г., 3 сентября 1906 г., 27 мая 1907 г.

«Светопись», 1907, №12, с. V, объявление: «Фотография и художественная фототипия К. А. Фишер переведены в новое помещение на Кузнецком мосту, в доме 1-го Российского Страхового общества, бель-этаж (над мебельным магазином «Войцехов»)». 11 октября 1907 г. на очередном собрании членов РФО демонстрировал 11 диапозитивов на пластинках «Автохром», с пояснениями об особенностях съёмки [применил светофильтр собственного изготовления] (ПовРФО-907, №1, с. 29).

ПовРФО-907, №10, сс. 284-285: в среду 27 ноября, «Огромное впечатление произвели автохромные снимки К. А. Фишера. Он показал ... три снимка с масляных картин и два портрета. Наибольшее впечатление дали картины Неврева «Роман Галицкий» и Мясоедова «Деревня в Малоросии». Смотря на них, испытываешь полную иллюзию. Краски, золото рамы, переданы изумительно. В красках соблюдено то чувство меры, отсутствие которого лишало в наших глазах пластинки эти серьёзного художественного значения. Вы видите даже мазки кисти художника... Портрет очень хорош тоже. Из словесных объяснений К. А. мы узнали, что картины он экспонировал от 20 сек. и больше, портрет до 1? мин. Мы с удовольствием сознаёмся, что снимки К. А. показали нам «автохромные» пластинки Люмьера в настоящем их свете».

Серебряная медаль на Московской Международной художественно-фотографической выставке в 1908 г. за портреты («Светопись», 1908, №3, с. 28).

ПВД, с. 49: поставщик Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны с 1910 г. РИ-910: владелец фотоцинкографии. Фотограф Императорских Московских университета и театров. Владелец художественной фототипии. Вариант текста на бланке: «К. А. Фишер, фотограф Московских Императорских университета и театров, Московского публичного и Румянцевского музеев, музея Изящных искусств Императора Александра III. Москва, Кузнецкий мост».

На бланке 1911 г.: «К. А. Фишер, фотограф Императорских театров, Москва, С.-Петербург».

ФН-911, №12, с. 192: «Юбилей фотографа К. А. Фишер. 1 января 1912 г. является знаменательным днём для известного московского и петербургского фотографа К. А. Фишера. В этот день исполняется 40 лет, как К. А. начал заниматься фотографией, затем – 25 лет, как он владеет одной из выдающихся в Москве фотографией, и наконец, 5 лет как он открыл свою фотографию в С.-Петербурге (в Марииинском театре).

Редакция позволяет себе поздравить уважаемого Карла Андреевича со столь редким тройным юбилеем и пожелать ему полного успеха в его делах и дальнейшей долгой деятельности на фотографическом поприще».

На заседании правления РФО 19 декабря 1911 г. постановили: по случаю 25 лет существования фирмы преподнести Ф. адрес, как почётному члену и долголетнему председателю Общества, а также и диплом на золотую медаль за выдающиеся труды в области фотографического искусства (ВФ-912, с. 39).

1 января 1912 г. – юбилей Ф., он отмечал 25-летие своей деятельности на фотографическом поприще (ВФ-912, сс. 4-6). «Русское слово», 1912, №2: 1 января 1912 г. юбилей 25-летней деятельности К. А. Фишера. Приветствия от артистов Малого театра, администрации города, РФО (поднесло большую золотую медаль), от отдела физики Политехнического музея А. Х. Репман, от музея Александра III, МХТ. С Ф. праздновали юбилей и его главные сотрудники: М. А. Сахаров, М. А. Бартошевич, К. Х. Заузе и А. Т. Трофимов. 9 января 1912 г. на заседании правления РФО постановлено: «в виду выдающихся заслуг Ф. повесить его портрет в помещении Общества и вручить юбиляру, в ознаменование его полезной деятельности на пользу и благо Общества, золотую медаль» (ВФ-912, с. 40).

ПВД, с. 58: поставщик Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Михаиловича с 1912г.

ВМ-912: фотография, фототипия; Лесная ул., 26, тел. 84-69 (в списке улиц д. №24 по Лесной принадлежит Ф.). СКВР-912: владелец фотографии и фототипии, Кузнецкий мост, 15, тел. 18-65.

Председатель экспертной комиссии на выставке журнала «Фотографические новости» в апреле 1912 г. (от редакции журнала). Участник, вне конкурса, 2-й фотовыставки журнала «Фотографические новости» в 1912 г. (ФН-912, №5, с. 91). В научном отделе выставки Ф. выставил свои снимки солнечного затмения, бывшего 3 апреля 1912 г., сделанные им в Москве (ФН-912, б/пл. прил., с. 54)… Придворный фотограф К. А. Фишер в Москве выставил публике ряд художественных портретов, снятых им при свете электрической лампы «Юпитер». На очередном собрании членов РФО 31 октября 1912 г. единогласно постановлено: в виду заслуг перед Обществом вывесить в помещении Общества портрет К. А. Фишера (ВФ-912, с. 364).

