Искусство художников группы «Амаравелла» в научном и поэтическом творчестве Юрия Владимировича Линника

Искусство художников группы «Амаравелла» в научном и поэтическом творчестве Юрия Владимировича Линника

Аннотация

В статье представлен краткий обзор научных идей философа и поэта Ю. В. Линника, посвящённых исследованию философии и искусства русского космизма. Раскрывается значимость работ учёного в исследовании творчества художников-космистов группы «Амаравелла»

Ключевые слова

Философия и искусство русского космизма, группа «Амаравелла», культура ХХ века, ноосфера

 

Art of artists of Amaravella group in scientific and poetry work of Linnik Yu.V.

Summary

The article presents a brief overview of the scientific ideas of philosopher and poet Yu V. Linnik devoted to the study of philosophy and art Russian cosmism. The significance of the works of the scientist in the study of the creativity of artists-cosmists of the group «Amaravella» is revealed

Keywords:

Philosophy and art of Russian cosmism, Amaravella group, 20th century culture, noosphere

 

Нельзя отнять у мира измерений,

У сердца –

Широту и доброту.

Нельзя забыть:

И в этом суть Вселенной…

Ю. В. Линник

 

Ведущая тема научного и поэтического творчества философа и поэта – Юрия Владимировича Линника – онтологическая связь человека и космоса. Ю. В. Линник является одним из учёных, изучавших влияние идей философии космизма на русское искусство ХХ века. Особое значение имеют его работы, посвящённые творчеству художников-космистов группы «Амаравелла».

Художественная группа «Амаравелла» начала формироваться в 1923 году. В её состав входили П. П. Фатеев, С. И. Шиголев, В. Т. Черноволенко, А. П. Сардан, Б. А. Смирнов-Русецкий, В. Н. Пшесецкая (Руна).

Истоками изучения Ю. В. Линником творчества «Амаравеллы» послужили его научные интересы в области истории искусства, русской философии и эстетики природы. По инициативе учёного в 1989 году состоялась первая выставка работ художников-космистов из его собрания в Музее изобразительных искусств Республики Карелия.

Методами научного исследования группы «Амаравелла» стали: сбор биографических сведений, беседы и интервью с друзьями и родственниками, анализ и систематизация художнического наследия.

Одна из его первых статей об «Амаравелле» была издана в 1977 году и называлась «Образ Вселенной» (о Б. А. Смирнове-Русецком). Всего о художниках-космистах Ю. В. Линником было написано около 100 статей и книг, стихов и венков сонетов.

Среди основных направлений научного осмысления Ю. В. Линником искусства группы «Амаравелла» можно выделить следующие: истоки русского космизма в народном искусстве; творчество художников-космистов в контексте научных открытий и культурного развития России начала ХХ века; жизненные пути и судьбы мастеров; философия космизма и «Амаравелла»; русский авангард и русский космизм и другие.

По его мнению, «Амаравелла» смогла поднять такие сложные вопросы бытия как: место человека во Вселенной, творческая эволюция разума, смерть и бессмертие. Философ отмечает, что «сам факт вхождения подобной проблематики в сферу образно-пластического осмысления – явление едва ли не беспрецедентное в истории мирового искусства» [2, с. 3].

В манифесте «Амаравеллы» (1926) отчётливо прозвучали религиозно-философские мотивы, которые будут направлять поиски художников: «Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и отображении абстрактных образов внутреннего мира… восприятие наших картин должно идти не путём рассудочно-формального анализа, а путём вчувствования и внутреннего сопереживания – тогда их цель будет достигнута» [2, с. 3].

Ю. В. Линник подчёркивал, что эстетические искания художников-космистов вдохновлялись научными открытиями в области физики и астрономии начала ХХ века, идеями синтеза искусств А. Н. Скрябина и В. В. Кандинского, философскими взглядами Н. Ф. Фёдорова и К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского и А. Л. Чижевского.

Так картины Б. А. Смирнова-Русецкого выявляют нравственное единство разума во вселенной, но концептуально ближе учению В. И. Вернадского о ноосфере творчество В. Т. Черноволенко. Ключевым словом для этого художника в понимании философии космизма становится мысль. Именно «мысль», по словам Ю. В. Линника, «вносит высшую упорядоченность в мир, мысль действенна и светоносна; мысль преображает миры… Мастер хочет живописать Мысль – причём добрую и светлую мысль, вносящую гармонию в смятенное бытие [4, с. 18-19].

В цикле стихов «Соната несказанного света», посвящённом В.Т. Черноволенко, поэт напишет:

 

«Час придёт –

И я стану светом!

Да, мыслящим светом!

Я буду счастлив жизнью, как сейчас и больше.

Я буду постигать истину, как сейчас и глубже.

Я буду любить, как сейчас, но ярче…

Был на Земле художник:

Он угадал

Эту форму жизни.

Световые люди и лучевые птицы

Обитают в мире его картин» [4, с. 122].

 

Анализируя творчество группы «Амаравелла», Ю. В. Линник отмечает, что художники по-новому увидели и раскрыли тему бесконечности мироздания. Ведь именно осознание человеком бездонности космоса помогает дать новый импульс в развитии ноосферы. По мнению Ю. В. Линника, данная проблема получила наиболее полное раскрытие в работах Б. А. Смирнова-Русецкого и В. Т. Черноволенко, попытавшихся «пластически воссоздать бесконечность» [2, с. 8].

Бесконечность космоса в творчестве Б. А. Смирнова-Русецкого одна из главных тем книги «Хрусталь Водолея» (1995). По убеждению Ю. В. Линника, идея иерархичности бытия – ведущая в цикле художника «Острова в пространстве».

Работы Б. А. Смирнова-Русецкого подводят к осмыслению бездонности универсума, в котором заложена нравственная основа: «перед нами светлая, духоносная, даже где-то лирическая в своём звучании бесконечность» [2, с. 8]. По мнению Ю. В. Линника, оба начала – космическое и этическое – изоморфны друг другу:

 

«О кормчих звёздах думает художник,

Вмонтировав в любое полотно

Незримый компас,

Проведёт он сердце

По сложным лабиринтам бытия

И непременно выведет на свет

Гармонии и истины…» [5, с. 31-32].

 

А цикл произведений «Прозрачность» другого художника-космиста – В. Т. Черноволенко, по словам учёного, позволяет понять, что «бесконечность Вселенной – живая» [2, с. 8]:

 

«Повсюду жизнь…

Космическая флора

Так дивно процвела на полотне,

Что понял я:

Вселенная как луг,

Где вместо астр цветут ночные звёзды» [4, с. 110].

 

Творчеству этого художника Ю. В. Линник посвятил десятки статей, стихов и такие книги как: «Соната Ориона» (1993), «Мастер Фаворского света» (1994). Он отметил главную особенность произведений мастера: «ощущение их органичности, даже организменности: они поначалу кажутся частью живой природы, чья красота обусловлена тонкими законами формы…, той высшей непринуждённости и естественности, которыми отмечена и прелесть цветка, и красота бабочки» [4, с. 11-12]. Ключ к разгадке творчества художника лежит не только в универсальности законов красоты для всех уровней бытия. В. Т. Черноволенко, по мнению философа, пытался найти ответ на вопрос о бесконечности Вселенной через отражение её многомерности в своих картинах. Художественным приёмом стала ажурность, наслоения фонов, словно отражённых в зеркале и продолженных в невесомых пространственно-временных измерениях. «Его картины – », отмечает Ю. В. Линник, «как телескопы духа: их окуляры соприкасаются с нашим плотным миром, тогда как объективы неисповедимо вынесены в горние сферы» [4, с. 3]. И такое соседство измерений – условие бесконечности не только мироздания, но и жизни:

 

«Пусть это сон, а всё-таки, а всё же,

А всё равно

Ложится провод связи –

Соломинка надежды, нить наитья –

Меж двух пространств:

Знакомым и чужым.

Иначе так: обрыв и неизвестность;

Но высшие законы сохраненья

Свидетельствуют:

Нет небытия!

И чей-то мир,

Весь в чёрных спазмах страха,

Уходит в сингулярность, словно омут,

Выныривая снова на стремнине

Под новым солнцем,

В новой красоте» [4, с. 29-30].

 

В научных трудах и поэзии Ю. В. Линника значительное место занимает тема вероятного диалога с представителями иных звёздных миров, которая перекликалась с работами художников-космистов. Истоком для понимания смысла их произведений явилась параллельная вселенная цветов и насекомых Земли. Биокосмизм или «биогеометрия» картин «Амаравеллы», по мнению учёного, есть результат поиска параллелей между формообразованием в мире Земли и других планет. Так, «изучая необычные формы и структуры на картинах С. И. Шиголева», Ю. В. Линник замечает, «что у них есть определённые аналоги в живой природе. Эти сходства могут быть как следствием изучения природы, так и результатом своеобразной конвергенции, когда художник самостоятельно находит решения, уже известные природе. Такая конвергенция свидетельствует о единстве законов формообразования на всех уровнях» [3, с. 225].

Тема биокосмизма «Амаравеллы» раскрывается во многих стихах и венках сонетов поэта:

 

«На Млечном пути – корабли, корабли! Прекрасна спиральная трасса. Мы спутников из Ориона нашли, попутчиков из Волопаса.

Нам мысленно передают существа с планет голубого Алголя: Для вас мы прозрачны. В нас нет вещества. Мы сотканы из биополя…» [4, с. 131].

 

«Амаравелла» по словам, Ю. В. Линника, «успешно моделировала разнообразные формы космического контакта» [1, с. 23]. Художники по-своему попытались ответить на волновавшие человечество весь ХХ век вопросы о возможных встречах с внеземным разумом и преодолении пространства-времени. В статье «Тема космического контакта в творчестве «Амаравеллы» (2008) Ю. В. Линник выдвинул ряд предположений, которые помогли бы интерпретировать художественный замысел авторов: иерархичность и фрактальность вселенной, антропоморфизм и релятивизм космоса, антропный принцип и полевая теория. На примере творчества А. П. Сардана в книге «Путь к Плеядам» (1995), учёный проверяет одну из смелых и актуальных для современной науки гипотез о преодолении сверхсветовой скорости человеком. В цикле стихов «Светомузыка» поэт восклицает:

 

«Как будто зачарованно гляжу

На спектр Вселенной, – скорость хронолёта

Подходит к световому рубежу.

Здесь и сама материя бесплотна,

Здесь антизвёзды – наш ориентир! –

Раздвинув рамы, вырвались полотна

В сверхсветовой и многомерный мир» [3, с. 143].

 

Широкое разнообразие интуитивных догадок художников Ю. В. Линник связывает с тем, что «космос «Амаравеллы» по сути поликосмос, [который] не знает никаких лимитаций, кроме критериев красоты» [1, с. 12].

Среди новаторских исканий «Амаравеллы», которые раскрыл Ю. В. Линник, стала идея духовного и эстетического аспекта освоения человеком Вселенной. Философ отмечал, что мастера никогда не увлекались технической стороной вопроса, но считали, что ресурсы преодоления времени и пространства находятся в самой природе человека. Ю. В. Линник впервые обратил внимание на эвристичность подхода П. П. Фатеева к данной проблеме в цикле «Так говорил Заратустра». В картине «Выше звёзд» представлено «первое изображение человека – или пусть его потомка, мета-человека – в космическом пространстве. Могучая духоподъёмная тяга, заложенная в произведении, ощутима почти физически: словно некие восходящие токи неуклонно поднимают нас ввысь: над планетой, над звёздами. И ничто не может остановить этого поступательного движения по вертикали» [2, с. 6]. В работах С. И. Шиголева «Лаборатория в космосе», «Машины в космосе» своеобразно разрешается проблема эволюции космоса-организма через преодоление отчуждения органического и механического.

Особая тема творчества «Амаравеллы», которую исследовал Ю. В. Линник – взаимосвязь любви и космической эстетики. По утверждению учёного, именно космос питает чувство прекрасного в человеке, формирует осознание сопричастности со всем мирозданием через любовь. В венке сонетов «Виктор и Мария», посвящённому В. Т. и М. Ф. Черноволенко, поэт утверждает идею гармонии во взаимном служении искусству:

 

«Любовь! Она творит Преображенье

Через твои картины. Зеркала

Что рядом с ними? Это отраженье

Премирных высей – гамма их светла…

Любовь! Ей открываются миры –

Художник видит их на тонком плане…» [1, с. 6].

 

В своих работах Ю. В. Линник представил анализ концептуального и творческого своеобразия группы «Амаравелла» в контексте русской культуры начала ХХ века. Опираясь на современные методологические подходы в естественнонаучном и гуманитарном знании, учёный наполнил новым содержанием понятие «философия русского космизма», рассмотрел влияние религиозно-философских взглядов конца ХIХ–начала ХХ века на творчество художников-космистов, выявил культурно-исторические условия формирования искусства русского космизма. Раскрывая вклад группы «Амаравелла» в развитие русской культуры ХХ века, Ю. В. Линник опирался на идею о всеобщей гармонии космоса, взаимосвязи всего живого во Вселенной, единства эстетических принципов творчества природы и человека.

 

Список литературы

 

1. Линник, Ю.В. Амаравелла / Ю.В. Линник // Петрозаводск, Полимусейон, 2008. – 32 с.

2. Линник, Ю.В. Амаравелла / Ю.В. Линник // Каталог выставки. Петрозаводск, Карелия, 1998. – 62 с.

3. Линник, Ю.В. Путь к Плеядам. Русские художники-космисты / Ю.В. Линник // Петрозаводск, Святой остров, 1995. – 288 с.

4. Линник, Ю.В. Соната Ориона. Книга о художнике-космисте В. Т. Черноволенко / Ю.В. Линник // Петрозаводск, Святой остров, 1993. – 224 с.

5. Линник, Ю.В. Хрусталь Водолея / Ю.В. Линник // Петрозаводск, Святой остров, 2008. – 232 с.

Подготовка статьи к публикации. Наталия Линник 2020 г.