Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография XX-XXI векВ → Великжанин Виктор

Виктор Леонидович Великжанин

(17 апреля 1933, Москва — 10 апреля 2012, Москва) — заслуженный работник культуры РФ, фотожурналист ИТАР–ТАСС, обладатель золотой медали конкурса «Интерпрессфото» (1970 г.), медали «Достойному» Российской академии художеств, вошел в список 100 лучших фотографов мира (проект «Один день из жизни СССР», 1987 г.)[1], преподаватель факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.

Родился 17 апреля 1933 года, в Москве, на Арбате. Его отец, Леонид Андреевич Великжанин, был фотожурналистом ТАСС с 1930 по 1968 годы, работал фоторепортером в годы Великой Отечественной войны — с 27 июня 1941 года и до освобождения Праги и Вены в мае 1945 года, получил множество орденов. Дед Виктора, Андрей Михайлович Великжанин, владел фотосалоном в Новосибирске с 1890 года.

После окончания школы хотел пойти учиться во ВГИК, но по настоянию отца отказался от этой идеи и поступил в Московский энергетический институт[1]. Через несколько лет Виктор начал помогать отцу в работе, пошел на курсы фотожурналистов, где преподавала профессура ВГИКа: Лидия Дыко, Евсей Иофис, доктор философии Шолом Герман, скульптор и академик Юрий Чернов[2]. После окончания института был распределен в закрытый НИИ в Москве.

После смерти отца перешел на работу в ТАСС, поступил в аспирантуру МГУ. 1974 — начало работы в профессиональной репортажной фотографии.

В 1987 году стал одним из ста фотографов, отобранных для работы над американским проектом «Один день из жизни Советского Союза». В проекте приняли участие 40 американских фотографов, 10 европейских и 30 — из СССР.

В 2003 году в Государственной Третьяковской Галерее прошла выставка работ Виктора Леонидовича «Творческая элита на рубеже веков». По итогам выставки Виктору был присужден грант Президента Российской Федерации на издание фотоальбома «Творческая элита на рубеже веков».

В сентябре 2007 года принял участие в акции «Один день Латвии. 20 лет спустя».

 

УЛЫБАЮЩИЙСЯ ХРУСТАЛИК

Творческое происхождение Виктора Великжанина обычно промеряют на два колена: дед держал фотосалон в Новосибирске, отец сорок лет прорабо­тал в фотослужбе ТАСС. Это, конечно, облегчило решение о выборе профес­сии, когда выпускник МЭИ развернул свою жизнь к фотокамере и начал соб­ственный сорокалетний путь фотожурналиста и художника, — путь, кото­рый венчался участием в выставках, в знаменитом американском проекте «Один день из жизни СССР», и еще — в партийно-правительственных «тусов­ках», на которые, по выражению современного летописца, Великжанин был «допущен».

Результаты этого допуска вряд ли можно уложить в стандарт советской и постсоветской фотожурналистики, зато они высвечивают нашу жизнь с не­ожиданной и чисто-человеческой стороны.

Носителями чисто-человеческой неожиданности Великжанин не без осно­ваний считает художников, писателей и прочих заложников Музы. Количест­венно это, может быть, и небольшая часть сделанного Великжаниным за деся­тилетия его фотокорровской лямки, но эта струна звучит в его симфонии звонко и подкупающе; недаром сотня работ, озаглавленная «Художники на рубеже веков», показанная на персональной выставке Великжанина в ГТГ зи­мой 2003 года, стала событием.

Он уверяет, что дает «высказаться» объекту, то есть художнику, которого портретирует, сам же, как художник-портретист «исчезает» — убирает себя как субъект.

Не верю. Острый глаз Великжанина никуда не исчезает; субъект отнюдь не растворяется в объекте. Напротив, он его провоцирует, ловит на срезе иллюзии и реальности, удерживает на грани очевидного и неуловимого... на рубеже. Сам Великжанин — «шестидесятник», сформировавшийся на рубеже сталинской и послесталинской эпох, потом переживший еще один рубеж, когда в начале 90-х очередной декор был востребован как реаль­ность, а реальность, казавшаяся незыблемой, в одночасье осыпалась как декор.

В такие эпохи настоящие художники должны смотреть в обе бездны.

Художество и действительность переслаиваются, переглядываются, переми­гиваются в работах Великжанина.

Реальный, плотный, круто-определенный Савелий Ямщиков стоит, положив тяжелую руку на угол живописного полотна, на котором веселятся давно ис­чезнувшие герои Возрождения, учившие нас жизнелюбию, но сам Ямщиков оказывается в «раме» ободранного двора, загороженного какими-то времен­ными заборами, из которых, как из очередной «рамы», выглядывают купола церкви, глядящей, впрочем, из нашей реальности — в бесконечность.

Реальный Андрей Голицын в современном галстуке сидит на фоне старин­ных гербов и портретов присноубиенного Государя, а в пальцах держит очки и сигаретку, пребывая сразу в двух временах: нынешнем и полуторавекой дав­ности.

Реальный Илларион Голицын, только что увенчанный шапочкой академика, провозглашает что-то возвышенное, простирая руку в вечность, а Зураб Цере­тели, только что вручивший ему эту шапочку, раскрыв рот от изумления, со­зерцает этот объект, как Пигмалион Галатею.

Реальность качается на лезвии имиджа. Имидж гипнотизирует тебя как ре­альность. Ни Леонид Брежнев, ни Михаил Суслов не подозревают, что участ­вуют в спектакле, когда жмут друг другу могущественные руки, но товарищи по партии, кольцом стоящие вокруг и тоже не подозревающие, что они зрите­ли, — сообщают всему действию карнавальный оттенок... при том условии, ко­нечно, что фотохудожник, допущенный на «тусовку» и фиксирующий описы­ваемый аттракцион, несет в хрусталике своего глаза способность расслаивать увиденное на смысловые планы с тем, чтобы они соединились заново в том единстве, на которое боги отвечали гомерическим хохотом, а мы, люди, — ду­шевной признательностью.

Ибо нет у нас другой реальности, чем эта: смешная, грустная, наивная и му­драя, в декорациях которой мы сами — и художники, и модели.

Виктор Великжанин — увлеченный участник этой человеческой комедии.

Для нынешних читателей расшифровываю аббревиатуры. ТАСС — Теле­графное агентство Советского Союза. МЭИ — Московский Энергетический институт. ГТГ — Государственная Третьяковская галерея. СССР — Союз Совет­ских Социалистических Республик.

 

Лев Аннинский

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо