Музей Российской ФотографииКоллекцияРусская фотография XX-XXI векШ → Шагин Иван

?????2

ИВАН ШАГИН

(1904–1982)

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ ВОЙНЫ

Одним из самых известных фотографов времен Второй мировой войны стал Иван Михайлович Шагин. О его мастерстве свидетельствует хотя бы тот факт, что он вошел в число немногих людей, чьи снимки с поля боя публиковались на Западе. На самом деле Иван Шагин был универсальным фотографом, и множество его снимков мирного времени тут же становились известными в СССР, но наибольшую популярность ему принесли именно военные фотографии.

Детство и юность

Иван Михайлович Шагин появился на свет в 1904 году в многодетной деревенской семье. Родиной будущего фотографа была Ивановская область, где он проживал до двенадцати лет. 1916 год ознаменовался смертью отца,  и семья в момент оказалась на грани голода. Будущего фотомастера устроили «мальчиком» к зажиточному дельцу в Москву. Бегая на посылках, он сумел обучиться грамоте за время работы в лавке. Революция положила конец этому заработку, уничтожив дело столичного торговца и вынудив юношу вернуться в родную деревню.

Голод, гражданская война – село изнемогало под гнетом этих жутких испытаний. В семнадцать лет будущий фотожурналист уехал на заработки, выбрав профессию матроса. Эта работа оказалась не по нраву, и вскоре Иван Шагин с нее ушел, нанявшись подсобником в магазин. За два года он сумел добиться руководящей должности, проявил незаурядные способности и недюжинный ум. Торговля явно была его делом, и Шагин наверняка посвятил бы ей всю свою жизнь, но его затянуло с головой в увлекательный мир фотографии.

Путь от простого продавца к легендарному фотографу

Начиная с 1925 года фотография в СССР начала стремительно набирать популярность. Первым изданием, посвященным фотоделу, был журнал «Советское фото».  Примерный гражданин Шагин вступил в кружок «Наша жизнь», где и получил базовые навыки фотографа.  Выпуск газет и журналов, где печатались первые снимки бывшего коммерсанта, финансировал концерн «Сельхозгиз».

Спустя несколько лет Шагин уже активно публиковал фотографии в изданиях «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь». Выбранный род занятий был ему по душе. На фотоснимках мастера были запечатлены выдающиеся социалистические и военные достижения, крестьяне и матросы, поля и леса – он снимал все подряд. Каждый кадр был технически правильным, выдержанным в духе своей эпохи. Невероятный талант и зоркий взгляд художника помогли ему завоевать славу среди советского народа.

Публиковать снимки в знаменитой «Комсомольской правде» Иван Шагин начал в 1933 году. При этом изменился жанр его работ: основной упор он теперь делал на социалистическую идеологию – поощрение производительности труда, порицание лодырей и вредителей. Героями фотоснимков по-прежнему были учителя, рабочие, дети, колхозники и строители – мастер оставался все тем же универсалом. Чуть позже работы фотографа были выставлены за границей – в Чехии, Испании и Польше. О нем появились заметки в прессе.

Знаковой для Шагина стала выставка «Мастера советского фотоискусства», прошедшая в 1935 году. На ней работы фотографа были отмечены наравне с творениями знаменитых на то время советских иллюстраторов – Аркадия Шайхета и Александра Родченко. Зрители и пресса характеризовали их как «сочетание необыкновенного и типичного», работы с «исключительной искренностью и достоверностью». Дальнейшая судьба фотографа стала очевидной.

После празднования двадцатилетия Октябрьской революции для Всесоюзной выставки были отобраны восемнадцать работ Шагина. Это были портреты членов правительства и руководства партии, которые затем использовались для наглядной агитации. Перед войной фотографу даже посвятили статью в издании «Советское фото». В ней ему присвоили негласное звание «художник нашей действительности».

Творчество мастера в годы войны

К сожалению, пришел 1941 год, а вместе с ним и война. Мир, в котором жил и работал Иван Шагин, необратимо изменился вместе с направлением его творчества. Для фотографа все началось с кадра, сделанного на митинге рабочих, которые слушали обращение Молотова. Драматизм снимка впечатлил представителей советской власти, и уже к утру фотография появилась на обложке «Комсомолки». Шагин отправился на фронт в качестве военного фотографа, где вновь подтвердил свое мастерство и высшую квалификацию.

Снимки, сделанные им, стали известны всему Советскому Союзу, а позже – и мировому сообществу. Дойдя вместе с армией до Берлина, он запечатлел встречу с союзными войсками на Эльбе, заключение мирного договора и, собственно, Парад Победы летом 1945 года.

На этом работа мастера не была закончена. Он пробовал новые направления, осваивал цветную съемку и обучал уже известным методам молодое поколение, при этом активно снимая. И пусть последние годы его жизни не искрили событиями так, как довоенные, но снимки мастера регулярно публиковались на его родине и за границей. Смерть настигла выдающегося творца в 1982 году.

Многогранность творчества Ивана Шагина

Снимки выдающегося фотографа отличались безупречной техникой проявления и печати, глубокой эмоциональностью сюжета и тщательно выверенным ракурсом. Его работы почти всегда показывали героев – труда и войны, спорта и учебы. Характерный стиль исполнения сделал снимки мастера узнаваемыми не только в родной стране, но и за границей, где его работы получили широкую популярность. Снимок автора «К рейхстагу» был признан в США лучшим военным кадром.

Основой мастерства Ивана Шагина стал не только талант, но еще и колоссальная работоспособность. Для съемки он использовал камеру с мехами – тяжелое и габаритное устройство. Сложно представить, какой силой воли и отвагой нужно было обладать, чтобы под обстрелом тащить такой груз на себе, еще и выбирая при этом ракурс для удачного кадра.

                                                                             По материалам сайта fotogora.ru

 

 


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо