Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография XX-XXI векП → Пожарская Светлана

Биография

Живет в Москве. Более 25 лет работала ведущим специалистом в отделе фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества. Секретарь Союза фотохудожников России, куратор детской и молодежной фотографии (1998-2014). Куратор выставочных проектов. Член жюри, участник и призер международных, всесоюзных, российских фотовыставок, фестивалей и конкурсов. 25 персональных выставок в России и за рубежом. Работы находятся в коллекциях Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина,Русского музея (С-Петербург), Союза фотохудожников Литвы и России, Музея Москвы, а также в частных собраниях в России и за рубежом.

Автор многочисленных статей и публикаций по фотографии. Автор книг: «Фотобукварь» (в соавторстве с А.Агафоновым), издательство «Детская литература» (1993г), «Фотомастер», Москва, изд-во «Пента» (2001г.), «Школа фотографа. Антология детской и молодежной фотографии», «Галерея фотомастеров», Москва, изд-во «ГАЛАРТ» (2008г.) "Школа фотографа" (2-е издание, Москва, изд-во "Индексмаркет" (2012г.)

Преподавала фотографию в РГГУ (Российский государственный гуманитарный университет), в Академии классической фотографии, в Школе журналистики "Известия" - читала курсы "Основы композиции и "Стилистика фотографии". 8 лет вела творческую мастерскую. Проводила семинары и мастер-классы в Школе современной фотографии "Photoplay", в New York Institute of Photography и по приглашению в других фотошколах и городах. Почетный член Союза фотохудожников России. Член Союза журналистов России. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

 

СВЕТЛАНА ПОЖАРСКАЯ - МАСТЕР ИСКРЕННЕЙ ФОТОГРАФИИ

Светлану Пожарскую всегда тянуло к искусству, причем к искусству не масштабному и официозному, а своему собственному, личному, искреннему. Еще ребенком она буквально влюбилась в фотографию, и вот уже полвека эта любовь ее не оставляет. А сама Светлана за это время превратилась в одного из лучших фотографов России и Заслуженного работника культуры Российской Федерации.

Пожарская родилась в 1951 году. Советская эпоха была, пожалуй, не лучшим временем для становления собственного фотографического стиля — контроль, давление и многочисленные требования могли убить на корню все желание развиваться. Но только не у Светланы.

Вот как сама она пишет о своей работе: «Больше всего ценю в фотографиях недосказанность, позволяющую зрителю соучаствовать, сопереживать увиденному. Тогда фотография из остановленного во времени отпечатка жизни переходит в другую реальность, как бы оживает вновь в чувственном и духовном восприятии зрителя».

Более 25 лет Светлана проработала ведущим специалистом отдела фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества.

Несмотря на уныло-казенное название, это было весьма творческое место, где Светлане удалось не только создать немало прекрасных фотографий, но и стать настоящим профессионалом, мастером своего дела.

За годы творчества она издала более ста книг и статей, провела 19 персональных выставок, стала ответственным секретарем Союза фотохудожников России и куратором в нем детской и молодежной фотографии.

Но сама она характеризует настоящего фотохудожника вовсе не по формальным достижениям: «Мне кажется, что фотохудожника отличает не столько виртуозное владение техническими премудростями фотографии, то есть умение чувствовать и ставить свет, создавать оригинальные фотокомпозиции, с помощью различных химических и компьютерных манипуляций доводить любой снимок до художественного совершенства (все это, скорее, отличительные черты ремесленника), сколько способность на высоком техническом уровне выражать фотографическим языком те мысли и чувства, которые находят понимание и духовный отклик в других людях. Когда фотография становится своего рода камертоном между автором и зрителем. И неважно в данном случае, сколько фотошедевров сделал мастер, один или несколько дюжин».

Фотографии Светланы разнообразны: портреты, натюрморты, пейзажи и многое другое. Но все эти снимки объединяет, прежде всего, искренность автора. Даже когда Светлана делала «фотообманки» (объединение фотографии и реальных предметов), в них не было фальши, а только лукавая игра.

И эта искренность подкупает. Сюжеты при этом могут быть простыми или сложными — это совершенно неважно. Возможно, все дело в том, что Светлана не только всю жизнь не расстается с камерой, но и пишет стихи? Не менее искренние и лиричные, чем ее фотографии.

«Сегодня каждый кадр требует от меня большой внутренней подготовки. Лишь когда „замкнет“ треугольник „чувство — мысль — реальность“, я нажимаю на спуск фотокамеры. Этот момент и есть мгновение истины, которое я пытаюсь поймать и остановить».

Текст: Любовь Бросалина

http://www.rosphoto.com

 

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо