Музей Российской ФотографииВыставки → "Форпост русской фотографии"

f-2

«На кону, в игре, en jeu - место реальности, вопрос ее степени. Вероятно, нет ничего удивительного в том, что фотография возникла в качестве технологического посредника в индустриальную эру, когда реальность начала исчезать <…>. Реальность сумела мутировать в образ» (Жан Бодрийяр).

Эта замена реальности образом – одна из важных особенностей арт-фотографии, особенно в России, затем в Советском Союзе, а потом – снова в России. По сути, она сыграла злую шутку с развитием этого искусства в нашей стране – на протяжении почти 60-ти лет (с 1930-х по 1990-е) фотография с ее заменой реальности образом вообще не была признаваема как искусство. Как идеологический инструмент манипулирования? Да. Как констатация того, что в стране стало жить лучше, стало жить веселее? Безусловно. «Советский репортаж» был самым документальным, самым объективным. Но о творчестве речь здесь и не шла. Во главу угла ставилось «четкое представление социальной цели и «идеи» снимка». Фотография перешла в ранг политики. Точкой отсчета (причем обратного отсчета), после которой о художественной фотографии предпочитали не вспоминать, стала выставка «Мастера советской фотографии» в 1935 году. Там помпезно, правда, немного пожурив, премировали работы А.Гринберга – но вскоре он был осужден на пять лет. Посадили и Василия Улитина. Некоторые фотографы эмигрировали. Их имена были забыты на долгое время.

Конечно, это была общая ситуация, связанная с культурой и искусством в СССР. Партия и правительство активно интересовались этой сферой деятельности, и в фокус их цензурных интересов попадали музыка, живопись, и уж конечно, литература и театр. Но ни в одном из этих искусств не было НАСТОЛЬКО поставлено под сомнение право художника на творческую субъективную природу, на право мастера по-своему видеть и запечатлевать мир.

Несмотря на это, художественная фотография в СССР была, она развивалась не только в магистральном – разрешенном властями – русле. Пусть и оттесненная на периферию, не замечаемая теоретиками и критиками, преследуемая властями, художественная фотография жила по своим законам, отрабатывала свою программу развития, сохраняла свой генный код – и свое право преображать реальность в художественный образ.

ulitin1 kolosov lukiynova khlebnikov

ЦЕЛЬ  ВЫСТАВКИ – показать историю развития русской фотографии, которая – на первый взгляд – выглядит дискретной, прерывистой, когда одно явление как будто не связано с другим, а история кажется оторванной от современной фотографии. Но это только на первый взгляд. Даже в самые тяжелые годы традиции художественной фотографии - что называется из рук в руки – сохранялись и передавались. Несмотря на то, что выставка 1935-го поставила – казалось бы - все точки над i, когда о тех самых «мастерах советской фотографии», которыми восторгались и в России, и на Западе, основательно забыли, в СССР в начале 1960-х стали появляться фотоклубы. Их было несколько десятков – если не сотен – в разных городах и республиках. В работе фотоклубов участвовали не профессионалы, а любители. И это позволило уйти от многих – обязательных для профессионалов - шаблонов советского фотографического соцреализма. Но в гораздо большей степени этому способствовали отцы-основатели клубов – например, А. Хлебников, Г. Сошальский, организовавшие самый популярный советский фотоклуб «Новатор». Туда же вошел и осужденный в 30-е В. Улитин. Общаясь с такими мэтрами, молодежь на практике постигала практические приемы и теоретические разработки художественного фотоснимка.

Не замер пульс жизни арт-фотографии и в тяжелые для страны 90-е, когда с компенсированными за годы опущенного железного занавеса объемом и мощью в страну хлынули ценности Запада, оказавшиеся не всегда ценными.

Увидеть биение этого пульса – мощного в конце 19-го – начале 20-го веков, почти замершего в середине 20-го века, и учащенно-прерывистого в конце 90-х и в наше время, - увидеть и проследить генный код русской фотографии, показать работы тех, кто всегда был на переднем крае русской художественной фотографии - в этом и состоит задача выставки «Форпост русской фотографии».

samarin kitaev chabutkin

На выставке представлены более  200 работ фотографов : В. Сокорнова, В.Улитина, А.Хлебникова, Г.Сошальского, Ю.Роста, И.Пальмина, Г.Колосова, Г.Лукьяновой, Л.Таболиной, С.Чабуткина, А. Китаева, А.Слюсарева, Э.Ниязова, А.Викторова, В.Буйвид, М. Голосовского, А.Васильева, А.Фурсова, М.Дашевского, А.Войтенко,  И. Стин и А.Фирсова, C.Леонтьева, А.Чежина, В.Самарина.

К открытию выставки выпущены два фотоальбома – «Форпост» и «Форпост-2», в которых представлены работы участников выставки.

Куратор проекта - Ирина Аликиина

Выставочный проект из собрания Музея Органической культуры и Музея Российской фотографии был представлен в Галерее классической фотографии с 20 апреля  по 20 мая 2012 года .



 

1.Встреча друзей

Фотографии любезно предоставлены Александром Джусом.

2.Встреча друзей

Фотографии любезно предоставлены Александром Джусом.

"В контрапункте со временем" - к 50-летию Фотоклуба "Новатор"

Открытие выставки "Форпост русской фотографии"


© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо