Музыкально-поэтический вечер «В дверях Эдема»

Cтихи и романсы Александра Сергеевича Пушкина на музыку Николая Карловича Метнера с участием Заслуженной артистки России Яны Иваниловой (сопрано), лауреата международных конкурсов Екатерины Державиной (партия фортепиано) и Заслуженного артиста России Игоря Яцко.

Игорь Владимирович Яцко родился 30 августа 1964 года в Саратове.

В 1981 году он поступил в Саратовское театральное училище имени Ивана Артемьевича Слонова на курс Юрия Петровича Киселева, который был руководителем Саратовского Театра Юного Зрителя. Закончив в 1985 году театральное училище, он начал играть в Саратовском ТЮЗе. Кроме работы в театре, в этот период Игорь активно занимается чтецкой деятельностью и в 1987 году становится лауреатом Всероссийского Пушкинского конкурса чтецов. Читал Игорь повесть "Метель". В 1988 году Игорь Яцко становится студентом ГИТИСа, курс Анатолия Александровича Васильева. А дальше... дальше было очень много лабораторной работы, различных тренингов, опытов, исследований. Ведь театр Анатолия Васильева - это, прежде всего, школа, направленная на обучение актера. Именно в результате этих лабораторных работ, иногда длиною в несколько лет, на свет появилось множество великолепных и неординарных спектаклей с участием Игоря. "Да, заниматься тем театром, который создает Васильев, трудно. Это испытание на выносливость, на верность искусству и самому себе" - говорит Игорь. В 2001 году Игорь Яцко стал заслуженным артистом России. В начале декабря 2007 года Игорь Яцко назначен главным режиссером театра "Школа Драматического Искусства". В одном из саратовских джаз-клубов местные музыканты играли рок-н-ролл. В свободной атмосфере вечера спонтанное желание одного из зрителей выйти на сцену и почитать стихи вызвала всеобщее одобрение. Им оказался бывший саратовец, ныне москвич, заслуженный артист России Игорь Яцко, хорошо знакомый своими работами в кино. Читал Игорь стихи Николая Олейникова, который был расстрелян в Ленинграде в 1937 году. Тайфун энергии этого актера покорил зал. Такое же яркое было выступление Игоря в 2008 году: на юбилее ТЮЗа он читал Пушкина.

Яна Иванилова родилась в Москве. После теоретического отделения окончила вокальное отделение Российской академии музыки им. Гнесиных (класс проф. Валентины Левко) и аспирантуру Московской консерватории (класс проф. Нины Дорлиак). Стажировалась в Вене у профессора Ингеборг Вамзер (сольное пение) и у профессора Петера Берне (музыкальная стилистика), а также в Монреале у Мари Девалюи. Лауреат международных конкурсов. В разное время была солисткой Московского театра «Новая опера», сотрудничала с ансамблями старинной музыки «Мадригал», «Академия старинной музыки» и «Орфарион». В 2008 году приглашена в труппу Большого театра, с которой в 2010 году с успехом гастролировала в Лондонском театре «Ковент-Гарден». Репертуар певицы огромен и охватывает почти всю историю музыки. Особое место в творчестве Яны Иваниловой занимает камерное музицирование. «Сопрано Яна Иванилова — это настоящее открытие! Техника и великолепный льющийся голос сочетаются с элегантной фразировкой и лёгкой, как пух, манерой подачи. Она может усилить звучание голоса, когда ей это нужно, а на pianissimo он так легко парит в воздухе! Её интерпретация Шумана и Брамса была чарующей». Паули Читрон, радио «Classical 93,6 fm», Канада. «Вы знаете, - говорит Яна Иванилова - когда я выхожу на сцену, мне почему-то начинает казаться, что пою последний раз, что больше такое счастье не выпадет никогда, выкладываюсь, что называется, до дна. Впрочем, "вполголоса" не умею петь вовсе, ни на спектакле, ни на репетиции». Дуэт Яны Иваниловой и пианистки Екатерины Державиной уже достаточно известный и не один раз звучал в эфире нашего радио. Екатерина Державина закончила Российскую академию музыки им. Гнесиных (педагоги: Юрий Полунин, Валерия Полунина, Владимир Тропп), там же закончила аспирантуру. В 1989 году получила III премию и специальный приз за лучшее исполнение романтического сочинения на VIII Всероссийском конкурсе пианистов, в 1992 году - I премию на Международном конкурсе пианистов «И.С.Бах» «Филигранная точность», «блеск и мастерство полифонии», «дух сдержанности», «концептуальная мощь» — так отозвался рецензент журнала «Диапазон» об искусстве пианистки Екатерины Державиной. Двойной альбом из произведений Николая Метнера недавно был удостоен «Золотого камертона» — высшего «знака отличия» одного из авторитетнейших изданий в мире классической музыки. Рахманинов однажды обратился к Метнеру с такими словами: “…мало вижу я кругом настоящих и искренних музыкантов! Кажется, как будто Вы только один остались… Ваше время придёт. Уверен в этом!.. И я повторяю то, что говорил ещё в России: Вы, по моему мнению, величайший композитор нашего времени”. Эти слова из письма оказались пророческими. В настоящее время творчество Николая Метнера музыканты открывают заново.

Метнер - необычное явление на горизонте русской музыки, не имеющее связи ни с ее прошлым, ни с настоящим. "Едва ли можно назвать другого композитора, занимающего в семье русских музыкантов более обособленное место", - писал музыкальный критик Вячеслав Гаврилович Каратыгин. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных направлений, характерных для первой половины XX века. Пушкинская поэзия представлена и в последнем вокальном опусе Метнера, написанном уже на склоне его жизни. Композитора занимают в этой группе сочинений разнообразные задачи преимущественно характеристического плана. Наиболее интересная из них - высоко ценимая самим автором "Телега жизни", иносказательно характеризующая различные периоды человеческой жизни в форме удалой разухабистой дорожной песни. В последнем пушкинском цикле Метнера привлекают к себе внимание "Шотландская песня", "Ворон к ворону летит" и два испанских романса - "Пред испанкой благородной" и "Я здесь, Инезилья" с их характерным сложным, затейливо узорчатым ритмом.

12 февраля 2012