Музей искусств XX-XXI вв.КоллекцияХудожники Органического Движения в Сфере Земли.Ш → Шелковский Игорь

f_n3w1

При встрече с Игорем Шелковским и слушая его рассказ о своей жизни, я вспомнила САД Марины Цветаевой...

За этот ад,
За этот бред,
Пошли мне сад
На старость лет.

и мне очень захотелось построить этот сад, сад как возможность исцеления.

Для беглеца
Мне сад пошли:
Без ни-лица,
Без ни-души!

Сад: ни шажка!
Сад: ни глазка!
Сад: ни смешка!
Сад: ни свистка!

Так белые деревья, протянувшие свои крепко сцепленные ветви через стены и крыши башен в макете на столе художника, постепенно под руками сварщика становились САДОМ БЕЛЫХ ДЕРЕВЬЕВ в музейном дворике.

Ирина Аликина

ДЕРЕВО

Дерево - жизненная форма деревянистых рас­тений с единственной, отчётливо выраженной, многолетней, в разной степени одревеснев­шей, сохраняющейся в течение всей жизни, разветвлённой (кроме пальм) главной осью -стволом. Деревья по виду листьев делятся на хвойные и широколиственные.Хвойные отличаются обычно жёсткими вечно­зелёными игловидными или чешуйчатыми ли­стьями, называемыми хвоей или иглами, обра­зуют шишки или можжевеловые ягоды. К этой группе относятся, например, сосны, ели, пихты, лиственницы, кипарисы, секвойи. Широколиственные деревья имеют широкие и плоские листья - у которых толщина значи­тельно меньше длины и ширины, обычно опа­дающие раз в год. Широколиственные (или просто лиственные) деревья обычно цветут и плодоносят. К этой группе относятся клёны, буки, ясени, эвкалипты и другие. Деревья делятся по сроку жизни листьев - на листопадные и вечнозелёные. Кроме биологической классификации деревья делятся и по другим признакам: например, пло­довые (плоды которых используются челове­ком в пищу), ценные (древесина которых ис­пользуется для промышленных целей), кора­бельные (используемые в кораблестроении), тропические, северные и так далее. В дереве выделяют три основные части: ко­рень, ствол и крона. Корень дерева - это, как правило, подземная часть растения. Основные функции - удержа­ние дерева в вертикальном положении, всасы­вание питательных веществ из почвы и переда­ча их в ствол. Корни имеют большую протяжён­ность: они могут уходить на глубину до 30 м и в стороны на расстояние до 100 м. У некоторых деревьев есть воздушные корни, которые нахо­дятся над поверхностью земли, а их функция схожа с функцией листьев. Ствол дерева выполняет функцию опоры для кроны, а также осуществляет передачу ве­ществ между корнями и кроной. В зимний пе­риод времени выступает в роли хранилища влаги и питательных веществ. Древесный ствол состоит из сердцевины, древесины, кото­рая нарастает от камбия внутрь, образуя годо­вые кольца - тёмные и светлые участки, види­мые на поперечном спиле дерева. Количество годовых колец в лесах умеренной зоны соот­ветствует возрасту дерева, а их толщина - ус­ловиям жизни дерева в каждый конкретный год. В засушливых районах у деревьев могут появляться ложные кольца после выпадения осадков. Снаружи ствол покрыт корой. В тече­ние своей жизни дерево имеет, как правило, единственный ствол. При повреждении (опили­вании) главного ствола у некоторых деревьев из спящих почек могут развиваться сестрин­ские стволы. Часть ствола от основания до пер­вых сучьев называется штамбом. Крона дерева - совокупность веток и листьев в верхней части растения, продолжающая ствол от первого разветвления до верхушки де­рева или кустарника со всеми боковыми от­ветвлениями и листвой. Различают такие ха­рактеристики, как форма кроны - от колонно-видной до раскидистой и плотность кроны - от плотной до редкой, ажурной. Под действием света в листьях в результате фотосинтеза про­исходит синтез необходимых веществ. Наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, в национальном парке Редвуд их вы­сота около 115 м.

Самое толстое дерево в мире - баобаб: 15,9 м в диаметре. Утверждают, что самое старое дерево в мире -ель, растущая в горах на западе Швеции, веро­ятно, с ледникового периода. Её возраст со­ставляет около 9550 лет. В связи с широтой распространения и просто­той обработки, во многих культурах мира ши­роко используется древесина в качестве мате­риала для строительства, изготовления пред­метов быта (мебель, посуда и т.д.) и благоуст­ройства жилья.

