Алла Повелихина о Василии Ракитине

С Василием Ивановичем Ракитиным мы познакомились в 70-е годы. В то время я работала в государственном музее истории Ленинграда.
Начиная с 60-х годов, у меня стало складываться личное отношение к творчеству Михаила Матюшина. Он меня удивил как художник. Работы Матюшина отражали новый уровень постижения Природы и Вселенной. Главной его особенностью в изучении цвета, формы и звука явился новый метод, получивший название «расширенного смотрения», которое и создавало глубокое понимание взаимосвязей цвето-световых форм пейзажа. Мне нравились работы Матюшина, его любовь к наблюдению и созданные им предметно-беспредметные ландшафты-лики.
23 марта 1974 года я была приглашена сделать доклад о творчестве Михаила Матюшина в союзе художников в Москве.
Василий Ракитин представлял меня аудитории. Собралось много художников и искусствоведов. Были Дмитрий Сарабьянов, собиратель авангарда Георгий Костаки, который принес свою вещь Михаила Матюшина «структуры» (точное название я не помню). На лекции присутствовала Мария Тимофеевна Эндер, жена Бориса Эндера, ученика и соратника М. Матюшина.
Когда вошел Н.И. Харджиев, я уже начала доклад, и даже несколько смутилась, так как он был уже известный и признанный историк искусства. После доклада Николай Иванович сказал, что «хорошо и правильно» изучать тему органического искусства.
По окончании лекции, меня пригласили остаться выпить чаю и поговорить. Это была первая встреча с Василием Ракитиным. Василия нельзя было назвать «разговорчивым», он скорее произвел впечатление очень любезного, но сдержанного и молчаливого человека.
Позже, когда мы стали очень дружны, я поняла, что Василий прекрасный собеседник. С ним можно было обсуждать как темы, касающиеся общечеловеческих ценностей, так и вопросы, связанные с искусством.
В среде искусствоведов Василий Ракитин был и остается непререкаемым авторитетом.
Нам приходилось работать вместе в архивах Городского музея (Stedelijk Museum) в Амстердаме. Мы занимались наследием Н.И.Харджиева. Меня интересовали рукописи об искусстве М.Матюшина, многие выдержки были опубликованы в разное время. Когда уже возник Музей Органического Искусства в Коломне, часть из них, дополненная документами из архивов Литературного музея в Петербурге, вошли в состав монографии «Михаил Матюшин. Творческий путь художника”, изданной в 2011 году. В Городском музее (Stedelijk Museum) в Амсердаме Василий изучал рукописи об искусстве К. Малевича, много занимался. Василий был настоящим ученым-исследователем. Он хорошо говорил и хорошо писал, его отличал хороший вкус. Надо заметить, что он писал быстро и своеобразно, так сказать, в «своем стиле».
Я считала Василия своим другом и очень полюбила его семью – Леночку и Диму. Свою жену – Елену Ракитину, Василий буквально боготворил всю свою жизнь. Елена, имея прекрасное образование и, будучи сама очень талантливым историком искусства, взяла на себя множество семейных забот.
Ей удалось в чужой стране создать прекрасный дом для своего мужа и сына.
Обладая изысканным вкусом и прекрасными организаторскими
способностями, Леночка сделала все, чтобы Василий мог заниматься своим любимым делом – изучать наследие художников и писать...
Сын Василия и Леночки – Дима вырос прекрасным художником, известным в разных музеях мира. Но до поры до времени своего музея у Димы не было. Мечте Василия и Лены суждено было сбыться. И я рада, что в этом есть и моя скромная роль.
Создание Музея Органической Культуры в Коломне Московской области в 2010 году, стало важным событием для всего культурного мира. Теперь можно было говорить об
Органическом направлении в культуре не только на временных выставках, но и представить постоянную экспозицию.
Василий и Елена Ракитины передали для музея некоторые личные вещи Е. Гуро, живописную работу П. Кондратьева и др. Выступая на ежегодных конференциях ко дню музея, Василий находил для себя новые грани Органики, и то, что собиралось годами, наконец, разрешилось в большом и интересном сотрудничестве.
Хотя для меня Органика была предметом изучения многие годы, но трудность и интерес состояли в том, что никто
до нас не определил и не изучил это явление полноценно в искусстве.
Создавая Музей вместе с моими единомышленникам, мы ставили целью воплотить нашу органическую концепцию не только через постоянную экспозицию и кураторские проекты на совместных выставках c государственными музеями, но и через издательство монографий, каталогов, ежегодных сборников выступлений на конференциях «Возврат к Природе», аудио и видеодисков.
Василий Ракитин с большим интересом входил в тему Органики. Мы делились своими мыслями, наработками. Его вопросы помогали нам, а он радовался, узнавая что-то новое в нашей работе.
В предисловии к каталогу «Музей искусств ХХ – ХХI вв. Органика» (МОК, 2011г.) Василий Ракитин писал: «Сегодня органическое искусство – известно и признано. Но еще в начале семидесятых годов органическое движение в искусстве – загадочная и малоизученная территория».
Василий даже называл меня «первооткрывателем», что несколько преувеличено, но доля правды в этом есть.
Дело в том, что развитие традиции русского авангарда, сформированного в отделах Гинхука, было насильно прервано закрытием института, репрессиями и насаждением единого направления советского реалистического искусства. «Авангард, остановленный на бегу», не только удачное название сборника, изданного в Ленинграде в 1989 г. (автор статей Е. Ф. Ковтун), но и лучше всего выражает тот трагический этап истории искусства. Возвращение к вопросам искусства, поставленным в Отделе Органической культуры Гинхука: по исследованию нового пространственного восприятия, системе «Зорвед» (Зрение и Ведание) и другим, явилось через десятилетия новым открытием того, что достойно внимания, изучения и продолжения научной концепции художественного совета (Музея Органической Культуры), куда входил и Василий Ракитин. Работая в архиве музея, Василий готовил книгу о Борисе Эндере, которая осталась незавершенной.
Впоследствии, возникла идея на базе Музея Органического Искусства(МОК) создать персональный музей Димы Ракитина. В результате, в МОК развиваются четыре направления: Музей искусств ХХ – ХХI вв., Музей Российской Фотографии, Музей Традиции (художники, наивно увидевшие мир, и народное искусство) и Музей «Дима».
На открытии Музея «Дима» в 2015 г. Елена и Василий Ракитины сказали: «Мы счастливы!»
Сегодня, посетив г.Коломну, никто из ценителей искусства не пройдет мимо прекрасного здания в Древнем Кремле с вывеской «Музей Органической Культуры. Музей «Дима». И этот музей – еще один родной дом Васи, Леночки и Димы.

Алла Повелихина 16 июля 2019 г.