О встрече с В. В. Стерлиговым вспоминает Елена Гриценко

Начало моей творческой практики относится к 70-м годам. Тогда, как и в 80-х годах, многим художникам пришлось испытать на себе силу давления советской машины подавления инакомыслия. Художники, даже просто сосредоточенные на решении чисто пластических проблем, становились идеологическими врагами коммунизма. И нечего говорить, что борьба с ними велась не только в области идей, а принимала характер истребления или вытеснения из жизни, лишения средств к существованию. И спасительной была в моей жизни роль Стерлигова: как истинный Учитель с большой буквы он отдавал своим ученикам часть своей огромной духовной энергии, и это давало силу жить и творить. Познакомил меня с творчеством, а затем и лично со Стерлиговым, Александр Кожин, который уже занимался у Стерлигова и относился к Владимиру Васильевичу с благоговением. Кожин рассказывал мне о системе Стерлигова, о занятиях, о вынужденной «конспирации», которую применял Стерлигов, оберегая своих учеников, тех, которые учились в Академии художеств. Знакомство со Стерлиговым было опасно. Стерлигова все называли «В.В.С». Учась в Академии, я увлеклась кубизмом, моими любимыми художниками были Пикассо, Брак, и я была подготовлена к восприятию пластических задач в живописи. Тем не менее была удивлена, поражена необычными работами Стерлигова, Глебовой, учеников. Удивило все, и маленькие размеры, и форма, и необычный цвет, его легкость, стремление к небу, удивили темы, понятия, например, кривая «прямокривая», цвето- и светоформы, выворачивающееся пространство, кубистический импрессионизм, «Чашно-Купольное бытие», зеркальность, сферичность пространства, Ангеловедение, Ангелы травы, Ангелы кустов и т.д. В работах полное отсутствие «хватки», навыков, внешних атрибутов мастерства, чем я была наполнена после Академии. Помню, как Стерлигов радовался моим первым робким рисункам, где я отбросила в сторону «Академическую хватку». Мне кажется, что значение его творчества, отражающее глубину духовных откровений, даже сейчас еще не до конца понятно и оценено в должной мере; как и значение его педагогической деятельности (выходящей далеко за рамки чисто формального обучения). Для меня среди множества художников, обращающихся к религиозным темам в творчестве, Стерлигов остается единственным высоко духовным художником нашего времени.

Пространство Стерлигова. СПб.: ООО «П.Р.П.» , 2001 (Авангард на Неве). С. 74