Музей искусств XX-XXI вв.Выставки → "Ученики Владимира Стерлигова"

Выставка "Ученики Владимира Стерлигова"

Afisha_v_statiu

Выставка "Ученики Владимира Стерлигова" расположена в Выставочном зале "Брусенский 31". Коломна, Кремль.

Владимир Васильевич Стерлигов - последний художник русского авангарда, ученик К. Малевича, сумевший выйти из супрематизма, создав оригинальную пластическую систему. Путь к новой системе начался издалека.Высшего напряжения эти новые искания достигли в Ленинградском государственном институте художественной культуры (ГИНХУК), где директором был Малевич, руководили отделами В. Татлин, М. Матюшин, П. Мансуров, Н. Пунин. ГИНХУК стал исследовательским центром по разработке посткубистических проблем. Здесь в общении с Малевичем и другими крупными мастерами двадцатых годов он овладел высокой культурой пластической формы и оказался подключенным к главным художественным проблемам, которые разрабатывались в новом русском и европейском искусстве.В I960 году в творчестве Стерлигова произошел резкий перелом, внезапный и неожиданный, как откровение. Т. Глебова писала: «15 апреля, в воскресенье, В. В. С. пошел рисовать на Крестовский остров один. И там в это время впервые увидел и нарисовал чашу неба и земли». Это был рисунок «Первая бабочка». Стерлигов по-новому увидел пространство, а затем и осознал его неожиданные свойства.Стерлигов отмечал: «Квадрат Эвклида был измерением метрическим, квадрат Малевича - явление нравственное. Природа двумерная и природа духовная». Пространственные формы Стерлигова тоже относятся к миру «духовной геометрии», не поддающейся формализации, не выразимой числом и мерой.В области цвета художник развивал своеобразную идею, которая дополняет открытия прежних лет.Малевич говорил, что цвет - это творец в пространстве. Стерлигов мог бы сказать: цвет - творец во времени.В своей живописи Стерлигов стремится преодолеть антиномию предмета и беспредметности. Его работы, даже фигуративные и натурные, часто содержат качества беспредметности. И наоборот, сама Беспредметность в открытом им пластическом мире вызывает природные ощущения - в цвете, в форме. Это происходит оттого, отмечает художник, что «кривая совпадает с природой». Стерлигов часто говорил о «касании» в живописи как явлении духовном и философском. «Прикосновение» - акт физический. «Касание» - явление духовное.

Молодым художникам, собравшимся вокруг Стерлигова, очень повезло: он раскрыл перед ними богатейшую художественную культуру русского авангарда, наглухо запечатанную в музейных запасниках. Он восстановил «связь времен», заполнив образовавшуюся пустоту.

Е.Ф. Ковтун.«Дух дышит, где хочет...Живопись и графика В.В. Стерлигова», статья дана в сокращенном варианте(1994-1995)

Автор проекта и куратор выставки - Ирина Аликина, арт-директор МОК.

Репортаж об открытии выставки "Ученики Владимира Стерлигова". tv "Культура" от 14.10.2016

Сюжет об открытии выставки "Ученики Владимира Стерлигова"

Презентация работ учеников В.В.Стерлигова.




© 2015 Музей Органической Культуры/Музей Российской Фотографии/Музей Традиции
при полном или частичном использовании материалов ссылка
на правообладателей обязательна - лицензия
© Arina Lin

Друзья музея


Музеи Коломны
Радио Благо