Всеволод Воинов. Из вспоминаний о Е. Гуро. 1944

Я познакомился с Михаилом Васильевичем Матюшином и Еленой Генриховной Гуро незадолго до конца их совместной жизни. Она мучительно умирала и в немногие минуты облегчения с какой-то страстной торопливостью писала пером или красками, делала замечательные рисунки. Все ее творчество было проникновением в глубины того прекрасного мира, который, как она ясно видела, предстояло ей скоро покинуть...

С друзьями, навешавшими ее, она вела разговоры о самом для нее дорогом в жизни — об искусстве... Эти беседы были совершенно замечательными: они всегда открывали какие-то новые горизонты, новые выходы к высотам творческих достижений. Душа ее была похожа на кристалл, в одно и то же время прозрачный и отражавший мир под самыми неожиданными углами и гранями...

Она владела способностью пронизывающе видеть человека с первого раза, угадать его сущность и, если таковая была ей близка и симпатична, — приникать к ней со всей нежностью своей прямой и ясной души...

На нее, это хрупкое существо, иногда было тяжело смотреть— она, уставая, задыхалась, замолкала, откидываясь на подушки. Но эта жалость относилась только к ее физической слабости, — ее дух, полет ее мысли и любви к творчеству, наоборот, владел вами, покорял своей силой, разрушая римскую формулу «In согроге sano mens sana (В здоровом теле — здоровый дух)».

Да! Именно прозрачность души была ее неотъемлемым свойством, и так же прозрачны были ее работы литературные и живописные... Они не были похожи ни на чьи-либо. Одно из тончайших и глубоких произведений ее — «Небесные верблюжата», изданные очень изысканно и украшенные ее рисунками, — уже одним своим названием выражало ее проникновенную безграничную любовь к миру, обнимавшую и небесные сферы, и нашу грешную землю. Она проникала в них и преображала..!

Не имея детей, она любила их с болью неизведанного материнства, любила все детское в человеке... и сама была прекрасным ребенком.

В. Воинов. Из неизд. книги «Силуэты»

Воинов, Всеволод Владимирович (1880-1945) —график, мастер ксилографии и офорта. Окончил в 1904 году историко-филологический факультет Петербургского университета. Одновременно занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств у В. Н. Денисова. С 1910 года — научный сотрудник Эрмитажа (до 1922), а затем Русского музея (до 1932). Книгу очерков о художниках XX века «Силуэты» написал в городе Алма-Ата в 1944 году, когда находился там в эвакуации во время Отечественный войны.

Статья из книги:  Елена Гуро. Поэт и художник. 1877-1913: Каталог выставки. Живопись. Графика. Рукописи. Книги. Автор-составитель и научный редактор каталога, автор выставки А. В. Повелихина. - СПб.: Мифрил, 1994. – 114 с.