Татьяна Глебова. Вступительная заметка к каталогу моей выставки

Старого детского педагога рисования спросили: «Отличаются ли рисунки современных детей от рисунков детей Древнего Египта?» Он не мог ответить. Ответ дала своим рисунком маленькая деревенская девочка, не видевшая и не слыхавшая ничего о современном искусстве. Она рисовала с натуры вятскую игрушку-оленя так: сначала справа, потом слева, потом спереди, потом сзади и, наконец, сверху. Все положения соединились в одну цельную и очень современную форму. Зародыши всех возможных современных проблем заключены в детском рисунке.

Начну и я со своего детства.

Впервые познавая на плоскости лицо и фигуру человека, я рисовала прямой угол, пририсовывала к нему длинную косу с бантом и ставила глаза, рисовала примыкающий снизу прямоугольный треугольник, стоящий на двух ногах, тоже геометрических. Когда я поняла, что на лице нос выступает, я нарушила переднюю линию угла, сделав ее ступенчатой.

Будучи уже взрослым художником, я написала картину, которую назвала «Торжество реализма». Мои детские фигурки людей с углами вместо лица уходили, а с выступающими носами их вытесняли.

В этих моих детских рисунках был зародыш внутренней геометрии и обобщения форм.

Жизнь наступает на человека, она обрушивает на него множество трудностей, и он теряет чистоту и лаконичность своего детского восприятия. Но, если человек – художник по призванию, он противостоит всем трудностям и с помощью прохождения изобразительной дисциплины и изучения прошлого в искусстве вновь возвращает себе чистоту и непосредственность восприятия, но уже обогащенную духовным опытом, потому что работа, которую ведем мы, художники, – духовная работа.

Это общие черты моего пути в искусстве. Частные – вот какие: очень недолго училась у А. И. Савинова. Кто-то принес в мастерскую книжку «Пропевень о проросли мировой» П. Н. Филонова – его стихи и рисунки. Очень понравилась. Пошла к Филонову. Через некоторое время он принял меня в число учеников. Его учение стало фундаментом и одновременно плодотворной почвой для моего искусства, помогло мне бороться с внутренними противоречиями, не бояться контрастов, всегда искать новое.

Вот правила из учения П. Н. Филонова, которые я считаю самыми главными:

1. Состояние напряжения аналитической интуиции.

2. Напряжение консистенции картины до состояния биологической сцепленности частиц в природе.

3. Работа точкой как единицей действия. (Напряжение может быть достигнуто и крупной единицей).

4. Умение работать от частного к общему.

5. Действие острой формой.

6. Работа выводом, т. е. осознание всей концепции вещи и донапряжение ее через усовершенствование какого-либо куска картины.

7. Цветовой вывод, т. е. напряжение всей картины через внезапное появление нового цвета или усиление старого.

8. Свободное обращение со временем и пространством.

9. Правило: пиши любой цвет – любым цветом и любую форму – любой формой.

10. Каждый мастер может работать в планах: реалистическом – со ставкой на «точь-в-точь»; сделанного примитива; абстрактном – изобретенной формой и – смешанном.

Татьяна Глебова