Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография. XIX век..Ш → ШЕРЛИНГ Мирон Абрамович

ШЕРЛИНГ Мирон Абрамович (1880, Двинск – 1958, Москва). Санкт-Петербург / Москва, Петровка, 16, кв. 6.

Ещё будучи студентом Мюнхенского института, Шерлинг блеснул своими портретами на Международной фотовыставке 1906 г. в Петербурге. Некоторое время он жил в Париже, был близок скульптору Бурделю, обучался у него ваянию. Вскоре возвратился на родину.

Фотограф-портретист. Окончил с отличием Мюнхенскую Академию светописи (Мюнхенский институт изучения фотографии и фототехники или Мюнхенская фотографическая школа – название зависит от переводчика), имел широкую клиентуру в кругах художественной интеллигенции. Для творческой манеры Ш. характерна тщательная обработка негатива (он допускал соскабливание, вытравление и подкрашивание пластинок). Работы Ш. по ряду формальных признаков аналогичны работам М. С. Наппельбаума: создание искусственного фона на негативе, приёмы освещения модели и т. п.

В Петербурге был по достоинству оценен талант портретиста. Здесь с успехом прошла его персональная выставка; серия портретов работы М. А. Шерлинга была напечатана на страницах журнала “Солнце России”, снимки, безусловно, украшали журнал. Это были портреты Леонида Андреева, Ф. И. Шаляпина, Всеволода Мейерхольда, Цезаря Кюи и других деятелей русского искусства и культуры.

Портреты Шерлинга экспрессивны. Такому эффекту способствовали и поза портретируемого, и выбор декоративного, непредметного фона, часто достигал он этого и дополнительной механической обработкой негатива.

Будучи учеником Мюнхенской фотографической школы, участвовал на Петербургской фотовыставке 1912 г., экспонировал портреты и портретные этюды (ВФ-912, с. 147).

Участник «Выставки-конкурса художественной фотографии» в Н.-Новгороде 20.10-13.11.1913, награждён бронзовой медалью ИРТО.

Участник Одесского салона художественной светописи 28 апреля 1915 г. ФН-915, №6, с. 97 со ссылкой на газету «Южная мысль»: «Великолепные портреты Репина, Шаляпина и др. выставил известный петроградский художник-фотограф М. А. Шерлинг».

Коллекция негативов работы Ш. хранится в Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина. Коллекция авторских отпечатков хранится в Российской государственной библиотеке по искусству.

«Под руководством этого известного фотохудожника [Пашкевича] сформировался и русский портретист М. А. Шерлинг». Б. И. Пашкевич действительно обучался в Мюнхенской фотографической школе, окончил её до 1910 г., и не исключено, что Ш. и Пашкевич могли встречаться в Мюнхене, но как мог Пашкевич «руководить» Ш. – уму непостижимо, т. к. Пашкевич жил в Москве и Александрове (Владимирской губ.), а Ш. – в Санкт-Петербурге.

-оОо-

Шерлинг Мирон. Родился и большую часть жизни провел в Петербурге (с 1924 г. Ленинграде). Учился с 1900 по 1905 гг. в Мюнхенской Академии Светописи; получил в 1905 г. медаль на Дрезденской (? Данных о Дрезденской фотовыставке в 1905 г. составителю не встречались) выставке «за тщательную обработку негатива».

Для творческой манеры Ш. характерна тщательная обработка негатива - он использовал соскабливание, вытравливание и подкрашивание пластинок. Работы Ш. по ряду формальных признаков аналогичны работам М. С. Наппельбаума: создание искусственного фона на негативе, приемы освещения модели и т. п.

В 1910-х годах работает портретистом на дому, по заказу журнала «Солнце России» проводит съемки известных деятелей культуры, науки, политики. Так портреты Ф. И. Шаляпина, выполненные Ш. по заказу журнала, составили иллюстрации юбилейного издания 1913 г., посвященного 20-летию оперной карьеры знаменитого баса.

В 1913 г. в Санкт-Петербурге вышел в издательстве «Художественное бюро Н. Добычиной» альбом-каталог «Выставка художественной светописи Ш.». В том же году награжден бронзовой медалью Императорского Русского технического общества за участие в Выставке-конкурсе художественной фотографии в Нижнем-Новгороде.

В «Солнце России» работает вместе с М. Наппельбаумом (с 1913 г.), а после переезда последнего в качестве официального портретиста нового советского государства в 1918 г. в Москву, становится портретистом №1 Ленинграда.

Умер Ш. в безвестности, несмотря на то, что коллекция негативов шерлинговских портретов стала одной из важнейших составляющих собрания Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина в Москве, а он сам еще при жизни стал героем мемуаров М. Наппельбаума.

Наппельбаум М. С.: «Кроме меня в [журнале] «Солнце России» сотрудничал фотограф М. А. Шерлинг. М. А. Шерлинг работал в свей мастерской в домашней обстановке».

NB. Большинство сведений о Ш. не подкреплено документально, см. статью составителя в книге «Из истории российской фотографии».

Шерлинг М. Выставка художественной светописи. Спб.: изд. Художественное бюро Н. Добычиниой. 1913.

& Никитин В. «Серебряный век» Мирона Шерлинга. / Родина, 1994, №8.

Попов А. П. Из истории российской фотографии. М. Изд-во Московского университета, 2010, сс. 192-200.

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо