«Тотальный» театр Матюшина

Идеи Органической культуры, синтетический подход к изучению свойств художественного языка (форма-цвет) и связь их со звуком, концепция целостного бытия не могли не подвести Михаила Матюшина к идее создания нового синтетического театра.
С 1920-го по 1923 год ежегодно в память Елены Гуро Матюшин начал устраивать спектакли. Проходили они на квартире Эндеров, занимавших весь второй этаж 3-этажного дома на Петроградской стороне. Центральная комната-холл размером около 60 квадратных метров служила и сценой, и помещением для зрителей. Принимали участие Матюшин, Борис, Мария, Ксения, Георгий Эндеры, Николай Гринберг, жена Матюшина - Ольга Громозова, пианистка Раиса Лондон-Эшман и др. Среди приглашенных были художник К. Петров-Водкин, архитектор А. Белогруд, критик Н. Пунин, художник К. Малевич, писатель Андрей Белый и др.
Обычно темы постановок брались из произведений Гуро: «Осенний сон», «Небесные верблюжата» и др. Задачу, которую поставил Матюшин при создании спектаклей, - это «разбить» старую академическую коробку- сцену, погрузить зрителя в цвето-формовую и звуковую среду. Зрители помещались в центре действия, «сцены» были вокруг. Внимание зрителей «регулировалось» звуками и музыкой. Звуки наполняли пространство, они шли то сверху, то с боков, перекидывались через зрителя. Использовались рояль, скрипичные инструменты, гудение длинной струны, протянутой через всю комнату, шуршание веревки и т.д. Шумовые инструменты использовались в самых различных комбинациях. Разнообразная локализация звука создавала своеобразную «звуковую перспективу».
Новым было и то, что актеры как персонажи отсутствовали: они были скрытым механизмом, приводящим в движение объекты спектакля. Фактически это современные перформансы, когда зритель невольно вовлекается в пространственное действие спектакля с метафорическим представлением смысла.
При постановке спектакля «Небесные верблюжата» был найден способ, создающий иллюзию «расширения» пространства. Вошедшие зрители попадали в пространство, зажатое со всех сторон объемами, символизирующими облака белого цвета. «Облака» постепенно раздвигались и поднимались вверх, как бы втягивая зрителя.
В поисках тембрировки и освечивания звука и тембров озвучивания цвета, Матюшин предложил создать «музыкальный инструмент» «Свет-форма-звук- шум»[1]. Протягивалась веревка в виде квадрата, каждая сторона которой около метра. На одной стороне подвешивался красный шар величиной с тыкву и звучащий как гонг. Напротив него на другой стороне квадрата висел зеленый куб, издающий треск. На третьей стороне висела ромбообразная форма желтого цвета, издававшая звук низкого баса струнного рояля. Напротив этой формы висела спираль синего цвета со звуком свиста. Цвето-звуковой кинетический объект должен был демонстрировать связь форм со звуко- шумом и цветом.
В 1923 году Матюшин и Эндеры сделали «спектакль» «Рождение Света, Цвета и Объема». В центре комнаты от пола до потолка была установлена световая конструкция: колонна из белой бумаги, в которой при помощи лампочки, находящейся внутри, создавался бегающий свет. По потолку двигались световые кружки от фонариков. Это символизировало рождение Света. Внизу колонны находились скрытые цветовые объемы: высокий конус, куб, эллипс, шар, каждый окрашенный соответственно формирующему свойству цвета. Внутри объемов находились люди. Постепенно объемы поднимались, двигались, а шар, внутри которого был человек в красном, начинал кататься между объемов. Основная идея этой акции-спектакля - дать картину возникающих, «растущих» тел-объемов под влиянием света. Свет в органике не только озаряет, от него возникает рост, внутреннее движение, а также рождается цвет, играющий формирующую роль. Соприкасаются как бы два космогонических начала, небесное и земное, которые и порождают сущность органического мира. Звук пронизывал пространство, создавая неделимое единство.
Сущностью этого тотального, беспредметного театра Матюшина является «новая живая (органическая) геометрия», которая являлась основой художественного мышления этого художника и его учеников. Идеи Матюшина далеко опережали время. Они прокладывали вектор в будущее. «Космический реализм» - так определял Борис Эндер художественное восприятие Реальности, а Матюшина - как «одного из первых его зачинателей еще не названного никак при нем понятия». [2]

Алла Повелихина

[1] М. Матюшин. «Звуко-цвет». - РО ИРЛИ, ф. 656 д.36..

[2] Борис Эндер. Дневник. Запись 29 июля 1959. г. Частный архив, Рим..