Дерево, как и камень, является естественным материалом, сохранявшим нанесённые изобра­жения, что способствовало развитию письмен­ности во многих языках. Способность гореть помогло освоению огня, что резко расширило ареал человека на север, и позволило освоить новые типы жилья: пещеры, дома, иглу, и т.д. Остающийся после сгорания уголь использо­вался для первых наскальных рисунков. Малая плотность древесины по отношению к воде способствовала развитию судоходства: начи­ная от плотов и заканчивая каравеллами -много лет суда делались из дерева. Особенности цветения некоторых деревьев стали нарицательными в культуре многих на­родов мира, так, в Японии цветок сакуры вос­пет многими поэтами и часто использовался для медитации и отдыха. На Востоке распро­странён образ цветка персика, в России был воспет яблоневый цвет.

Наряду с металлом дерево - материал для из­готовления музыкальных инструментов. Счита­ется, что самым первым деревянным музы­кальным инструментом на Земле был австра­лийский диджериду, в виду того, что для его изготовления практически не нужно прилагать никаких усилий - термиты, выедая изнутри влажную древесину эвкалипта, образовывали естественную духовую трубу, размер которой можно было подкорректировать.

Игорь Шелковский. Каталог. - М.:MАММ, 2013 50-52 стр.

БИОГРАФИЯ

1937 родился в Оренбурге 
1954–1959 учеба в Художественном Училище 1905-го года 
1962–1966 реставратор фресок и икон в Московском Кремле и Новгороде 
1971 начал работать как скульптор 
1976 эмигрировал во Францию 
1979–1986 редактор журнала “А-Я” 
С 2001 живет и работает в Москве и Париже

Основные выставки

Персональные

1990 Галерея Holst Halvorsen, Осло, Норвегия; Галерея Clara Maria Sels, Дюссельдорф, Германия 1991 Галерея Forum Lindenthal, Кёльн, Германия 1993 Галерея Clara Maria Sels, Дюссельдорф, Германия 1994 Галерея Clara Maria Sels, Дюссельдорф, Германия 1995 Галерея Oliver Schweden, Мюнхен, Германия; Галерея La Base, Париж, Франция; Галерея Clara Maria Sels, Дюссельдорф, Германия 1997 Галерея Centre Culturel, Эланкур, Франция; Галерея Clara Maria Sels, Дюссельдорф, Германия; Галерея Weiller, Париж, Франция; Forum Lindenthal, Кёльн, Германия 1999 Галерея Delire en formacion, Париж, Франция 2000 Галерея Delire en formacion, Париж, Франция; Forum Lindenthal, Кёльн, Германия 2001 Галерея Cassandra, Дрёбак, Норвегия; Галерея Karenina, Вена, Австрия 2002 Галерея Karenina, Вена, Австрия; Германия; Галерея Weiller, Париж, Франция 2003 Галерея Файн-Арт, Москва 2005 Галерея Файн-Арт, Москва д Эра, Москва; Галерея Файн-Арт, Москва 2007 Галерея Файн-Арт, Москва; Галерея Weiller, Париж, Франция; Forum Lindenthal, Кёльн, Германия 2009 “Красное, Белое, Черное”, ГЦСИ, Москва; “Под голубыми небесами”. Галерея Файн-Арт, Москва; Галерея Weiller, Париж, Франция 2010 “Выдуманный дом”. Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва 2013 "Игорь Шелковский. Постоянство перемен". ММАМ, Москва 2014 "Игорь Шелковский. Размышления о будущем". Галерея "Файн Арт", Москва

Групповые

1977 Майский салон, Париж; “Новое советское искусство. Неофициальная перспектива”. Венецианская Биеннале 1978 “Диссиденты”. Музеи Лоди и Турина, Италия 1979 “Двадцать лет неофициального искусства”. Музей Бохума, Германия 1995 “От Гулага до Гласности”. Zimmerli Art Museum, Нью-Джерси, США; “Документа”, Кассель, Германия 1999 “Прозрачность”. Institute Cochin, Париж, Франция 2002 “Абстракция в России. ХХ век”. Государственный Русский музей, С.-Петербург 2003 “Московская абстракция. Вторая половина ХХ века”. Государственная Третьяковская галерея, Москва 2004 “Новые Поступления”. ГЦСИ, Москва; “Документа”. Кассель, Германия 2010Город”, Открытая Галерея, Москва; “Мужское Начало”, Открытая Галерея, Москва 2011 “Гвозди шляпками вверх”. Галерея “Ковчег”, Москва 2012 "Координаты поколения LXXV". ГЦСИ, Москва 2013 "Россия XXI. Современная российская скульптура". ГЦСИ, Москва

Собрания

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Государственный Русский музей, С.-Петербург

Георгий Костакис, Греция

Центр Помпиду, Париж

Zimmerli Art Museum, Нью-Джерси, США

Музей современного искусства, Вена, Австрия

Музей Органической Культуры, Коломна, Россия

 




© 2017 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо