Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография XX-XXI векМ → Марков-Гринберг Марк

Markov-Grinberg

Встреча челюскинцев на Красной площади 19 июня 1934 года

Биография

Он был последним из звездного поколения советских фотографов, начинавших снимать еще в 20-е годы прошлого века камерами со стеклянными негативами 9х12 см. Это поколение ровесников века жило в советской стране и вместе с ней пережило все радости и беды, выпавшие на ее долю, - и первые пятилетки, и культурную революцию, и сталинские репрессии, и страшную войну, и хрущевскую кукурузу, и развал СССР, и многое другое, что могло произойти только в России, и ни в какой другой стране света. Вся эта история осталась на фотографиях и негативах этого фотографического поколения, и нет цены этому наследию! Марков-Гринберг прожил дольше всех, не дожив всего год до своего столетия. Четыре года назад умер Виктор Руйкович, родившийся в том же 1907, но на 10 дней позже Марка – 17 ноября. Вместе с ними ушла эпоха, но начинаешь понимать это только тогда, когда их уже нет.

Марк Борисович Марков-Гринберг родился в Ростове-на-Дону 7 ноября 1907 года. В 1925 году стал фотокорреспондентом газеты “Советский Юг” и внештатным корреспондентом журнала “Огонек”. В 1926 году переехал в Москву. Работал фотокорреспондентом профсоюзных журналов. Снимал для журнала “Смена”. В 1930 году был приглашен на штатную работу в Пресс-клише ТАСС. Фотографировал строительство Днепрогэса, организацию первых колхозов, известных писателей - М.Горького, В.Маяковского, приезжавших в Советский Союз Ромена Роллана и Бернарда Шоу, шахтеров-новаторов Алексея Стаханова и Никиту Изотова, знаменитых летчиков - В.Чкалова, М.Громова, В.Гризодубову и П.Осипенко. В 1938 году перешел на работу в Фотохронику ТАСС. В сентябре 1941-го отправлен рядовым на фронт. В июле 1943 года был направлен политотделом армии корреспондентом в армейскую газету “Слово бойца”.

После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в “Красноармейской иллюстрированной газете”.

До 1957 года работал в фотоиздательстве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. С 1957 г и до ухода на пенсию (1973 г) работал в журнале “Клуб и художественная самодеятельность”. Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках.

За рубежом работы Маркова-Гринберга экспонировались в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.  Почетный член Союза фотохудожников России.

 

 

Из поколения победителей

Кадр этот обошел все журналы и выставки - человек с фотоаппаратом на крыше гостиницы "Москва" снимает первомайскую демонстрацию 1934 года. Не снимок, а визитная карточка советской фотожурналистики. У человека с фотоаппаратом есть имя - настолько известное, впрочем, что стало почти нарицательным. 

Сказать, что Марк Борисович Марков-Гринберг, классик, - значит ничего не сказать. Его фотографии: от фотодиптиха "Поворот истории" (запечатлевшего момент замены двухглавого орла на кремлевских башнях рубиновыми звездами) до знаменитого снимка "На Курской дуге" (1943), треугольник композиции которого образуют стенки траншеи и нависшие над солдатами гусеницы танка, - поражают не только совершенством композиции, но также и изобретательностью мастера в поисках точки съемки. Марк Борисович мог бы с чистой совестью повторить слова Архимеда: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!" Дело, впрочем, не в том, что в поисках неожиданного ракурса он забирался на трамвайную ремонтную вышку, чтобы снять регулировщика ночью на Арбате (1931), или на крышу - чтобы встреча челюскинцев на улице Горького обрела красоту геометрической законченности... Самые утонченные изыски формы, игры света (чего стоит его знаменитая ночная девушка с веслом из Парка культуры и отдыха, оживающая в лунном свете, словно русалка!) не были, похоже, самоцелью. Для него (как, наверное, и для поколения мастеров 20 ? 30-х) фотография была именно тем рычагом, которым они переворачивали мир. Речь не шла о том, чтобы этот мир отражать, подобно фланирующему по бульвару денди. Они сдвигали тяжелое колесо истории ? отсюда бескомпромиссная резкость взгляда, напор или торжествующее ликование юной силы, так впечатляющие даже в снимках отдыха ("Под парусами"), не говоря уж о фотографиях физкультурных парадов (1935) или портретах героев труда. 

Впрочем, история врезается в кадр иногда самым неожиданным образом. Врезается буквально. Командуя фотографом, как мальчишкой-подручным. На фотографии Максима Горького, сделанной на Красной площади в 1936 году, с одной стороны великого пролетарского писателя окружает сплошная чернота, с другой - люди есть, но фигура в шинели у Мавзолея зацарапана странными каракулями. Причина проста - полкадра негатива просто обрезано, поскольку рядом с Горьким (как выяснилось годом позже) оказался "враг народа". Другой "враг", по-видимому, охранял Мавзолей, и его тоже пришлось ликвидировать (на снимке). 

Похоже, что фотография рассматривалась почти как пропуск в вечность. Естественно, его достойны только герои. Сегодня эти ставшие классикой портреты, сделанные Марковым-Гринбергом обычной "Лейкой" или "ФЭДом", поражают сходством с эстетикой... Голливуда. Его портреты советских летчиков и шахтеров демонстрируют мужественность героев, жесткую целеустремленность и сосредоточенность силы. Кроме этого, есть еще одно, что сближает советских легендарных героев и героев американского кино, - очевидное обаяние успеха. Портреты Михаила Громова и шахтера Никиты Изотова, Полины Осипенко и неизвестного пулеметчика (1945) - это портреты победителей. 

Сам автор этих шедевров тоже из этой породы. Из поколения тех, кто уходил в сентябре 1941-го рядовым на фронт. Тех, кто не привык ссылаться на трудности - трудности, с их точки зрения, для того и существуют, чтобы их преодолевать. У Марка Борисовича - только одна слабость: "Люблю фотографию. С ней прожил с 17 лет". Но это как раз из тех слабостей, которые оборачиваются силой.

По материалам газеты "Культура"

 

 

 

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо