Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография XX-XXI векА → Ахломов Виктор

 

Фотограф Виктор Ахломов: «Нас всех подстерегает случай»

С Виктором Ахломовым нас свел случай.

В хмурый, пасмурный осенний день, я приехал в обновленную редакцию «Известий», чтобы поговорить с Виктором Васильевичем не только о его очередной выставке, фотографиях, жизненных установках, но и о том, как ему удалось на протяжении 50 лет сохранять, что называется, верность бренду. В трудовой книжке Ахломова всего одна запись: фотокорреспондент газеты «Известия».

 

«Меня Виктор зовут, я – фотограф. А вас как зовут, и чем вы занимаетесь?» – с порога спросил меня четырехкратный лауреат престижнейшего конкурса World Press Foto, обладатель «Золотого глаза» – высшей награды отечественной фотожурналистики. Сухощавый, бодрый и подтянутый Виктор Ахломов любопытен и словоохотлив. Он из той редкой породы людей, которая концентрируясь на своей профессии, умудряется не «проспать» окружающую жизнь. Фотограф от Бога, личность неординарная, любит поэзию, начитан, эрудирован, обладает прекрасным чувством юмора. Виктор Васильевич не только помнит все подробности появления на свет своих фотографий, но и так рассказывает о них, что у меня очень быстро исчезло желание задавать заранее заготовленные вопросы. Виктор Ахломов – мастер монолога и сейчас вы в этом убедитесь.

 

Родом из детства

«Я фотографией занимаюсь с самого раннего детства, с дошкольного возраста. Нашим соседом в коммунальной квартире был бухгалтер какого-то предприятия – фанатичный фотолюбитель. Он разрешал мне размешивать разные растворы: фиксаж и проявитель, и на меня это производило сильнейшее впечатление. Кладешь первый лист бумаги в воду, а там проявляется прекрасная девушка, лицо мамы или папы. Я на этом «повредился», если по-современному сказать, то есть влюбился и «заболел фотографией». Хотя родители поначалу скептически относились к моим фотографическим изысканиям, и даже отдали меня в художественную школу, но там я быстро понял, что это не мое. Так фотография стала сначала увлечением, а потом подарила мне путевку в жизнь. Полгода я проучился на операторском факультете ВГИКа, а потом с отличием окончил факультет фоторепортажа при Центральном доме журналиста…»

Фестивальное фото

«Когда случился первый фестиваль молодежи и студентов в Москве, это было в июле 1957 года, я был еще не фоторепортером «Известий», а просто азартным фотолюбителем, который щелкал все, что движется и старался находить достойные кадры в этом мельтешении лиц и неодушевленных объектов. Это грузовик, наполненный ликующей молодежью, конечно же, снимали все, у кого были аппараты, и я не мог пройти мимо этого кадра. Это сейчас на таких многолюдных сборищах пробиться сквозь толпу непросто, да и могут запросто запретить съемку, а раньше и глагола такого – «пробиться», в СССР не было. Это же был фестиваль! Молодые люди со всех стран мира ехали по Садовому кольцу на старых грузовиках– и попадали в тысячи объективов. Не снимал только ленивый! И заметьте, никакого допуска – пропуска…»

Без году «Неделя»

«Моя мечта стать профессиональным фотографом неожиданно сбылась через три года после фестиваля. Тогдашний главный редактор «Известий» Алексей Иванович Аджубей, по совместительству зять Никиты Сергеевича Хрущева, поездил по миру и понял, что во всех приличных странах есть специальные приложения к общенациональным газетам, где пишут не о политике, а о том, как солить капусту, какие грибы собирать, как воспитывать детей. Так в 1960 году Аджубей создал первое в СССР воскресное приложение к «Известиям» – «Неделя» и пригласил туда на свободную ставку двух фотографов. Алексей Иванович сам был очень талантливым человеком и имел чутье на таланты. Одного фотографа он взял из ТАСС. Это был мой друг уже известный мастер Николай Николаевич Рахманов, а второго молодого необученного брали, чтобы потом как в кино говорили, воспитать бабу-ягу в своем коллективе. Этой ягой был я. Это сейчас молодым дают оклады с тремя нулями в иностранных валютах, а нам с Колей дали на двоих 80 рублей и мы работали на полставки лет пять. Я пришел работать в газету «Известия» 5-го марта 1960 года, потому что именно тогда вышел первый номер «Недели» и тружусь в ее штате более 50 лет…»

Геолог и Мальтус

«Есть фотография, которая называется «Плевать мне на Мальтуса». Ее я снял прямо у дверей редакции, когда бежал по заданию, снимать ударников производства. По улице Горького шел папаша в очках и шляпе, вез на коляске одного ребенка, а другого держал на руках. Я сфотографировал эту сценку. После чего случилась интересная и довольно длинная история... Когда я принес снимок в редакцию, все заулыбались и тут же начали придумывать подписи, соревноваться в остроумии. Но потом подошел редактор отдела юмора и сатиры, его звали Виктор Веселовский и сказал: «Не царское это дело – подписи придумывать. Пусть читатели придумывают». Был объявлен конкурс на лучшую подпись и назначен приз. Так, благодаря мне, родилась в советской журналистике, и это, совершенно медицинский факт, рубрика «Придумайте подпись». Или как ее потом в «Литературной газете» назвали: «Что бы это значило». Тем временем, мою фотографию опубликовали в «Санди таймс» и сказали: «Давайте состязаться с русскими в остроумии!», потом к англичанам присоединилась еще половина Европы. К нам в редакцию приходили сотни, тысячи писем со всех уголков Земли с вариантами подписи. Выбрали пять лучших. Английская подпись была: «Я купил их в магазине», итальянская подпись: «Пока Петруччио делает опыты». Петруччио, это тот самый итальянец, который хотел сделать человека в пробирке. Тогда Петруччио все знали! Чешская подпись была «Плевать мне на Мальтуса». Сегодня, как придешь домой (в это время Виктор Васильевич поворачивается в мою сторону и улыбается), ткни в энциклопедию, найди статью про Мальтуса. Там все написано! Томас Роберт Мальтус, английский ученый, 1766 года рождения и т.д. Выдвинул идею, что если в семье будет рождаться по два ребенка, то через какое-то время планета не выдержит, потому что на всех не хватит питания. Он заявил, что надо иметь не больше одного ребенка…»

Счастье на краю света

«Русских подписей было больше всего, но победила одна, замечательная: «С таким мужем хоть на край света». После всего этого невероятного ажиотажа мы все-таки решили, что надо бы героя разыскать, а по всем его повадкам было видно, что это арбатский мещанин. Искали сначала в Москве. Подумали: отец с двумя детьми, а жена ждет дома. Искали целый год, и найти не могли! Помог как всегда случай. Издательство «Планета» выпустило миллионным тиражом открытку с этой фотографией, где с другой стороны было напечатано пять лучших подписей из пяти стран мира. И к Новому году я получил поздравительную открытку из города Амурска Хабаровского края: «Виктор, спасибо вам за фотографию, на ней начальник нашей геологоразведочной партии Борис Эммануилович». Моя теория об арбатском происхождении подтвердилась. 

 Благодаря мне, родилась в советской журналистике, и это, совершенно медицинский факт, рубрика "Придумайте подпись" 

В Москве наш герой окончил геологоразведочный институт, и уехал по распределению на Дальний Восток, там он встретил девушку Тамару, женился, она родила ему двух малышей, а потом они вместе приезжали в гости к родителям Бориса, которые жили на Арбате! Далее тассовский фоторепортер поехал к этой чудесной семье и предложил Тамаре выбрать лучшую подпись, и она выбрала «С таким мужем хоть на край света». Потом мы с ними стали переписываться, а я за эту фотографию получил много всяких призов…»

                                                                                                                                                                                                  Автор: Иван Гидаспов

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо