Хроника жизни и творчества Елены Гуро

1877

Родилась 10 января в Санкт-Петербурге. Отец— Генрих Степанович Гуро, полковник, позже дослужился до чина генерал-лейтенанта и в начале 1900-х годов состоял при главнокомандующем войсками гвардии и Петербургского военного Округа Вел. кн. Владимире Александровиче. Одновременно был директором Компании владельцев Кожевенного завода и имел собственный дом в Петербурге (Кабинетская, д. 14). По отцовской линии Елена Гуро была из дворянского рода маркизов де Мерикур, эмигрировавших из Франции после революции 1793 года. Мать, Анна Михайловна, — дочь писателя и издателя журнала «Детское чтение» М. Б. Чистякова.

1880-ые

Родители Гуро покупают участок земли с лесом и строят дом недалеко от ж/д станции «Новоселье» (севернее Пскова). Это имение — «Починок», т. е. тип хозяйства, только начинающего расчистку и заселение. С ранней весны до глубокой осени здесь проходило детство Гуро.

1890

Елена Гуро поступает в рисовальную школу Общества поощрения художеств.

1900

Знакомство с музыкантом и художником Михаилом Васильевичем Матюшиным. В своих записях Матюшин называет этот год началом «нашего сближения». Познакомились они у художника Яна Ционглинского (1858-1912), который вел класс в рисовальной школе Общества поощрения художеств до 1902 г. и имел самостоятельную мастерскую. В 1900-е годы Матюшин посещал школу Общества, был дружен с Я. Ционглинским.

В этом же году Гуро с сестрой Екатериной совершает путешествие в Берлин.

1903-1905

Гуро и Матюшин посещают мастерскую Я. Ционглинского. «...Быть в мастерской Ционглинского значило быть на грани всех современных знаний и понятий в искусстве, как за границей, так и у нас.» «Вот у него-то в мастерской и зачаты новые принципы формы и цвета» —записал Матюшин в начале 1930-х годов.

1904

Поездка в Минск.

По предложению издателя и переводчика Н. Кранихфельда Гуро выполняет иллюстрации к «Бабушкиным сказкам» Ж. Санд (к четырем сказкам — 26 иллюстраций).

1905

Издание «Бабушкиных сказок».

В этом же году состоялся дебют Гуро как поэта. В «Сборнике молодых писателей» напечатан ее рассказ «Ранняя весна». Гуро и Матюшин поселились вместе на ул. Боровой (д. 19).

1906

В журнале «Счастье» печатается ее набросок прозы «Перед весной».

С этого года, в течение двух лет Гуро занимается (вместе с Матюшиным) в школе Е. Н. Званцевой под руководством Л. С. Бакста и №. В. Добужинского. Школа Званцевой находилась в том же доме, где была квартира (знаменитая «Башня») поэта Вяч. Иванова (Таврическая ул., 25 —ныне 35). Александр Бенуа в своих воспоминаниях отметил, что «домашнему» сближению художников и литераторов способствовал тот факт, что непосредственно под квартирой Ивановых помещалась основанная Е. Н. Званцевой в 1906 г. художественная школа...» М. Добужинский в своих мемуарах отметил «необыкновенно талантливую ученицу Елену Гуро». По свидетельству Матюшина, в этой школе он и Гуро «получили много ценного».

1907

Гуро и Матюшин переезжают на Петербургскую сторону: Лицейская (ныне Рентгена) ул., дом 4, кв. 4. «...переселение на Петербургскую сторону и прогулки и прутики в окнах. Это громадный толчок после каменного мешка на Боровой», — отметила в своих записях Гуро.

1909

Февраль. Вышла первая книга рассказов и стихов Е. Гуро «Шарманка» с авторской обложкой и иллюстрациями. Выпуском книги «Шарманка» Гуро и Матюшин положили начало своей издательской деятельности. Издательство называлось «Журавль». Всего было выпущено около 20 книг, брошюр и сборников.

Гуро участвует как график-иллюстратор в литературно-художественном альманахе (книга 1) издательства «Прибой». Знакомится с А. Блоком.

Знакомство с писательницей В. Г. Малахиевой-Мирович.

Март. Участие в выставке картин «Импрессионисты», устроенной художником Н. И. Кульбиным. Были выставлены рисунки к сборнику «Шарманка». Знакомство с поэтом Василием Каменским, с художниками и поэтами братьями Давидом, Владимиром и Николаем Бурлюками.

Выполнены два рисунка-концовки в журнале для детей «Тропинка». Знакомство с детской писательницей Поликсеной Соловьевой (Аллегро).

Весной знакомство Гуро с А. М. Ремизовым и его женой С. П. Довгелло. «Ремизов наговорил много хорошего Лене по поводу ее творчества» (Матюшин).

Конец ноября. По инициативе Гуро и Матюшина и некоторых художников, ранее входивших в группу Н. И. Кульбина «Треугольник», было основано петербургское общество художников «Союз молодежи». «Мы сделали попытку организовать кружок в нашем направлении, чтобы проводить выставки, доклады, издавать книги. Состоялось общее собрание у нас с Еленой Гуро на Лицейской, на котором было принято предложение об организации общества под названием «Союз Молодежи» (Матюшин).