Член международного жюри (в числе 15 членов жюри из 13 стан) на конкурсе фирмы Геверт в Антверпене в январе 1913 г. (Photographische Korrespondenz, №630, март 1913, с. 142; ВФ-913, с. 56 и 77).

Журнал «Photographische Korrespondenz» (орган Императорского и Королевского фотографического общества в Вене, Австро-Венгрия) в №630, с. 155, (март 1913 г.) в разделе кратких сообщений поздравил своего долголетнего члена г-на придворного фотографа Карла Фишера из Москвы и его супругу фрау Гемахлин по случаю серебряной свадьбы, бывшей 21 февраля 1913 г. и пожелал счастья.

Диплом I степени на 4-й Иркутской фотовыставке в апреле 1913 г. (ВФ-913, №5, с. 145, то же, ФН-913, №6, с. 95). Большая серебряная медаль Министерства торговли и промышленности на «Салоне художественной фотографии» в Н.-Новгороде в 1913 г. за художественные работы: гуммиарабик, платина и фотогравюры (ВФ-914, №1, с. 28).

ФН-914, №1, с. 19: почётный член V отдела ИРТО. ВМ-914: Лесная, д. 26 (24 в столбце 271), тел. 84-69; фотография, фототипия, домовладелец. 27 марта 1914 г. на вечере, посвящённом фотографии (75 лет светописи), вслед за проф. Прилежаевым А. И., почётный член РФО Ф. прочитал лекцию, касающуюся истории развития фотографии в России. В лекции он говорил о деятельности Левицкого, Карелина, Сытенко [?], графа Ностица (ВФ-914, с. 114). Серебряная медаль на 4-й фотовыставке Тамбовского фотографического общества в апреле 1914 г.

Реклама в «Фотографических рецептах и таблицах» Ю. Лауберта, 1914 г.: «Продажа ламп «Юпитер» – 10000 свечей – 350 руб., ручная до 6000 свечей – 165 руб. Образцы и сведения у Придворного поставщика, фотографа Императорских университета и театров К. А. Фишер. Москва, Кузнецкий мост; Санкт-Петербург, Мариинский театр».

ГАВО, ф. 622, оп. 2, д. 543, л. 4 (сообщение Г. Г. Мозговой): Ф. в письме от 1 октября 1914 г. Смирнову А. В., члену ВУАК, писал «сделалось это [неисполнение заказа в срок] вследствие призыва многих из моих сотрудников на действительную службу, и некоторые отделения мастерских по 2-3 недели почти совсем не работали».

Оттиск металлического штемпеля – российский герб, «С. Петербург К. А. Фишер Москва фотограф ИМПЕРАТОРСКИХ театров».

ВМ-915: Кузнецкий мост, 15, тел. 18-65. Фото ателье Ф. с оттиском металлическим штампом «1915». ППЛ, фотооткрытки фотографа Императорских театров Ф.: с. 40, №1208, «Александринский театр (зрительный зал)», с. 51, №1633, «Юсупов сад (мостик в саду)».

Из рекламного объявления: «За техническое совершенство и художественное исполнение работ премирован на четырнадцати выставках в России и заграницей».

К 1915 г. Ф. лишился званий по приказу Министерства Императорского Двора. Дирекция Московских Императорских театров обратилась к Главнокомандующему Москвы с просьбой предложить К. Фишеру убрать с вывески и бланков звание «фотограф Императорских театров» (НМ-400, с. 62). По настоянию министра Двора в январе 1915 г. был расторгнут контракт на аренду Ф. Фотографии Императорских театров «как с германским подданным» с разрешением закончить начатые работы к маю 1915 г. В феврале 1915 г. Ф. подаёт прошение о российском подданстве, в мае во время погрома на Кузнецком мосту фотоателье Ф. сильно пострадало.

29 февраля 1916 г. в доме 1-го Российского страхового общества Ф. делает аукционную распродажу 200000 открытых писем, фотоаппаратов, художественных изделий (МН-400, с. 62).

МН-93, с. 144: Ф. был членом (а некоторое время – и председателем) кружка циклистов [велосипедистов].

СФ-991, №1, с. 39, из воспоминаний В. Трофимова, помощника скульптора А. Голубкиной: «[В 1920 г.] я объездил множество магазинов в поисках фотографий [драматурга А. Островского]... Мне порекомендовали обратиться к фотографу Фишеру на Кузнецком мосту. Узнав о цели моего посещения, Фишер переснял все имеющиеся у него карточки и безвозмездно передал их Анне Семёновне. Они очень пригодились ей в работе».

Текст визитной карточки (фонд ПМ 212 – архив Езучевского Д. П.): «Карл Андреевич Фишер, преемник фотографии И. Г. Дьяговченко. Москва, Кузнецкий мост, д. Тверского подворья №11».

Из воспоминаний Улитина В. И.: «В начале девятисотых годов было немало крупных фотографий в Москве и во всех позитивная печать велась, главным образом, на дневной бумаге с видимым изображением и требовала большого штата квалифицированных копировщиков. Так, например, в фотографии Фишер – Москва, Кузнецкий мост и Лесная ул. соб. дом – фототипия, было около 40 чел. работников и среди них, кроме квалифицированных мастеров и художников, было несколько человек со специальным фотографическим образованием (полученным в Германии и Австрии). К. А. Фишер впервые стал широко применять для съёмки специальные дуговые лампы «Юпитер» и был единственный представитель [по продаже] этих ламп в России. С появлением ламп «Юпитер» впервые явилась возможность фотографировать театральные постановки и Фишер был монополистом этого дела в Москве и в Петербурге, где он также имел фотографию в Мариинском театре [не точно, см. выше]... К. А. Фишер был тогда единственным фотографом театров – Большого и Малого, а также и Художественного.

После немецкого погрома в мае 1915 г. фотография Фишер на Кузнецком мосту и фототипия с мастерскими на Лесной ул. (соб. дом) были разгромлены до основания, а сам Фишер был арестован и выслан впоследствии в Германию [тоже неточно]».

В 1923 г. типография Ф. на Лесной ул., 24, была национализирована и передана в ведение Московского губернского СНХ.

Последнее упоминание о Ф. относится к 1923 г., когда он передал А. С. Голубкиной имеющиеся у него фото А. Н. Островского для проекта памятника великому драматургу, в дальнейшем поставленному в Москве. Дальнейшая судьба Ф. неизвестна.

«Ортохроматические (цветочувствительные) бромосеребряные пластинки» (статья в ФЕ-94, с. 253-257); приложением к книге А. В. Заикина «Записки фотографа» опубликован доклад Ф., прочитанный в РФО «Практические приёмы при фотографировании на воздухе» (с. 143-159).

Рисунки В. В. Переплётчикова. М.: 1891 (альбом фототипий, содержит 11 листов иллюстраций).

Издания Ф.: «Третьяковская художественная галерея», «Портретная галерея замечательных русских людей», «Альбом к 25-летию Товарищества передвижных выставок» (ФЛ-97, ст. 116: «художественная фототипия К. А. Фишер в Москве выпускает альбом, в который войдут не менее 270 фототипических снимков с картин, из числа появлявшихся в течение 25 лет на выставках товарищества... Всех выпусков проектируется шесть, по 30 листов в каждом».

ФЛ-97, ст. 188: «1-й выпуск альбома двадцатипятилетия Товарищества передвижных художественных выставок ... содержащий в себе 45 воспроизведений с картин наших известных художников... Г-н Фишер превзошёл всё то, что можно было ждать от такого издания у нас в России... Альбом с полным правом можно причислить к первоклассным заграничным изданиям. Стоимость целого альбома по подписке, без пересылки, 9 руб., а с пересылкой 12 руб.», «Альбом этюдов, картин и рисунков А. А. Иванова к полному опыту его биографии, составленный А. П. Новицким», иллюстрированные каталоги Товарищества передвижных выставок с 1897 по 1911 г., «Виды Москвы, Московского Императорского университета, его кабинетов и клиник». Издания фототипические: «Альбом сооружения КВЖД 1897-1903» (206 пронумерованных листов), «Альбом сооружений Московской Окружной железной дороги 1903-1908» (28 листов с картой и схемой).

& Издания художественной фототипии К. А. Фишера / Искусство и художественная промышленность, 1901, №1-2, сс. 1-2.

Донде А. Юбилей К. А. Фишер / Вестник фотографии, 1912, сс. 4-6.

Шипова Т. Прусский подданный Карл Фишер. / Советское фото, 1991, №1, с. 38-39.

«Фотография», 1992, №2, с. 36 (придворный фотограф Николая II в первые годы его правления [?]).

Попов А. П. Фотографы Императорских Московских театров. / Записки Санкт-Петербургской театральной библиотеки, вып. 4/5. Спб: «Гиперион», 2003, сс. 185-194.

Синельникова Т. А. Фотографы и Фотография С.-Петербургских Императорских театров. / Записки Санкт-Петербургской театральной библиотеки, вып. 4/5, сс. 155-184.

Мазуров Ю. М., Курский Л. Д. Карл Фишер – фотограф и издатель открыток. / Ж-2005, № 4, сс. 10-12 [якобы открыл филиал фотоателье в Санкт-Петербурге (sic!)].

Семёнов А. Н. Фотографы Твери и Тверской губернии (1858-1929).

& СПРФ, сс. 166-175.

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо