Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография XX-XXI векГ → Гаранин Анатолий

ag2

Анатолий Сергеевич Гаранин (1912—1990)

"Он не суетился, - написал о Гаранине уже в конце 80-х его коллега, известный советский журналист Алексей Аджубей. - ...Он не возил с собой в командировки по стране, как некоторые наши коллеги, запасных галстуков, модных кепи и очков в роговой оправе, дабы придать «цивилизованный» вид героям съемок... Я знал, как и что снимает Анатолий Сергеевич не только для журнала, а и для себя, не ставя перед собой никаких сиюминутных целей, не связывая труд с непременной возможностью публикации, в свое собственное досье, в ту кладовую, из которой, он в это верил, когда-нибудь сложится картина времени. Времени, в которое мы жили".


Анатолий Гаранин пришел в печать в 1932 году. Работал фоторепортером в «Вечерней Москве», в «Иллюстрированной газете», в дни войны ставшей «Фронтовой иллюстрацией», был корреспондентом журнала «СССР на стройке», позднее стал ведущим фотографом журнала «Советский Союз».
Как фотомастер Анатолий Гаранин получил признание еще в сороковые годы прошлого века. Во время Великой Отечественной войны он работал военным корреспондентом в редакции журнала «Фронтовые иллюстрации». Его фронтовые репортажи — документы, запечатлевшие сцены страшной человеческой трагедии — относятся к лучшим репортажам времен Второй мировой войны, а его имя стоит в одном ряду с такими всемирно признанными фотомастерами, как Всеволод Тарасевич, Роберт Капа, Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц.

Пятьдесят семь лет своей жизни Анатолий Гаранин отдал фотоискусству. Тысячи публикаций в советских и зарубежных изданиях, участие в сотнях фотовыставок, бесчисленные поездки по нашей стране и за рубежом, золотые медали и Гран-при международных фотоконкурсов и фестивалей. Пятьдесят семь лет, без остатка отданных фотоискусству, и пятьдесят семь лет трепетной и верной любви к миру театра.


Из воспоминаний Алексея Гаранина, старшего сына фотографа:


«Дайте мне свет хотя бы одной спички, 
и я сделаю любой снимок»
Анатолий Гаранин


«Если не ошибаюсь, у нас сейчас 5 тысяч фоторепортеров-профессионалов и 20 миллионов фотолюбителей. На меня эти цифры производят двоякое впечатление. С одной стороны, радует, что все более возрастает интерес к фотографии. С другой — возникает опасность утратить в потоке фотопродукции те драгоценные творческие достоинства, которые делают фотографию искусством»
Анатолий Гаранин, 1974

«Если в начале своего существования фотография подражала живописи, то потом она обнаружила в себе свою главную силу — документальность. Однако эта же сила способна разрушить фотографию, если заниматься только фиксацией факта. Превратить фотографию в свое второе зрение вместо того, чтобы самому превратиться в принадлежность фотоаппарата — такова цель человека, занимающегося фотографией как искусством, а не как ремеслом, таков смысл различия между фотографией подлинной и фотографией документальной»
Анатолий Гаранин 1974, 1976

«Увлекаюсь музыкой. Считаю свою коллекцию пластинок старинной музыки IX-XVIII веков „очень солидной“. Люблю французскую живопись — импрессионистов и постимпрессионистов. Мои избранные русские художники — Коровин, Серов, Врубель, Рерих, Малявин. Считаю себя театралом.» 
Анатолий Гаранин, 1974

«Так называемые „шумы“ в кадре (смазка, искажение планов, движение и контрдвижение и т.д.) тоже призваны усилить эмоциональное воздействие фотоснимка. Казалось бы, эти приемы несовместимы с традиционными канонами классической фотографии. Но разве именно в парадоксальности не скрывается определенная действенность каждого вида искусства? Большую роль играет и лаборатория. По-моему, она составляет процентов 40-50 успеха».
Анатолий Гаранин, 1974

Сейчас нельзя без улыбки вспоминать о том, как художественные редакторы 30-х годов единодушно отвергали снимки Гаранина, на которых применялась «смазка» изображения для фиксирования балетного танца. То, что тогда представлялось недопустимой вольностью, сегодня стало хрестоматийным средством современной фотографии. Если в прошлом могли только мечтать о резкости, сейчас приходится с ней бороться, чтобы добиться передачи выражения, жеста, движения, на которые фотограф хочет обратить внимание зрителя. 

«Цель подлинной фотографии — не остановить время, а продлить мгновение, в результате чего снимок, являющийся подлинным произведением фотоискусства, как бы становится звучащим мгновением»
Анатолий Гаранин, 1976

«Я привык исходить из того, что читатель не глупее меня. Я не должен забывать ни на минуту о его высоком вкусе. Опубликованная фотография, кроме информации, должна воспитывать в читателе чувство прекрасного. Нельзя обманывать доверие читателя, которое он испытывает к прессе. Век телевидения приучил людей к наблюдательности, он развил их зрительную память. Поэтому всякая искусственность, которую несет в себе снимок, скроенный при помощи ножниц, бросается в глаза. С точки зрения этики кроить один снимок из нескольких так же дурно, как „устраивать“ один снимок в несколько редакций. Я за оригинальность, причем не только в творчестве, но и по отношению к использованию его результатов»
Анатолий Гаранин, 1974

«Стараюсь снимать не только то, что вижу, но и то, что думаю»
Анатолий Гаранин, 1976


"Форпост военных корреспондентов"

ВOB /1941-1945/-фотогалерея 1

«Дайте мне свет хотя бы одной спички, и я сделаю любой снимок»

"Вот знаменитая фотография..."

На выставке "Форпост военных корреспондентов" - г.Москва


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо