Михаил Матюшин. О Елене Гуро. Из записей 1933 г.
Эволюция Е. Гуро в большом и непрестанном движении к земле, к природе. Для нее Реальность вещей такая, какой нет почти ни у кого из художников образа и слова. И то и другое в ней непрерывно растет со временем и совершенствуется. Она издевается над идеалисткой-сестрой <...>, и никогда от нее не ускользает смешное, неверное в идеализме. Ее сарказм беспощаден. Но она великолепно понимает Шиллера и любит его. Вырастая и совершенствуясь, она сохранит редкую особенность глубоко и по-настоящему понимать реальность и ее противоположность — идеализм.
Она <...> обожает землю. Но она слышит и голоса земли и голоса небес, для нее это одно целое, и никто еще не написал более сложных вещей в этом смысле, как она. В Бедном Рыцаре она воплощает барона Кранца из Осеннего Сна и показывает его, отказывающегося от предков, от военной службы, несмотря на кнут и расправу отца. Он безгранично любит землю и все живое. Он говорит, что мы должны вернуть земле всю ту красоту, которую мы берем от нее, не ценя, не замечая, калечим.
В постоянном наблюдении этой великой мысли о восприятии и отражении всего живого движущегося душевного и физического мира, мира так называемых мертвых вещей, в которых она вы<разила> своим необыкновенным наблюдением и своими способами в рисунках и стихах, такую тонкость, такую из ряда вон выходящую талантливость передачи, что на ее вещах можно и надо учиться, как смотреть, как находить то живое, какое мы не видим по недостатку развитой наблюдательности.
Вот какой была та, которая была цементом группы футуристов.
РО ИРЛИ, ф. 656
Статья из книги: Елена Гуро. Поэт и художник. 1877-1913: Каталог выставки. Живопись. Графика. Рукописи. Книги. Автор-составитель и научный редактор каталога, автор выставки А. В. Повелихина. - СПб.: Мифрил, 1994. – 114 с.