Алла Повелихина. Инсталляция Вадима Воинова «Художнику от художника»
Мировоззрение петербургского художника, писателя и поэта Елены Генриховны Гуро (1877–1913) – пример доходящей до экзальтации веры Богу, которая прежде всего выражалась в отношении к природе как к провидению Создателя. Жесткая сентенция В. Воинова из «Словаря новой мифологии»: «Органика – богословие природы», – современная формула, обобщающая для него суть творчества Гуро. Тот же философский принцип заложен и в мемориальную инсталляцию «Елена Гуро», подаренную художником Музею Органической Культуры г. Коломны. В инсталляцию включены личные вещи, принадлежавшие художнице: папка с инициалом Гуро и карандашным портретом М. Матюшина на обложке, фотография, камушки с берега Финского залива, спицы-заколки с бирюзой и акварельный рисунок – изображение розы.
Применение произведений художника в инсталляции-памятнике, выполненном другим художником, – безусловная новация. В христианской традиции красная роза – один из символов девы Марии. Известно, что в определенные периоды жизни Гуро отождествляла себя с Богоматерью. Это отождествление раскрывается в инсталляции: роза помещена на доске под полуразрушенным окладом иконы. Другие составляющие инсталляции – складной стул, аналогичный тому, который находился в мастерской М. Матюшина и Е. Гуро, и подиум, верхняя часть которого заполнена песком. Дерево, песок, камень, цветы – элементы мира, частью которого ощущала себя Елена Гуро, впервые сказавшая своим творчеством неведомое в ее время слово «экология».