1910

8 января. На заседании Комитета «Союза молодежи» были утверждены членами Общества двенадцать художников, среди которых — Гуро и Матюшин.

16 февраля. Утверждено петербургское общество художников «Союз Молодежи» и его Устав.

Март. Участие в выставке «Треугольник». Гуро выступила как экспонент «Венка» под NN 246-249: Розовое небо и этюды.

Апрель. Вышел в печати первый коллективный сборник группы «будетлян» «Садок судей» I. Среди участников Е. Гуро, В. Хлебников, В. Каменский, Д., В., Н. Бурлюки, С. Мясоедов и др.

1911

Гуро и Матюшин начинают теоретическую работу над проблемой пространства у художника, интересуются проблемой 4-го измерения. Изучают работы А. Бергсона «Время и свобода воли», П. Д. Успенского «Четвертое измерение» и «Tertium Organum. Ключ к загадкам мира» и др.

Гуро продолжает работу над пьесой «Осенний сон», начатую еще в конце 1909 года.

На квартире художника И. Билибина Гуро и Матюшин знакомятся с художником Борисом Эндером.

1912

Нач. января. Встреча и беседа Гуро с А. Блоком на квартире у писателя и искусствоведа А. П. Иванова (запись Блока о Гуро в дневнике 5 января 1912).

Переезд Гуро и Матюшина на Песочную (ныне Профессора Попова) улицу Аптекарского острова в двухэтажный деревянный дом (№ 10).

Весна. В издательстве «Журавль» вышла книга Гуро «Осенний сон» с четырьмя авторскими иллюстрациями.

Апрель. Поездка в Териоки к сестре Екатерине, у которой в это время после болезни жила Ольга Громозова (1885-1975), впоследствии — жена Матюшина.

1913

Февраль. В издательстве «Журавль» вышел второй сборник футуристов «Садок Судей» II. Семь иллюстраций сборника выполнены Е. Гуро. В сборнике напечатаны ее стихотворения из цикла «Небесные верблюжата».

6 марта 1913. Группа поэтов «Гилея», в которую вошли Е. Гуро, В. Хлебников, А. Крученых, В. Маяковский, В. Каменский, Н. Бурлюк и Б. Лившиц, объединилась с петербургским обществом художников «Союз молодежи».

8 марта. На квартире Гуро и Матюшина на Песочной ул. утвержден формат и материал сборника N 3 «Союза молодежи». Помещен рассказ Гуро «Щебет весенних».

23 и 24 марта. «Союз молодежи» устроил в Троицком театре два публичных диспута — о современной живописи и новейшей поэзии, на которых присутствовали Гуро и Матюшин. На втором диспуте Николай Бурлюк должен был прочесть стихотворение Гуро «Ветрогон, сумасброд, летатель...», но забыл это сделать, что расстроило и ухудшило состояние уже очень больной Гуро.

Начало апреля. Матюшин перевозит Гуро на дачу (Берга), которую он снял в Уусикиркко на Карельском перешейке в 1 км от железнодорожной станции Каннельярви.

23 апреля (6 мая по н. с.) Гуро скончалась на этой даче. Похоронили ее 26 апреля на старом финском кладбище, находящемся в девяти километрах от дачи (на 86 километре от Петербурга по Средне-Выборгскому шоссе). Рядом с могилой Матюшин устроил скамеечку с ящиком внизу. На скамейке надпись: «Тот, кто хочет познакомиться с произведениями Елены Гуро, может достать их из ящика. Уверен, что они будут положены обратно». О. К. Громозова, рассказавшая об этом, не раз заставала читающих. Крест Матюшин сделал из ствола растущей сосны, врубив в него поперечную перекладину. На стволе — икона Богоматери и вырезанные инициалы: «Е Г Г». Позднее, к 1916 году, Матюшин сделал из бетона поребрик с двумя фигурами причудливых животных, формой напоминающих «небесных верблюжат». После Отечественной войны 1945 гг. могила была разорена.

1913-1914

Декабрь — январь. Персональная выставка Гуро в составе выставки «Союза молодежи». «На последней выставке «Союза молодежи» целая комната была посвящена посмертной выставке Е. Гуро. Были выставлены почти все ее холсты и большое количество рисунков и акварелей». (Матюшин)

1919

Нач. марта. В память пятилетия со дня смерти Е. Гуро в Петроградском Доме художников и литераторов на Карповке (Литераторская ул., 19) открылась небольшая вторая персональная выставка картин и рисунков Е. Гуро.

 

А. Повелихина

Статья из книги:  Елена Гуро. Поэт и художник. 1877-1913: Каталог выставки. Живопись. Графика. Рукописи. Книги. Автор-составитель и научный редактор каталога, автор выставки А. В. Повелихина. - СПб.: Мифрил, 1994. – 114 с.