А. В. Повелихина. Статья из книги «Елена Гуро. Поэт и художник»

Елена Генриховна Гуро родилась в Санкт-Петербурге в 1877 году.

В 1890 г. поступила в рисовальную школу Общества поощрения художеств.

С 1903 по 1905 год занималась в студии Яна Ционглинского, а затем в художественной школе Елизаветы Званцевой (1906-1907), под руководством Леона Бакста и Мстислава Добужинского. Работала как живописец, рисовальщик и иллюстратор (иллюстрации к «Бабушкиным сказкам» Жорж Санд, стихотворению Александра Блока, рассказу Осипа Дымова и к собственным литературным произведениям).

Впервые как поэт выступила в 1905 г. в «Сборнике молодых писателей», участвовала в литературном объединении «Гилея».

Умерла от лейкемии 23 апреля (6 мая) 1913 г., похоронена на кладбище в местечке Уусикиркко, на Карельском перешейке.

Елена Гуро — один из главных инициаторов основания петербургского общества художников «Союз молодежи», сыгравшего большую роль в пропаганде нового русского искусства. Ее творчество определило «лицо» русского авангарда вместе с такими яркими фигурами, как В. Хлебников, В. Татлин, К. Малевич, П. Филонов, М. Матюшин, Б. Эндер и другие.

Гуро воспринимает мир как единое органическое целое, где все природные формы и среда существуют во взаимодействии. Вселенная - это единая гармоническая структура, включающая «святую», по определению Гуро, землю. Гуро непосредственно обращается к природе, к глубокому и непредвзятому наблюдению скрытых от простого глаза природных формообразований. Поэтому в ее работах нет «стиля», как закрепощенной формы. Даже систему кубизма, через живописную культуру которого прошли почти все русские художники-авангардисты, она определила как «прямой клочок травы и валик земли».

Творчество Елены Гуро и сама она как личность единосущны с природой. С молитвенной сосредоточенностью и в то же время с детской непосредственностью она радуется каждой травинке, цветку, ветке. Многочисленными зарисовками грибов, цветов, раковин, ягод, шишек заполнены ее альбомы 1900-х гг. Тема животных одна из главных в ее творчестве. К концу 1900-х -началу 1910-х гг. относятся блестящие рисунки кошек, лошадей, собачек (выполненные кистью, черной акварелью, тушью). Живописное панно середины 1900-х гг. «Ростки» — программное произведение Гуро, в котором отражены рост и движение природных форм. То же самое в живописной работе 1910-1911 гг. «Камень», но только здесь «мир становления» (движение и рост) в мире органическом. «Сказкой о камне» назвал эту работу художник Борис Эндер, последователь Гуро и также как она воспринимавший мир как единое целое. В ярких светоносных пейзажах 1910-1912 гг., выполненных темперой и акварелью («Золотой ствол», «Ствол сосны», «Ствол и камни») виден метод работы Гуро, который уподобляется методу «работы» самой природы: движение форм, цвета и точно найденное цветовое сцепление формы и среды.

Ее литературные произведения «Осенний сон», «Небесные верблюжата», «Бедный рыцарь», свидетельствуют о нравственных и духовных идеалах Гуро. Они основаны на всеобъемлющих заповедях Откровения. Все ее творчество проникнуто идеей Любви, Сострадания, Милосердия, Воскресения. Ее никогда не существовавший в действительности сын Вилли (Вильгельм Нотенберг, он же барон фон Кранц, принц Гильом, Журавлиный барон, Бедный рыцарь) — главное «действующее лицо» ее жизни и творчества, свидетельствует о сложном личностном мистическом опыте, основанном на вере в то, что наступит время преображения человека, когда грешное и плотское исчезнут. Путь к этому спасению через просветленное перенесение страдания - тема всех религий искупления.

Елена Гуро - истый проповедник экологической этики, столь актуальной всегда и особенно в наше время.

Жизнь Гуро была короткой, она прожила всего тридцать шесть лет, но жила она такой жизнью, какой она сама была:

Благодать в сердце и Благодать в делах.

В предисловии к сборнику «Трое», вышедшему в конце 1913 г. в память Гуро М. Матюшин писал:

«Вся она, как личность, как художник, как писатель, со своими особыми потусторонними путями и в жизни и в искусстве — необычайное, почти непонятное в условиях современности, явление. Вся она, может быть, знак.

Знак, что приблизилось время».

 

А. В. Повелихина

Статья из книги:  Елена Гуро. Поэт и художник. 1877-1913: Каталог выставки. Живопись. Графика. Рукописи. Книги. Автор-составитель и научный редактор каталога, автор выставки А. В. Повелихина. - СПб.: Мифрил, 1994. – с.9-12