Инсталляция «Колоколей». Музейный дворик МОК
Моделирование для околоземного пространства
Из собственной практики работы на космическую тему представляется возможным выделить следующие аспекты.
Первый - конструктивно-технологический, связанный с проектированием и моделированием самовозводящихся стержневантовых структур космических радиотелескопов и гелиоустановок. Действующая модель одного из проектов космического радиотелескопа представляет собой вантостержневую трансформирующуюся конструктивную структуру. В сложенном виде это небольшой пакет плотно упакованных стержней и вант с напряженными пружинами, соединяющими верхние и нижние узлы конструкции. Самовозведение конструкции происходит при освобождении пакета от фиксирующего его кольцевого троса за счет сжатия растянутых ранее пружин. При достижении конструкции рабочего положения она образует оболочку заданной кривизны, площадь которой в сто и более раз превышает площадь пакета. В настоящее время разработан ряд трансформирующихся конструкций, с помощью которых можно создавать различные по функциональному назначению и форме космические сооружения, возводящиеся в космосе из компактного состояния в проектное без участия человека. Один из них - проект космической гелиоустановки со стороной 100 метров. На проекте показано несколько вариантов ее конструктивного решения.
Второй аспект акцентирует внимание на ощущении и осмыслении реальной пространственной ситуации в околоземном пространстве. Этот аспект проблемы проиллюстрирован проектом обширного космического поселения. В нем ортогональная сеть задает пространственный и конструктивный модуль поселения и одновременно является человеческой метрикой и зрительным ориентиром в бесконечном и холодном космическом пространстве. Система заполнена жилыми и производственными модулями, частично свободна. Этот прием структурирования пространства, по нашему мнению, снимет ряд стрессовых ситуаций при жизнедеятельности человека в этом поселении. В какой-то мере такой подход дополняет известные ранние представления людей о небесной сфере со звездами, луной и солнцем, как о реально существующей хрустальной оболочке, за которую можно заглянуть. Наконец, третий аспект - формально-эстетический, связанный с поиском новой теории композиции, формального языка и его грамматики, который, как представляется, детерминируется отличными от земных физическими и психологическими реалиями космического пространства.
Естественно, что по этому поводу можно предложить только предварительные рассуждения. Например, такой вопрос, как наглядное представление бесконечности космического пространства в творчестве нашло одно из решений в области, далекой от космоса, - народном творчестве. Известная игрушка матрешка, вставляемая одна в другую, дает нам представление или образ дискретного перехода от микро- к макроформе и обратно, сообщая тем самым нашему сознанию импульс к освоению этого процесса как бесконечного и в сторону микро- и в сторону макрокосмоса. Подобный прием представления бесконечности уже часто используется. Я в своем проекте Тотального театра использовал этот прием для создания у посетителя ощущения, сходного с ощущением, получаемым от модели мироздания, в котором происходят сложные взаимодействия природного и искусственного, большого и малого, непрерывного и дискретного, организации и самоорганизации, бесконечного и конечного.
Моделирование для околоземного пространства.
«Декоративное искусство СССР», 1981