Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография XX-XXI векН → Ниязов Едыге

NI1

Главное в его пейзажных работах - не протокольная съемка ландшафта, не механическое воспроизведение красот природы, а неторопливое и глубокое погружение в трехмерное пространство окружающего мира; его созерцание, осмысление, эмоциональное восприятие и последующая передача результатов этой внутренней работы на фотографическую плоскость изображения.
В портретах Едыге Ниязова люди раскрываются как личности. Это достигается тем, что мастер избегает съемки “крупников” - он всегда работает на среднем или общем плане, снимая человека в окружении жизненного пространства (пейзажа или интерьера), “в предлагаемых обстоятельствах”.
Есть фотографы-портретисты, которые берут человека, как глину и “лепят” (фотографируют) из него, что им хочется. А есть фотографы, к их числу можно отнести и Едыге Ниязова, которым важен человек как личность, сам по себе. И задача перед фотографом в этом случае одна – раскрыть эту личность как можно полнее и правдивее. Здесь важно не представление фотографа, не то, что он думает о данном лице, а отражение объективного в человеке.
Творчество Ниязова - в точной (но не протокольной!) передаче материальности мира. Эта не механическая фотофиксация видимого, а стремление запечатлеть на снимке сущность предметов, субъектов и среды. В работах Й.Судека, Э.Уэстона ощущение вещей и среды столь же жизненно, материально, сколь и духовно. Фотографии Едыге Ниязова - того же рода. Работы мастера тонки и изящны по исполнению. Как большой художник мастерски владеет палитрой, как большой музыкант великолепно владеет гаммой, так и фотомастер Едыге Ниязов в совершенстве владеет “серой шкалой тонов”, создавая с ее помощью целые фотографические симфонии.
Эта аналогия с музыкой не случайна. Музыка в жизни и творчестве Едыге Ниязова играет очень большую роль. Он прекрасно знает и разбирается в классической и современной музыке. Особенно любит вокальную. В его фотошколе, в доме музыка звучит постоянно как жизненный фон. Его снимки из цикла “Каменные фантазии” можно назвать (по аналогии с музыкой) “фотовариациями на тему…”, где каждая работа, оставаясь в рамках избранной темы, вносит свежее прочтение, добавляя новые оттенки, чувственные и смысловые, в общее изобразительное и эмоциональное пространство всего цикла.

Светлана Пожарская


© 2015 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо