Борис Эндер. О Елене Гуро. Из дневников художника. 1916-1959

1918

12 янв. (30 дек. 1917)

Мат<юшин> рассказал о себе и Лене.

12-14 янв.

Мат. <юшин> прочел Бедн<ого> Рыц<аря>

17 янв.

(Мат<юшин> и я ходили к Екат<ерине> Г<енриховне> говорить о Бедн<ом> Рыц<аре>.

1920

19 сент.

Я сознаю новую сферу человека. Возможность много более сложного состояния, более полной жизни человека. Лена верила иной сфере Миши <Матюшина>, но не сознавала. Теперь она передала. Я сознал и могу верить человеку, просто знаю его таким и отбрасываю его плоские свойства. Я связался в рисунке в церкви с Христом, которого я сознал через сестру Вильгельмом. Теперь я сознал связь с Вильгельмом.

25 сент.

В субботу вечером около 9 часов я говорил с Леной.

1921

Лахта, 10 июля

Я заметил, что тень солнца не очерчивается и излом травки может быть узел — Лена любила кривую рисовать ломанной прямой.

16 июля

Прошлой осенью (На Лахте в 1920 г.) Лена сказала мне за работой —довольно. Я понял, что можно кончить работу. <... >

17 июля

<...> По вестям Христос много враждовал с сатаной. Теперь Лена сказала — помолимся и за сатану. То добро и зло поставлено в жизнь. <...>

Христос не случайный проповедник, к которому можно пристать или не пристать. Иной жизни кроме Христовой жизни у человека нет. Я родился и живу в век, когда люди как будто живут без Христа. Я нигде не замечал его. С детства я был религиозен и горячо молился. Помню, что наполнял молитву к отцу. Я догадываюсь, что принял от своей матери привычку к богу. Около времени революции я бросил молиться и незаметно далеко отвлекся от бога, живя в кругу полюбившейся Лены. <:,.«>

12 ноября, Петерб<ург>

Человек воскреси свет в себе. Кто не воскресит, отойдет к животным. Лена благодатная живет у Христа.

Через слова Осеннего сна я узнал, что Вильгельм есть.

В Осеннем сне Лена предсказала переход человека в другую жизнь. Гильом перешел в Вильгельма и Вильгельм переходит в другое существо, говоря, что его путь дальше.

Мое желание перехода к новому существу (организму), о котором я записал в предчувствии в прошлом году, укрепилось теперь каждой мыслью в Осеннем. Везде я чувствовал вот это теперешнее в человеке.

1922

В миростроении и скрипке я работаю с М<атюшиным>. В моем росте я живу с Л<еной>. Иногда я работаю почти один.

Я могу работать один. С М<атюшиным>, с сестрами, с братом.

7 февр.

Я хочу вернуться к земле. Все живое вокруг меня есть земля.

И дух которого послал сын земли своим ученикам есть земля.

Душа есть тело каждого существа земли, живущего в своем кругу, и дух есть тело всего живого на земле.

Заповедь любить друг друга сбирает людей в тело земли.

24 февр.

Человек разложил землю силой ее роста, но складывал лишь обратным ходом к живому разложению. Теперь я почуял живую слитность в конце второго тысячелетия.

Я знаю, что обращен землею в акте Лениного призыва, но уже обращенным я приложил волю свою или отлитую землею моему организму читая, действуя на плоскости холста и бродя.

Христос мой креститель на слитность.

Чутье есть первый момент творчества, в котором можно найти многих людей. Я обязан на второй творческий момент — сказать или иначе воплотить свое чутье. И я обратился прямо к живому или зем-<ному>, кроме чтения и чутьевого действия на плоскости холста.

 

1923

30 января

Сколько я не буду наблюдать деревья, как они стоят перед моими глазами, я не узнаю их внутреннего смысла.

И вот я обращаюсь к елке, она стоит впереди других деревьев. Я говорю с ней, она хоть и отвечает мне, но держится за лес.

Потом она как будто посмелела и отошла от леса. Потом мы полюбили друг друга. Потом я захотел встать тут в лесу на открытом месте на сто лет, но я пошел по снегу, обещаясь напрягаться повсюду. Она кивала мне густо.

11марта

Ствол цепляется корнями в землю и тянется ветвями к солнцу. Веточка дает корни и другие веточки. Человек, и елка, и сосна, и береза. Ногами связываюсь с землей. Руками связываюсь с миром. <...>

25 марта

Одним из первых людей, взявших твердо путь бесповоротный на тело духа, была Лена — так я называю близкую нам Елену Гуро.

16 апр.

Лена добрая беззлобная, любящая тех, кого обижают насмешками за неловкость, поможет мне утерпеть. Я счастлив, что принадлежу к тем, кого осмеивают, бьют, травят за то, что отскакивают. Ведь я не так неловок и не так далек от житейской грубости. Но задача, которую я принял, заставляет меня грудью натягиваться до неловкости и непоспевания словом смешного в житейской сутолоке. А к тому же еще я не признаю у других плохо сделанного. Непризнание вызывает злобность.

1954

29 июля четверг 8 часов утра

Вы знаете о счастье проникновения творческим вниманием в тело деревьев, состоящих из листьев и хвои, в тело леса из деревьев, состоящих из листьев и хвои, в тело воды в речке, во всякое тело природы, во все тела, из которых художники составляют для картины ландшафты? Вы знаете о счастьи ласкового на ходу прикосновения босою ногою к телу земли? <...>

19 августа четверг девять часов утра

Пусть расступятся для нас стены домов и деревьев. И мы будем видеть за пределами видимости. Пусть расплавятся для нас границы плоти и духа. И узнаем тайну любви.

Красивым становится тот, кого полюбили. И все то, что полюбили. В картине должно быть понятности не больше красок.

Отказываюсь иначе понимать наслаждение, которое испытываешь в десять часов вечера, когда освещенные луной облака пересекаются с облаками ветвей, — иначе как тяготением духа, неотделимого от плоти, в дали вселенной.

1 сентября среда, 10 часов утра

<...> Моя жизнь соткана из лишений и страданий, как полотенце из ниток. А вижу ее большой и счастливой. Сколько событий, сколько людей! Путь мой полон ясности и любви (по недавним словам Неруды). Я начал его в дни встречи со святым (не в религиозном смысле) человеком (насквозь современной Еленой Г.) в 1911 году и продолжаю во второй половине двадцатого века без нарушений и отступлений. Пикассо признан и в коммунистической партии. Славлю его, сам непризнанный и не в партии. Иду и надеюсь, что позднее признают. Вместе с Казимиром Малевичем, Михаилом Матюшиным и многими непризнанными при жизни.

Объединить усилия в борьбе за современное прогрессивное высокое искусство!

31 декабря пятница

Всю жизнь я уберегался и завещаю молодежи, которая тянется к искусству, уберегаться от опасности прямого зрения.

 

1955

Сумею ли я сказать, но мысль явилась о том, что в конце моей жизни вновь скрестились пути у меня с Гуро и Матюшиным, как возвращается весна. Я вернулся к тем дням, когда Матюшин писал рябинку у моря. А Гуро после тихой беседы со мной о моих впечатлениях от Энгра на выставке французов1 во дворце графа Зубова на Литейном в экстазе русского футуризма заполняла квадрат холста сказкой о камне. Оба эти холста мне подарила Громозова, и я привез их сюда в московскую мастерскую. Отныне я буду жить в воздухе этих воспоминаний. <...>

Дух захватывает, когда я перечитал свои слова со сцены в роли звездокопателя из пьесы Гуро, поставленной Матюшиным в годы его расцвета после революции в доме, где жили и умерли моя мать и обе сестры. [Песочная ул., д. 33, кв. 5.]

Эти слова врезались в меня и не стерлись с годами.

Пьеса «В закрытой чаше»2 была поставлена в 1923 году в десятую годовщину смерти Гуро. Я надеюсь отметить пятидесятую годовщину в свое семидесятилетье.

24 марта понедельник

<...> Мы романтики природы. Мы любим и изображаем природу, борьбу в ней и людей как природу, простираемся до космоса. Мы любовью искажаем видимость и создаем новое понятие о красоте.

1956

Люди раньше верили в бога. Теперь верят в бесконечность природы, что составляет то же самое, но в новой стадии. Между верой в могущество вседержателя, управляющего стихиями, и найденными наукой путями к скрытым в природе силам возник промежуток безверия и подмены свойственной человеку устремленности сухой бесстрастной погоней за справедливостью. Люди устали от безверия и повеяло верой в будущее.

1957

15 февраля, пятница, 10 час. утра, + 2

В шестьдесят первом году буду праздновать мою встречу с Еленой Гуро. Портрет ее в окружении ее же мечты должен я сделать поэтам. Бедный рыцарь — это ее тема материнства, высокое решение темы материнства в современности.

3 марта

В 1911-ую весну я отправился на Каменноостровский для встречи с Еленой Гуро. Мне было суждено получить от нее крещение на жизнь художника. В 1961 году я буду отмечать свою пятидесятую весну. Она сидела под картиной Бурлюка. Незадолго я был на выставке французских художников. Она спросила, кто мне особенно понравился. Я назвал Энгра. Дальше него я в ту пору не шел — сохранился рисунок с мальчишки на берегу. Она не удивилась и записала в дневнике о голубых глазах.

1958

24 февраля

Не забыть белой ночи, когда она <Гуро> пригласила немножко таинственно к себе в маленький домик вблизи лицея на беседу. И я сначала продвигался будто без ног по улицам Петербурга, мимо Невы, а потом шел от нее после беседы домой и тоже без ног.

Я побывал у Елены Гуро. Это было в 1911 году. Через два года она умерла от белокровия, и сама была белая как ночь. И картинка Бурлюка, что висела над ее диванчиком, и ее платье, и скатерть суровая мне показались белыми.

В ту белую ночь она посвятила меня в рыцари. Мне остается в последние годы довести до конца принятый на себя от нее почти без слов высокий долг. <...>

11 июля, пятница

Милый Миша, мой учитель. Давно уже ты спишь и не знаешь, что делается на земле. А я все еще брожу по земле и даже собираюсь продвинуться в Италию, где начинается второе возрождение.

Миша, ты спрашиваешь, сделал ли я что-нибудь. — Да, сделал, дорогой, <...> если еще не на холстах, то в убеждениях пришел к выводам из кубизма к посткубистическому реализму и назвал его пока для себя космическим реализмом.

Ведь ты, бесценная, я к тебе обращаюсь, Лена, ты спишь уже почти полвека. Ты раньше других угадала реализм наших дней.

И ты великий Малевич, наиболее среди нас мощный и признанный, предвидел новый мир, пожалуй, еще дальше нас. Мы тебе от всего человечества благодарны за твой пример.

20 октября 58

И я из Петербурга. Родился там. И меня коснулась нежной рукой белая ночь у лицея.

Я отправился к Гуро, чтобы родиться поэтом. Я тогда еще не знал, что буду работать красками. Я сидел очень скромный и заплетал у скатерти косички. А она под свернувшейся калачиком собачкой на картине Бурлюка спрашивала меня о чем-то не помню — понял только, что посвящаюсь. Как будто не я к ней пришел, а она явилась мне с благой вестью как архангел.

1Выставка «100 лет (1812—1912) французской живописи» открылась 15 января 1912 г. в Доме графини Юсуповой на Литейном пр. в С.-Петербурге.

2Пьеса «В закрытой чаше» входит в сборник Е. Гуро «Шарманка».

 

Статья из книги:  Елена Гуро. Поэт и художник. 1877-1913: Каталог выставки. Живопись. Графика. Рукописи. Книги. Автор-составитель и научный редактор каталога, автор выставки А. В. Повелихина. - СПб.: Мифрил, 1994. – 114 с.