Музей искусств XX-XXI вв.КоллекцияХудожники Органического Движения в Сфере Земли.С → Степанова Варвара

Stepanova_V_001

О, Пьеро, мой возлюбленный, зачем тоскуешь?

И почему твоя улыбка так странна?..

Тебя так страстно любит Коломбина...

Зачем же ты опять ревнуешь?..

Шарф Коломбина кружевной тебе свой отдала

И не страшна тебе влюбленность Арлекина...

У меня для тебя сад цветов голубых

И певучие струны созвучий тенистых...

Очарованных бабочек рой золотистый,

Лебедей колыханье в озерах стальных...

В. Степанова. 1915

 

Варвара Федоровна Степанова

(1894, Ковно—1958, Москва)

Живописец, график, полиграфист, дизайнер, педагог (профессор текстильного факультета ВХУТЕМАСа), член Союза художников.

В 1910—1913 годах училась в Казанской художественной школе. В 1914 переехала в Москву. В 1917—1921 участвовала в работе Левой федерации Профсоюза художников-живописцев и Отдела Изо Наркомпроса. Занималась живописью, графикой, поэзией. С 1922 работала в театре (оформление спектакля «СмертьТарелкина» и клубных вечеров). В  1923—1924 занималась текстилем, проектировала спортивную и повседневную одежду. С 1924 года оформляла обложки книг и журналов, вводила систему модульной и акцидентной верстки. С 1935 как художник-оформитель в издательстве Изогиз вместе с А. Родченко оформляла фотоальбомы «10 лет Узбекистана», «Первая Конная», «Красная Армия», а также тематические номера журнала «СССР на стройке». В послевоенные годы оформляла фотоальбомы «Москва» и «Великий план», журнал «Советская женщина».

Как работали Степанова и Родченко?

Родченко придумывал первоначальные эскизы. Это было первое слово поиска, когда рождается лишь еще лишь схема, лишь самый крохотный образ книги, обложки, альбома. Разработки делала Степанова, это уже подробное исследование материала, его расстановка с использованием всех возможностей полиграфии. В подарочных альбомах 1930-х годов в одном издании могли использоваться различные типы печати: глубокая, офсетная и высокая печать. Чередование листов с различной печатью давало широкую палитру образов. Фотографии и фотомонтажи воспроизво­дились по глубокой печати, рисунки — офсетом. Для суперобложек и переплетов использовали ледерин, бумагу, целлофан, ткань, различные виды штампов и вырубок. При составлении фотоальбомов главное — это зрительный образ. По заказу Степановой в  30-е годы снимали такие мастера фоторепортажа как Г. Петрусов, И. Шагин, Я. Халип. Из многих дублей выбирался и кадрировался лучший снимок, как бы вставлялся в свою ячейку среди других образов. Чередовались крупные и общие планы. Здесь как в речи есть ритм, паузы, предложения, есть прилагательные — оттенки фотографического смысла. Родченко и Степанова работали как режиссеры книги, где оркестр цвета, фотообразов звучит друг за другом, давая возможность читателю воспринять в полноте весь образ альбома или книги.

Варвара Родченко

Мир Книги. Каталог выставки. М.: 2005 с. 11-13

 




© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо