«Легендарный Макарий Шокин». Александр Сазонов
В суете будней мы порой не замечаем, какие славные люди живут рядом, какие великолепные произведения они создали, но хорошо, что есть на свете случай.
Однажды, это было в 1988 году, художник Игорь Хохлов восторженно рассказал мне, что в Кимрах, на улице Красина живет интереснейший человек, Макарий Шокин: «Представляешь, он учился во ВХУТЕМАСе, бывшем Строгановском училище у самого Василия Кандинского, после у передвижника Абрама Архипова, не раз слушал Владимира Маяковского, встречайся с Алексеем Крученых и до сегодняшнего дня пишет отличные картины и фотографирует».
Как завороженный, слушал я имена знаменитых людей, известных по книгам и картинам, и удивлялся, что совсем рядом живет художник, которому довелось встречаться с такими историческими личностями. В то время я начал коллекционировать картины местных художников и попросил Игоря познакомить меня с Шокиным.
Макарий Владимирович оказался простым, благожелательным, очень подвижным, худеньким старичком небольшого, примерно 150 сантиметров, роста. В свои восемьдесят восемь лет он еще ходил пешком в Дубну к внуку, много и неутомимо бродил по окрестностям Кимр с этюдником и стареньким фотоаппаратом. А если выпадал свободный день, то просиживал в библиотеке, интересуясь новинками и направлениями современной живописи и литературы. Для него не составляло труда съездить в Москву на выставку какого-нибудь художника. А уж когда в 1975 году из Лувра привезли в Музей искусств им. А.С. Пушкина знаменитую «Мону Лизу», так называемую «Джоконду» Леонардо да Винчи, Макарий Владимирович полдня выстоял в огромной очереди, чтобы воочию увидеть этот шедевр и полюбоваться знаменитой загадочной улыбкой. После он рассказывал, что за те пятнадцать секунд, которые по регламенту были отведены каждому посетителю, Мона Лиза будто бы подмигнула ему. И с гордостью прокомментировал это так: «Знаешь, каждая картина выбирает своего зрителя. Эта - выбрала меня».
Наша дружба длилась около десяти лет, до самой его смерти. Он часто рассказывал о своей молодости, о встречах со знаменитыми людьми. Однажды вспомнил, как четырнадцатилетним мальчиком набрал в книжном магазине книг, но, посчитав деньги, отложил две. Продавец удивился: «Вам не нравится этот автор?» «Нравится, но не хватает денег». «Я и есть автор, поэтому дарю вам эти две книги стихов». Оказалось, это был поэт Алексей Крученых. Поэзия всегда нравилась Макарию Владимировичу, он очень любил Сергея Есенина, зная наизусть много его стихов и хранил на стене его портрет. Часто сожалея, что не довелось увидеть любимого поэта. Меня очень удивляла странная избирательность его памяти: он мог часами говорить о далеком прошлом, а совсем недавние события - не помнил.
Свои замечательные пейзажи Макарий Владимирович писал на картоне небольшого размера, что позволяло хранить их в самодельных папках. Таких папок было четыре. В 1-й и 2-й собраны картины, которые удовлетворяли художника, и он считал их законченными, а из остальных папок картины периодически вынимались и дорабатывались. Самые ранние его полотна датированы 1950-м годом. Все написанное до этого времени, рассказывал он, - сгорело во время Великой Отечественной воины.
Кроме живописи Макарий Владимирович увлекался аппликацией. Подбор колера и наклеивание разноцветных кусочков бумаги очень долгий и кропотливый труд. Но, как говорил сам художник, эти картинки позволяли увидеть недостатки в своих пейзажах.
Общение с Макарием Владимировичем открыло для меня много тайн живописной техники, своими советами он очень помогал мне в деле создания коллекции картин кимрских художников. Особенно запомнились его слова: «Бывает картина яркая, красивая, однако со временем глаз присматривается к ней, и она блёкнет, надоедает своей слащавостью. А некоторая, написанная сердцем, невзрачная, но чем дольше на нее смотришь, тем больше она раскрывается и расцветает».
Картины Макария Шохина именно такие, со временем становятся милее сердцу.
Александр Сазонов.