Выставка «Геометрия природы Владимира Стерлигова»

110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА СТЕРЛИГОВА ПОСВЯЩАЕТСЯ...

«Я – ученик Малевича. «Я преобразился в нуль форм». Белый квадрат на белом квадрате. Где-то, когда-то в каком-то уголке вселенной один маленький человек правильно подумал о кусочке всеобщей истины и воплотил ее. Он написал белое на белом. Белый квадрат на белом квадрате. Это ли не пример чистейшего прикосновения к Истине и не пример ли это прекрасной фантазии, освобожденной от всяких излишеств. Когда это так, то имя сотворившего исчезает и сотворенное становится безымянным.Белое на белом еще и факт касания. Какой прекрасный помысел – белое на белом. И не потому ли он и не нарисовал тем, у кого помысел грязное на грязном, у кого живопись грязная лужа в грязной луже только создания с грязными помыслами, и следовательно лишенное фантазии может допустить в прекрасном произведении белый квадрат на белом квадрате – скудность живописных выражений: наоборот. Угаданный даже кусочек истины бесконечен. Грязное на грязном по природе своей – конечно». Владимир Стерлигов. Из записных книжек

Владимир Васильевич Стерлигов - яркий представитель русского авангарда, он так обозначал свою позицию: «Я из 20-х годов. Я ученик Казимира Малевича». И это было чистой правдой, но собственная пластическая концепция Стерлигова развивалась, скорее, в противоположную учению Малевича сторону. Прямой линии учителя ученик противопоставил кривую, квадрату – купол и чашу (Стерлигов был создателем «чашно-купольной» пространственной системы), разуму – чувство, логике – тайну. Стерлигов говорил: «Малевич выбросил в дряхлое окошко застоявшийся мир человеков – предмет. Я даю человекам новое духовное оружие, чтобы старый мир не влез в дряхлое окошко». Система Владимира Стерлигова – это прежде всего – поиск поэзии классических закономерностей. Его концепция – это сложная структура, соединяющая жесткую логику и поэтическую веру в изначальную упорядоченность и разумность Вселенной. А его формообразующая система – кривая – это элемент, соединяющий верх и низ – небо и землю. Он даже свои выставки начинал так: вставал на стул и бросал сверху белое перышко. Как только оно долетало до земли – выставка открывалась. И символически это значило то же самое - единение верхних и нижних сфер. В то же время в своем понимании цвета В. Стерлигов приближался к современнику и коллеге своего учителя – Михаилу Матюшину – основоположнику органического направления в искусстве. Для обоих было важно свечение окружающего человека живого мира.

Владимир Стерлигов прожил непростую жизнь. Он прошел сталинские лагеря (был арестован в 1934 году по доносу после смерти С. Кирова), воевал на фронтах Великой Отечественной, был контужен. Вернувшись в Ленинград, стал одним из самых ярких художников и Учителей того времени. В. Стерлигов был учителем, который старался формировать не слепых адептов, а единомышленников. Среди его учеников: А. Батурин, Г. Зубков, А. Кожин, А. Гостинцев, М. Цэруш. Все они унаследовали от мастера стремление к истине – художественной, человеческой. Помня об одной из мыслей из записной книжки художника: «Угаданный даже кусочек истины бесконечен. Грязное на грязном по природе своей – конечно».

В этом юбилейном году крупные выставочные проекты, посвященные художнику, прошли в Санкт-Петербурге. Музей Органической культуры (г. Коломна) предоставлял работы из своей коллекции для выставки «Геометрия В. Стерлигова» в Петропавловской крепости. И теперь мы рады показать работы В. Стерлигова в Коломне.