Музей искусств XX-XXI вв.КоллекцияХудожники Органического Движения в Сфере Земли.К → Колейчук Вячеслав Фомич

 

k

Моделирование для околоземного пространства

Из собственной практики работы на космическую тему представляется возможным выделить следующие аспекты.

 

Первый - конструктивно-технологический, связанный с проектированием и моделированием самовоз­водящихся стержневантовых структур космических радиотелескопов и гелиоустановок. Действующая модель одного из проектов космического радиотелескопа представляет собой вантостержневую транс­формирующуюся конструктивную структуру. В сложенном виде это небольшой пакет плотно упакован­ных стержней и вант с напряженными пружинами, соединяющими верхние и нижние узлы конструкции. Самовозведение конструкции происходит при освобождении пакета от фиксирующего его кольцевого троса за счет сжатия растянутых ранее пружин. При достижении конструкции рабочего положения она образует оболочку заданной кривизны, площадь которой в сто и более раз превышает площадь пакета. В настоящее время разработан ряд трансформирующихся конструкций, с помощью которых можно со­здавать различные по функциональному назначению и форме космические сооружения, возводящиеся в космосе из компактного состояния в проектное без участия человека. Один из них - проект космической гелиоустановки со стороной 100 метров. На проекте показано несколько вариантов ее конструктивного решения.

 

Второй аспект акцентирует внимание на ощущении и осмыслении реальной пространственной ситуа­ции в околоземном пространстве. Этот аспект проблемы проиллюстрирован проектом обширного кос­мического поселения. В нем ортогональная сеть задает пространственный и конструктивный модуль

поселения и одновременно является человеческой метрикой и зрительным ориентиром в бесконечном и холодном космическом пространстве. Система заполнена жилыми и производственными модулями, частично свободна. Этот прием структурирования пространства, по нашему мнению, снимет ряд стрес­совых ситуаций при жизнедеятельности человека в этом поселении. В какой-то мере такой подход дополняет известные ранние представления людей о небесной сфере со звездами, луной и солнцем, как о реально существующей хрустальной оболочке, за которую можно заглянуть. Наконец, третий ас­пект - формально-эстетический, связанный с поиском новой теории композиции, формального языка и его грамматики, который, как представляется, детерминируется отличными от земных физическими и психологическими реалиями космического пространства.

 

Естественно, что по этому поводу можно предложить только предварительные рассуждения. Например, такой вопрос, как наглядное представление бесконечности космического пространства в творчестве нашло одно из решений в области, далекой от космоса, - народном творчестве. Известная игрушка мат­решка, вставляемая одна в другую, дает нам представление или образ дискретного перехода от мик­ро- к макроформе и обратно, сообщая тем самым нашему сознанию импульс к освоению этого процесса как бесконечного и в сторону микро- и в сторону макрокосмоса. Подобный прием представления бес­конечности уже часто используется. Я в своем проекте Тотального театра использовал этот прием для создания у посетителя ощущения, сходного с ощущением, получаемым от модели мироздания, в котором происходят сложные взаимодействия природного и искусственного, большого и малого, непрерывного и дискретного, организации и самоорганизации, бесконечного и конечного.

Вячеслав Колейчук

Моделирование для околоземного пространства.

«Декоративное искусство СССР», 1981

 

Биография Вячеслава Колейчука

Инсталляция «Колоколей». Музейный дворик. МОК

Кинетизм

«Живая линия». Арт-объект «Купол». Музейный дворик. МОК

«Овалоид». Арт-объект «Купол». Музейный дворик. МОК

«Самоколлаж». Арт-объект «Купол». Музейный дворик. МОК

«Стоящая нить». Арт-объект «Купол». Музейный дворик. МОК

«Светостереография». Арт-Холодильник. Музейный дворик. МОК

«Космос». Арт-Холодильник. Музейный дворик. МОК

 

 

 

 

 

Репортаж об открытии выставки Вячеслава Колейчука"Легко". tv "Культура" от 6.10.2016

Лекция «Русское кинетическое искусство второй половины ХХ века. Образы городской среды».

.





© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо