Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография XX-XXI векР → Родченко Варвара

RodtshenkoV001

Фотограмма. Автор: Родченко В.А. 1985. Фотобумага, фотограмма. 179х241. Пост. в 2016 г. от автора. Ф-1/РВ

Варвара Александровна Родченко

Родилась в 1925 году в Москве. Начала заниматься живописью в 1943 году, после возвращения в Москву из эвакуации. В1948 году окончила Московский Полиграфический институт. Работает как художник книги с 1946 года. Оформила более 150 книг, журналов, фотоальбомов, фотоплакатов. Излюбленные жанры - фотомонтаж и фотографика. При работе с фотограммой (фотографией без аппарата) часто применяет многократную экспозицию, что дает большое разнообразие тонов и контуров предметов. В 60-е и 70-е годы много работала в технике акварели и монотипии. Участник выставок книжной графики, выставок художников-журналистов. Член Союза художников и Союза журналистов.

«Я начала работать в полиграфии еще будучи студенткой Полиграфического института. Первая обложка «Собрайте фольклор о Москве» была сделана на практике в Государственном Литературном музее в 1947 году. Тогда было трудно сделать какое-то необычное оформление. Часто в заставках и концовках рисовали лавровые листочки как символы Победы. Чтобы хоть как-то разнообразить мотивы, я пробовала вводить дубовые листочки. Отец, шутя, называл это «рисовать веники».

В издательстве «Искусство» вместе с В. Ф. Степановой я начинала делать оформление альбома с рисунками С. Эйзенштейна. Оригиналы я сдавала уже после смерти мамы. Позднее узнала, что эту книгу, вышедшую в 1961 году, кинокритик Г. Капралов подарил Федерико Феллини во время его приезда в Москву на кинофестиваль.

В 1960-е годы я рисовала «паршу яблони и груши» для обложек «Сельхозгиза» и клеила фотомонтажи с врачами и микробами для «Медгиза», в издательствах «Советская Россия» и «Советский писатель» оформляла прозу и стихи современных авторов. Оформляя книгу, всегда делала для показа в издательстве несколько вариантов. Мне было всегда интересно варьировать разные цвета, сочетания форм, размеры шрифта, общую композицию. Эта привычка пришла еще со времен работы вместе с родителями. Отец всегда говорил, что надо начинать с маленького формата, причем сначала делать только общую конструкцию, схему и обязательно в нескольких вариантах. Второй этап — отбор эскизов и затем увеличение до нужного формата уже в цвете. Выбрать лучший вариант из нескольких эскизов легче, лучше виден характер издания и идея оформления. У отца почти каждый из придуманных вариантов мог быть основным, они серийны и сделаны в одном стиле. Он мог придумать и совершенно разные по стилю варианты, как бы для двух-трех художников.

Всю свою жизнь я занималась тем, что пробовала сделать что-то новое для себя. Пробовала заниматься живописью, писала акварелью, клеила фотомонтажи, комбинировала тени от предметов в фотографике. Друзья и близкие часто позировали для тех или иных фотомонтажей. На обложке книги Грибачева «Черное — белое» руки сына-школьника держат глобус.

Какие-то идеи так и остались лишь в памяти. Например, однажды захотелось попробовать фактурно обработать фоны на фотографиях. Для этого я собиралась при печати снимка насыпать на фотобумагу крупу, песок, накладывать материю, нитки, полоски бумаги и т.д. Но... посмотрела в последние годы на работы отца, и подумала: «А стоит ли?»

Он так много в жизни изобретал от начала и до конца в разных областях искусства, что мне до него далеко... И хотя я что-то так и не осуществила, для меня смысл занятий искусством в том, чтобы пробовать».

Варвара Родченко

Мир Книги. Каталог выставки. М.: 2005 с. 15-17

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо