Музей искусств XX-XXI вв.Выставки → "Музыка цвета"

К 115-летию со дня рождения автора

Татьяна Николаевна Глебова

TG2

« МУЗЫКА ЦВЕТА » живопись/графика

С 6 февраля — 6 апреля 2015 года

Татьяна Глебова (1900-1985) — живописец, график, книжный иллюстратор и театральный оформитель, жившая и создававшая свои произведения в среде и по «канонам» русского авангарда. Ученица Павла Филонова, супруга и соратница Владимира Стерлигова, соавтор Алисы Порет, близкий друг Даниила Хармса, Александра Введенского - этот список можно продолжать еще долго. Близкая по духу и востребованная ими при жизни, она как последняя из могикан продолжала сохранять заложенные традиции и творческое наследие столпов русской культуры XX века и после их безвременного ухода (одна из ранних картин Татьяны Глебовой «Групповой портрет» позже была переименована ею в «Братскую могилу»). «Все пережитое и переживаемое и то, что будет пережито, неминуемо отражается в моих работах», - писала Татьяна Глебова в своих дневниках, которые вела всю жизнь.

Секреты этой энигматичной и кроткой женщины приоткрывает в своей экспозицией Музей Органической Культуры (МОК). Гармония, к которой пришла художница, денно и нощно упражняясь с музыкальностью цвета или цветописью музыки, стала одновременно объектом и стремлением ее творческих поисков.

Впервые ответы на свои «музыкально-цветовые запросы» Татьяна Глебова (потомственная дворянка) нашла в мастерской аналитического искусства Павла Филонова, к которому поступила в ученицы после года учебы в консерватории и занятий в частной студии Александра Савинова. «Я — художник. Я — музыкант. Два начала боролись во мне: музыкальная отвлеченность и художественная привлеченность к красоте зримой. Я нашла П. Н. Филонова, и в его методе музыкальная незримая отвлеченность соединилась со зримой изобразительной стихией. Драма с музыкой разрешилась в художестве. Но любовь к музыке не прошла, а стала моей музыкой в изобразительном творчестве», - признавалась Татьяна Глебова.

Она писала картины маслом, акварелью, делала карандашные рисунки, декорации к спектаклям, оформляла книги. Участвовала в иллюстрации более 60 книг, в том числе в соавторстве с художницей Алисой Порет.

Ровесница XX века, Татьяна Глебова не переставала работать над пластичностью художественного языка даже в самые тяжелые годы Великой Отечественной Войны (в первую блокадную зиму в Ленинграде она похоронила отца, учителя, а следом за ними и свою мать). Кроме того, ей удалось сохранить почти все написанные к этому времени работы.

Позже в эвакуации, в Алма-Ате Татьяна Глебова встретила художника, ученика Казимира Малевича Владимира Стерлигова, который стал ей мужем. После окончания войны они вернулись в родной город вместе. Там и продолжилось их плодотворное сотворчество, которое длилось более 30 лет. Стерлигов высоко ценил мнение Глебовой и не считал излишним в этом признаваться: «Ты от Бога наблюдатель, тебе дана талантливость схватывать самое главное. Я пройду мимо ничего не замечу, а ты схватываешь суть», - говорил он ей. В мастерской Татьяны Николаевны на Петроградской стороне собирались ученики Владимира Васильевича Стерлигова, а также приходили  те, кто интересовался  их искусством .

Изобретение Стерлиговым нового прибавочного элемента — «кривой» и принципов «чашно-купольного бытия» обнаружили для Глебовой, как она писала, «необъятные горизонты». Так, сложный сплав идей Малевича и Филонова, прочувствованный и переработанный под руководством внутреннего голоса художницы, привнес уникальность в ее творчество. "Предметное искусство читается современным художником и зрителем как беспредметное, через непосредственное восприятие цветоформ и их музыкальное воздействие на духовное содержание, смыкаясь с чистотой Веры. Вера остается непоколебимо детской. Соединение детской Веры с развитием высокой чистоты интеллекта через аналитическую интуицию и через овладение синтезом (цельность картины) есть ближайшая цель современного художника", - писала художница в 1970-е годы.

На выставке МОК представлены работы за весь период творчества Татьяны Глебовой, от самых ранних произведений, созданных под влиянием аналитического метода Филонова, до картин в чашно-купольной пространственной парадигме. К концу жизни Татьяна Глебова выработала собственный художественный метод, который назвала «многовзорием». От «окружающей геометрии» Стерлигова она продвинулась в своей работе к «духовной геометрии». Произведения из более поздних циклов «Летающие формы» и «Портреты с многовзорием» также представлены на выставке в Музее Органической Культуры.

Работы Татьяны Глебовой хранятся в крупнейших российских музеях, в частности в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Ярославском художественном музее, Костромской картинной галерее, Архангельском музее, Музее Органической Культуры в Коломне и многих других.

Кураторы Алла Повелихина, Ирина Аликина

Коломна, Кремль, Брусенский переулок, 31

О Татьяне Глебовой... /Биография, статьи, размышления об искусстве./

 

Интервью Ирины Стерлиговой на выставке "Музыка цвета Татьяны Глебовой"




© 2015 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо