О Николае Евгеньевиче Вечтомове

Николай Евгеньевич Вечтомов (10.04.1923/Москва -☦ 18.04.2007/Москва) - художник, один из классиков второй волны русского авангарда.
Окончил среднюю школу в 1941 г. Выпускник Саратовского танкового училища. Воевал на фронте. После Великой Отечественной войны поступил в Московское городское художественное училище, после его расформирования окончил художественное училище памяти 1905 года (1951 г.). Вместе с однокурсниками Владимиром Немухиным и Лидией Мастерковой в середине 1950-х вошёл в Лианозовскую группу неофициального искусства.
«Изначально творчество Вечтомова было связано с натурными композициями, однако в конце 1950-х натурные работы сменились беспредметными композициями. В 1961 году в Москве была проведена первая персональная выставка художника, в дальнейшем Вечтомов участвовал во многих групповых выставках в СССР и за рубежом, в числе которых выставка в Праге в 1972 году, выставка живописи московских художников на ВДНХ в 1975 году, выставка в немецком городе Фульде в 1990 году.
Беспредметно-сюрреалистичные, часто написанные в моноцветной тональности композиции, произведения Вечтомова изображают пластически обобщённые формы в незамкнутом, «космическом» пространстве. Его стиль легко узнаваем по характерному красно-черному колориту и гладкой, будто лаковой фактуре живописи. Сам художник о своем творчестве говорил так: «…Мои работы связаны не только с собственным состоянием, но и с общественными катаклизмами. Тайфуном, например. Эпичностью легенды. У меня сложный ассоциативный ряд. Мне подсказывает внутренний голос. Название рождается в процессе работы, тогда же возникают и новые идеи…»[1]
«Искусство Вечтомова построено на примирении противоречий: натурная живопись не конфликтует у него с безнатурной, духовное - с телесным, время - с пространством… Всё соединяется в сильном чувстве или в очень глубоком раздумье. Если «новые формы» - действительно попытки души выразить себя, то Вечтомов нашёл уникальную культурную формулу, которая передаёт сосредоточенное принятие целостности мира. Молчание и абсолютный покой порождают некое состояние целостности, не поддающееся анализу. Они же - первопричина возникновения некой формы, выражающей в своей «единственности» множественность мира и миров. В этом смысле творчество Н. Е. Вечтомова религиозно в буквальном смысле слова «religare» - связывать, сопрягать (Вера Калмыкова).
Вечтомов особенно хорош в пронзительном цвете: яркий оранжевый, яркий красный, ярким у художника получается даже любимый антрацитовый черный. Это передается в живописи, с лаком, а в графике притупляется из-за технологических ограничений: сюжет может быть тем же, но цветовой рези, к сожалению, нет. Знаменитые цветовые контрасты Вечтомов принес как военное воспоминание: это вспышки взрывов - продукт драматического сюрреализма войны, жестокость и рукотворность которого непостижима для человеческой психики. В ярких инопланетных закатах Вечтомова одни увидят декоративный мистицизм, другие - боль пройденного художником Сталинграда, Курской дуги, плена и партизанского сопротивления (Владимир Богданов).
Он передает ощущение, среду миров, существующих или не существующих, и делает это убедительно. Глядя на его полотна, можно пережить погружение в стеклянную атмосферу неведомых планет, где все подвержено другим, неземным законам. Где в пугающей четкости причудливых очертаний черных существ с говорящими отверстиями видится скрытая угроза (Лев Кропивницкий)».[2]
«Признанный одним из классиков отечественного нонконформизма, Николай Вечтомов говорил: «Моя жизнь, моя биография в той или иной степени присутствуют в моих произведениях. В своих работах я пытаюсь отразить трагизм и динамизм нашего времени, нашей культуры, события и катаклизмы ХХ века».[3]
_____________
[1] vellum.ru/biografiya-i-kartiny-nikolaja-vechtomova.

[2] wikipedia.org/wiki/Вечтомов,_Николай_Евгеньевич.

[3] tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/nikolay-vechtomov-k-100-letiyu-khudozhnikа.